Швед. Супер
Сегодня, 11 сентября, тридцатая годовщина со дня гибели Ронни Петерсона. Гонщика, который так никогда и не стал чемпионом, но по праву считается одним из лучших пилотов, когда-либо принимавших участие в чемпионатах Формулы 1.
Петерсон родился 14 февраля 1944-го года в городке Эребру, что находится в Швеции. Младшие годы провел в картинге, где четыре года подряд становился чемпионом национального первенства.
В 1967-м Ронни пересаживается в автомобиль класса Формулы 3, который сконструировал его собственный отец. Великолепные выступления не остаются без внимания, и уже в следующем году Петерсон выступает на автомобиле итальянской команды "Tecno". Ещё через год, в 1969-м, чемпионат Формула 3 ему покоряется.
После этого новому "золотому мальчику" открылись двери в мир Формулы 1. Здесь, в 1970-м году, он дебютирует за рулем автомобиля "March" а уже на следующий год становится вице-чемпионом, уступив лишь Джеки Стюарту на "Tyrrell". 72-й год не выдался таким удачным в плане выступлений, Петерсон закончил сезон лишь на девятом месте, но зато ему удалось сделать очень важный шаг – подписать контракт с чемпионской командой "Lotus", в которой он проведет 3 года, с 1973-го по 1975-й.
В 1973-м, то есть, практически сходу, Петерсон выигрывает четыре Гран При. Следующий сезон – и ещё три победы. Надо сказать, что мастерство, с которым Петерсон управлял автомобилем, и та, скорость, которую он умел выжать, производили огромное впечатление на всех, кто видел гонки с его участием. И даже тусклый 1975-й, когда на безнадежно устаревшем шасси он смог выиграть только шесть очков за сезон, не лишили Петерсона прозвища "Супер швед".
В 1976-м, изголодавшийся по успеху Ронни возвращается в "March", и на Гран При Италии, на стартовой решётке которого он был лишь восьмым, завоёвывает незабываемую победу. Впрочем, она была лишь лучиком света в тёмном царстве сходов, которые преследовали Петерсона весь тот год. Поэтому в 1977-м он уходит в "Tyrrell", где мучается с шестиколесным автомобилем, который команда тогда использовала. В календаре чемпионата-77 было 17 гонок, а финишировать Ронни смог только в 6 из них. Лучший финиш произошел на Гран При Бельгии, но это не была победа – только третье место.
Памятуя о славных деньках в "Lotus" в 1978-м Петерсон возвращается в команду Колина Чепмена, в которой становится напарником американца Марио Андретти. Этот переход был мудрым решением. Команда, использующая на своем автомобиле "Lotus 79" новаторское решение увеличения прижимной силы – граунд-эффект – доминировала весь сезон-78: Андретти одержал шесть побед, Петерсон поднимался на первую ступень пьедестала дважды.
В том же году, накануне Гран При Италии Петерсона настигли неприятности. Из-за механических проблем он смог квалифицироваться только пятым, в то время как Андретти взял поул. Затем, на утренней разминке Ронни попал в аварию, автомобиль был основательно поврежден, и на старт швед был вынужден выехать на устаревшем "Lotus 78".
Сразу после старта, в первом повороте произошло столкновение "Arrows" Риккардо Патрезе и "McLaren" Джеймса Ханта. Хант, в свою очередь, врезался в автомобиль Петерсона и отправил того в защитный барьер. Над трассой в доли секунды взвилось пламя, это горел "Lotus" Петерсона. Из ада гонщика вытаскивали Хант и Клей Регаццонни. Ронни отправили в госпиталь.
Несмотря на ожоги средней тяжести и серьёзные травмы (ноги Петерсона были, буквально, искрошены – он получил переломы в 20 местах), врачи не углядели опасности для жизни гонщика. К вечеру сложная операция была завершена, состояние пилота оценивалось как стабильное, и паддок едва вздохнул с облегчением. Но уже к раннему утру следующего дня в организме Петерсона вспыхнула эмболия – существует версия, что это произошло из-за того, что через многочисленные переломы костный мозг просачивался в кровь. Врачи констатировали смерть Петерсона. Ему было только 34 года.
Ронни Петерсон был пилотом, от бога одарённым природной скоростью, и Формула 1 в каком-то смысле осталась обескровленной его неожиданной гибелью. Насколько он был агрессивен на трассе, настолько он был приятным в жизни, а потому на его похоронах были не только основатель "Tyrrell" Кен Тиррелл и менеджер "Lotus" Колин Чепмен, но и целый ряд пилотов, включая Ханта, Стюарта, Джоди Шектера, Джона Уотсона, Эммерсона Фиттипильди и Ники Лауду.
В 1978-м Марио Андретти завоевал свой первый (и единственный) титул чемпиона Формулы 1. Петерсон был объявлен вице-чемпионом посмертно. Преждевременная кончина шведа заставила Формулу 1 по-новому взглянуть на стандарты безопасности и разработать те меры, которые многие годы охраняют бессчетное количество пилотов от подобной судьбы.
Татьяна Монтоя, Sport.ru
Комментарии