Виталий Петров. Жертва французской экспансии
Насколько удачным получился год для единственного представителя России среди пилотов Формулы 1? Трудно сказать однозначно. С одной стороны, ни единого очка за сезон – худший результат в карьере. С другой, практически полное доверие руководства новой команды, если не считать одной мелочи. @Sport.ru думает, что Виталию Петрову в межсезонье не стоит предпринимать каких-либо скоропалительных решений.
Год назад казалось, что карьера первого российского гонщика в Формуле 1 бесславно окончена. Самым обидным казалось то, что от самого Петрова не зависело практически ничего. Его весь сезон кормили обещаниями о продлении контракта, но в итоге выставили за порог базы в Энстоуне. Даже если бы Виталий привёз в командную копилку очков сто по итогам сезона, он был обречён. Почему?
Эрик Булье – один из тех людей в автогонках, чьим комплиментам верить нельзя, а вот негодование следует воспринимать за чистую монету. После двух подиумов в первых двух Гран-при сезона-2011 первый человек в команде вёл себя вызывающе спокойно. Мол, мы одни из фаворитов сезона, нам полагается выступать именно так. Зато когда начались сбои и сходы, Булье только и знал, что критиковать и принимать соломоновы решения. И забывал при этом об одном – главной причиной провала "Лотуса-Рено" был именно он. Человек, который не сумел нормально скоординировать работу конструкторов, из-за чего новый болид получился неконкурентоспособным подобием решета. Человек, который любое наказание своей команде воспринимал стоически и не пытался апеллировать, даже если наказание было незаслуженным.
Тони Фернандес оказался совсем иным. Бизнесмен из Малайзии оказался простым в доску парнем, который всегда говорит то, что думает. А думает о чём-то плохом он очень редко. Да, сезон у "Катерхэма" фактически ушёл псу под хвост в силу излишней заинтересованности босса своим новым проектом – "Куинз Парк Рейнджерс", но было заметно, что атмосфера в боксах и на базе вполне рабочая. Если уже Фернандес решился приютить вечно невезучего Хейкки Ковалайнена, то о каком недоверии к кому-то может идти речь?
"Тони Фернандес оказался совсем иным. Бизнесмен из Малайзии оказался простым в доску парнем, который всегда говорит то, что думает. А думает о чём-то плохом он очень редко"
Однако прошёл год, и Петров снова оказался в заколдованной петле. Казалось бы, после удивительно позитивной концовки сезона (в Бразилии россиянин финишировал в шаге от очковой зоны, едва не переписав историю команды) его судьба предрешена. Гонщик был доволен сотрудничеством с конюшней, взаимное удовлетворение тоже имело место, но появление на горизонте Шарля Пика спутало все карты. Для многих ясно, что экс-пилот "Маруси" должен занять место Ковалайнена, но и Виталий не знает, что будет дальше. "Ясность относительно моего контракта на следующий сезон станут известны примерно после субботы. Переговоры продолжаются, мы работаем, движемся, но даже их предварительные результаты пока сказать не могу, время покажет".
Надо прежде всего сказать, что мода на французских пилотов слишком уж заразительна, и началась она с … Берни Экклстоуна, который возжелал вернуть королевские автогонки на французский рынок. А как это сделать без достойных наследников Алена Проста? Случай с Гран-при Индии-2011, когда Ярно Трулли на одну гонку уступил место в кокпите Каруну Чандхоку, весьма показателен. Но это Индия, где автогоночные традиции на таком уровне только зарождаются, а Франция есть Франция. И вот уже команды одна за другой потянулись за перспективными и талантливыми юношами.
Но отдачи пока что никакой. Ромен Грожан, на которого поставил всё движимое и недвижимое имущество в придачу к совести Булье, львиную долю своих очков набрал благодаря хорошему болиду, а не навыкам пилотирования, больше запомнившись авариями и столкновениями. Жан-Эрик Вернь выступил лучше, чем партнёр по "Торо Россо" Дани Риккьярдо, но оказался типичным "бухгалтером". Для него было лучше доехать до финиша за пределами очковой зоны, чем, не приведи Господь, ввязаться в какой-то авантюрный обгон и вылететь с трассы. О Пике и говорить нечего. Можно многое списать на то, что вместо толковой машины у Шарля была дырявая посудина с массой неполадок, но отсутствие той самой "искры", которая была как у Проста, так и у менее выдающихся героев вроде Жана Алези, только слабым техническим оснащением не объяснишь.
Впрочем, и Петров сам по себе не является таким уж выигрышным вариантом. В случае с Виталием надо помнить о двух вещах. Первая – у россиянина, в отличие от большинства действующих пилотов, нет какой-то своей "фишки" как в гоночном плане, так и за пределами трека. Как верно заметил один из британских комментаторов, Петров окончательно слился бы с толпой, если бы не был русским (да, для Запада русский гонщик – такая же экзотика, как и политический деятель из Папуа - Новой Гвинеи). Вторая – Петрову даже при более слабом напарнике не суждено быть первым пилотом. Это просто не его призвание. Виталий может заставить кого-то из конкурентов своего более элитного напарника увязнуть в пелотоне, может внезапно привезти подиум-другой за сезон на действительно хорошем болиде, но он не лидер и никогда им не будет.
"Если учесть, что "Катерхэм" в новом году собрался добавить на машину несколько полезных новинок (в том числе и DRS), то пара пилотов Пик – Петров может выглядеть очень интригующе"
Если учесть, что "Катерхэм" в новом году собрался добавить на машину несколько полезных новинок (в том числе и DRS), то пара пилотов Пик – Петров может выглядеть очень интригующе. Всё ещё амбициозный и перспективный новичок, спину которого прикрывает опытный, пусть и шальной боец – так и должно быть обычно в командах, которые только пытаются на что-то претендовать. Но не исключено, что россиянин останется без работы, если Фернандесу захочется добавить к Шарлю такого же юного, рыжего, честного и влюблённого. Кого? Да того же Хайме Альгерсуари, который оставил отличное впечатление своей наглостью и настырностью.
Напоследок стоит угомонить патриотов. Петров скорее окажется в какой-то из низших гоночных серий, чем свяжет себя обязательствами с "Марусей" – это он дал понять ещё год назад. Российский триколор на крыле болида уж никак не послужит достаточной мотивацией для сотрудничества, тем более, что для гонщика эта деталь кажется чуть ли не единственным плюсом. Так что остаётся лишь смотреть в небо и ждать новостей. Но если возможность остаться под крылом Фернандеса всё-таки будет, то лучше поблагодарить старину Тони за доверие и никуда не дёргаться. В наше время ведь нет ничего важнее стабильности.
Иван Манчев, @Sport.ru
Комментарии