На Гран При Монако впервые в этом сезоне Формулы 1 на трассе появилась машина безопасности, там же впервые гонщики увидели перед своими глазами красные флаги. Может быть, для кого-то это и показалось интересным, но только не для тех пилотов, что стали тому причиной – ведь обратной стороной интриги был риск для их жизней. Иронией же является то, что именно в Монако было окончательно решено, что с 2013 года Формула 1 в угоду экологии перейдет на четырёхцилиндровые моторы…

Безусловно, Монако – это жемчужина чемпионата. Что в спорте, что в жизни наиболее ценно то, что подкреплено традициями, что имеет под собой историю, которая всегда кажется интереснее настоящего. И гонка в Монако – как раз такой случай. Убери её из чемпионата – и чемпионат навсегда станет другим. Но порой традиции можно спутать с архаизмами времени. И Монако, к сожалению -  как раз такой случай.

Конечно, тут стоит пояснить, поскольку, если вам вдруг подумалось, что я ратую против этого этапа – вы глубоко ошибаетесь. Знаете, за последние годы в королеве автоспорта проделан гигантский объём работы по улучшению безопасности пилотов. В частности, современный кокпит – это своеобразное бомбоубежище, разрушить которое возможно, но только при наличии огромного желания и чрезвычайно экстремальных обстоятельств.

И ведь работа продолжается, хотя можно было бы делать его таким же хрупким, как во времена Аиртона Сенны – и это можно было бы назвать традицией, потому что огромная скорость – это и огромная опасность: так рисковали лучшие пилоты прошлого, почему бы не поставить в те же условия современных? Но это ведь была бы не традиция, правда? А глупость, чистейшая, кристальная глупость.

Это всё я веду к тому самому выходу из тоннеля в Монако – скажите, ради чего до сих пор существует это "место встречи", жертвами которого чуть было не стали Росберг, Петров и Перес? И это только о тех, кто участвовал в последнем уикенде, если перелистать историю прошлых гонок, то число возможных и реальных жертв станет пугающим. Это ведь риск, сравнимый с игрой в русскую рулетку, когда в барабане половина патронов. Скажите на милость, а ради чего?

"Да, Формула 1 – это спорт, да, спорт без риска не может быть, но, прошу прощения, ехать по городской трассе со скоростью под триста – риска мало, вы считаете?"

Ведь на подъезде к Nouvelle Chicane мастерство пилотов имеет роль, но даже идеальный пилотаж на этом участке трассы гарантирует лишь 50% вероятность безаварийного прохождения виража, учитывая качество дорожного покрытия в этом месте и скорость машины. Таким образом, каждый раз пилот должен либо перестраховываться до нельзя, либо рисковать своей жизнью или здоровьем с шансами на успех 50/50. Даже у парашютистов шансов побольше.

И это, по моему глубочайшему убеждению, архаизм трассы в Монако. Сразу после аварии Переса об этом говорил и Дженсон Баттон, который знал, что почувствовал при ударе Серхио. Королева автоспорта стремится к экоголичности своих машин, навязывая производителям четырёхцилиндровые моторы с наддувом, но при этом допускает возможность существования таких участков трассы в календаре чемпионата мира. Не кажется ли вам, что здесь есть место неувязочке?

Как переделать этот вираж – это вопросы не ко мне, а к Герману Тильке – ему и знаний, и фантазии хватит. Что же касается необходимости перемен, то они очевидны. Да, Формула 1 – это спорт, да, спорт без риска не может быть, но, прошу прощения, ехать по городской трассе со скоростью под триста – риска мало, вы считаете? Монако останется жемчужиной чемпионата и без этого отбойника, куда в случае чего будут приносить цветы.

Вопрос же о том, чтобы вообще убрать городские этапы из календаре – глуп до невозможности. Монако должен быть частью чемпионата и последняя гонка дала несколько весомых аргументов в пользу этого. Вот у нас в этом году появился KERS, появилась опция заднего антикрыла, и что? Куда их применить в Монако? Это есть чистый пилотаж, гонки как они есть, без всякой шелухи, напоминающий компьютерную игру. Можешь и не боишься – you are welcome, а нет – не быть тебе чемпионом.

Наверное, это был самый впечатляющий этап всего чемпионата. Вряд ли мы увидим где-то в этом году что-то похожее на обгон Шумахера в исполнении Льюиса. Вряд ли когда-то в Монако будет всё обходится без аварий, но одно дело риск Виталия Петрова, когда он уходил от столкновения с Toro Rosso, но не избежал удара об отбойник (вины или ошибки россиянина тут нет и в помине), а другое – авария Переса. Гонки должны быть автоспортом, а не русской рулеткой.

Алексей Данилов, @Sport.ru   

Sport.ru