Чуть больше месяца остаётся до старта юбилейного 60-го сезона в истории Формулы 1, а российских зрителей вновь ожидают перемены. Ушедшая по окончании 2005 года с телеканала “Спорт” на “Рен ТВ”, “Королева автоспорта” вновь возвращается на единственный общедоступный в России спортивный канал. А это в свою очередь автоматически означает, что комментировать гонки вновь станет Алексей Попов.

 

“Добрый день, друзья! С вами российский голос Формулы 1”, - сколько раз любители Ф-1 слышали эти слова в начале эфира? Квалификации и гонки регулярно стартовали для российских зрителей ни с того момента как зажигались зелёные огни светофора, а со ставшего судьбоносным приветствия Алексея Попова. По признанию самого комментатора во фразе “российский голос Формулы 1”  не было указания на то, что именно он его собой являет, она служила символом сопричастности нашей огромной страны и мира больших автогонок. Голос как эфир. Тем не менее, в сознании болельщиков это приветствие безотрывно ассоциируется именно с Поповым.

 

Отношение к бессменному на протяжении многих лет “российскому голосу Формулы 1” в среде постоянных зрителей ощутимо разнилось. Болельщики “Феррари” в период доминирования “красных” упрекали комментатора в предвзятости в оценках и даже в нелюбви к Михаэлю Шумахеру. Хотя в целом отношения между Поповым, аудиторией и Формулой 1  были почти идеальными. Отдельные разногласия (вроде вышеперечисленных) не позволяли им перерасти в область утопических, тем не менее, когда по ту сторону экрана пронёсся слух о том, что Ф-1 будут вести другие люди, ответную реакцию лучше всего характеризует слово “шок”.

 

“По признанию самого комментатора во фразе “российский голос Формулы 1”  не было указания на то, что именно он его собой являет”

 

В 2006-м году завершил карьеру семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, поставив точку в формульной эпохе, тянувшейся ещё с середины 90-х. Так уж совпало, что по окончании этого года разошлись дорожки у Алексея Попова и телеканала “Рен ТВ”. Комментатор, с которым зрителям волей неволей приходилось разделять в репортажах все горести и радости формульных баталий, также отошёл от дел.

 

К чему такие сравнения? Что ж, в зрительском восприятии того или иного события не всегда на первом месте стоит то, что ты смотришь - порою важнее то, как тебе это подают, и кто это делает. Происходит своеобразное привязывание личности и действия, а при потере первой составляющей, теряется интерес и ко второй. Например, после ухода Шумахера-старшего Формула 1 стала более конкурентоспособна, что привлекло в её ряды новых почитателей, но одновременно большое количество людей охладело к ней из-за того, что закончилась эпоха их кумира.

 

“После ухода Шумахера-старшего Формула 1 стала более конкурентоспособна, что привлекло в её ряды новых почитателей, но одновременно большое количество людей охладело к ней из-за того, что закончилась эпоха их кумира”

 

Любопытно, но в России происходило похожее явление (разумеется, в несравнимо меньших масштабах), когда часть зрителей на полном серьёзе заявляла, что Формула 1 без Попова – это не Формула 1. Или сначала говорили то же самое про уход Шумахера, а уже потом добавляли, как бы между прочим, про Попова. И это несмотря на то, что раньше ругали его на чём свет стоит, если вдруг, по их мнению, “Феррари” (или кого-то ещё) пытались “сглазить” в прямом эфире.

 

Самое интересное, что сейчас, уже спустя два года после условного начала “новой” Формулы, где за титул сражаются совсем другие пилоты, чем несколько лет назад, а главное - появились новые любители данного вида автогонок, для многих родными стали голоса двух Александров: Каминского и Кабановского, комментировавших в этот период времени Формулу 1 на “Рен ТВ”. Наверняка, приличная часть аудитории не захочет расставаться уже с ними. “Большой цирк”, конечно, поражает своим гигантским размахом, но вместе с тем, все так или иначе причастные к нему – строго наперечёт. 

 

“Большой цирк”, конечно, поражает своим гигантским размахом, но вместе с тем, все так или иначе причастные к нему – строго наперечёт”

 

У России вообще оригинальные отношения с Формулой 1. То, что в нашей стране любят “Королевские автогонки” – факт, но вместе с тем все тематические печатные издания недолговечны. Даже проживший пять лет ежемесячник “Формула” весьма неплохо продававшийся не смог удержаться на плаву. Приходившие ему на смену Grand Prix и F-1 Racing постигала та же участь. Впрочем, последние вновь решили попробовать свои силы на рынке СМИ.

 

Также и с непостроенной в нагатинской пойме и ещё целом ряде других мест трассой, пригодной для проведения одного из этапов в календаре Ф-1. В прошлом году в этом направлении был сделан качественный шаг вперёд, когда Дэвид Култхард вместе с архитектором Германом Тильке и ещё многими уважаемыми в мире “Большого цирка” господами прибыли в Волоколамский район Московской области на церемонию “закладки первого кирпичика” будущей трассы Moscow Raceway. Но и тут стопроцентной уверенности пока нет.

 

Единственное, что можно сказать наверняка, - это то, что уже в конце марта примет старт 60-й сезон в Ф-1, сезон революционный в плане изменившихся технических требований и новых финансовых реалий. Но как бы там ни было в далёкой для первой Формулы России, не имеющей ни трассы, ни стабильного периодического печатного издания, в которой до сих пор не вырос ещё ни один пилот, участвовавший в “Королевских автогонках”, несмотря на всё это будут внимательно следить за всеми хитросплетениями борьбы за титул чемпиона мира, чтобы в конце сезона вопить от счастья или от обиды, что именно так всё закончилось в сезоне Ф-1 2009.

 

Николай Никифоров, Sport.ru      

 

           

        

 

  

Sport.ru