Плати – смотри
Платное телевидение с каждым годом занимает всё более важную роль в спортивной жизни России. Вдохновлённый сообщением о переходе прав на показ баскетбольной Евролиги к ведущей спутниковой телекомпании России, Sport.ru рассуждает на тему пользы платного телевидения для спортивной жизни страны…
Конечно, всегда в этом вопросе будут оптимисты и пессимисты – к первым будут относиться обладатели "тарелки", а ко вторым, те, кто ею ЕЩЁ не обзавёлся. ЕЩЁ потому что это, в конечном счёте, неизбежно. Так вот, в дальнейших повествованиях хотелось бы отойти от бытовой проблемы как можно дальше, потому что наличие в рассуждениях "понахапали" явно правильности выводов не добавляет. Хочется понять, полезно ли это для нашего (и не только) спорта и самое главное почему.
А потому оттолкнёмся о такой "вещи" как российская премьер-лига. Наши руководители имеют свойство очень много говорить и обещать, так вот, футбольные чины вот уже который год собираются вывести чемпионат России "на европейский уровень". И вот одним из шагов к этому, по моему мнению, очень взвешенным и обдуманным, стала продажа эксклюзивных прав уже упомянутой телекомпании. Но под влиянием народных, а точнее болельщицких, волнений телекомпания эта часть "пирога" вынуждена была отдать общедоступному "Спорту". Хорошо ли это? Повторюсь, мы говорим о пользе для спорта, а не для нас любимых, которым не шибко хочется в семейный бюджет вносить дополнительную статью расходов. Для самого футбола, а точнее российской премьер-лиги, это плохо.
Не секрет, что у нас в чемпионате есть так называемый "пул" – группа середняков, которые занимают места в середине таблицы на протяжении нескольких лет подряд. Именно от этих клубов можно в концовке ожидать "интересных" результатов в очных противостояниях. И если кто-то хочет сказать, что с такими "тараканами" мы можем реально поднять уровень чемпионата – нагло соврёт, очень надеюсь, что хоть покраснеет.
Ведь таким образом мы получаем систему, при которой есть группа лидеров, решающих медальные и еврокубковые вопросы, две команды на вылет и "пул", который от этого вылета страхуется. Это никакие не открытия, это правда российской футбольной жизни, известная, к сожалению (а может и к счастью), очень многим.
Тут-то и вылезает польза от платного телевидения. Ведь эта телекомпания не за "спасибо" права покупает, за деньги, которые идут на развитие самой лиги и, самое главное, на призовые командам. Призовые не копеечные, а сопоставимые с бюджетами некоторых клубов РФПЛ (надо признать, не многих). И если бы команда "А", находясь на десятом месте за пять туров до конца чемпионата, знала, что если "вёсла" не бросать, а попробовать подняться на 9-ую строчку, то вместо 5 рублей призовых она получит 15 – совсем в другой футбол эта команда играла бы.
Ведь сейчас у нас получается, что строчки с 8-й по 12-ю абсолютно "мёртвые" – и в еврокубки не попадёшь, как не потей и не вылетишь – тут никакого "таланта" не хватит. А значит за несколько туров до конца команды, на этих позициях расположившиеся, могут "решать задачи" любого рода, не заботясь об итоговом месте.
Во всём мире развитие и процветание футбольных лиг происходит посредством продаж прав на трансляции и распределение прибылей между клубами в соответствии с занятыми ими позициями. Это нормально и это очень полезно для процветания в футболе спортивного принципа, но мы как всегда, немного перефразируя, "топчемся своим путём".
2 сентября стартовал первый розыгрыш Континентальной Хоккейной Лиги, матчи которой будет транслировать общедоступный "Спорт". Тут у руководителей Лиги просто не было выбора – никто не решится заплатить серьёзные деньги за показ проекта, успех которого никто не гарантирует. Помимо минусов КХЛ как хоккейной лиги, о которых нам рассказал коллега Тютюнник, есть и минусы чисто экономического характера.
Третьяк уже сказал, что это европейский прототип НХЛ, который аналога в скором времени затмит. НХЛ – в первую очередь, бизнес-проект, цель которого получение прибыли. И основной источник доходов - именно трансляции, которые разлетаются среди телекомпаний, как горячие пирожки, ценник которых содержит по меньшей мере шесть нолей. КХЛ, если хочет заокеанскую лигу "переплюнуть", должна начать зарабатывать и здесь альтернативы, которая, например, есть у клубов НХЛ (хоть и не самая лучшая) в виде огромных арен и продажи на них абонементов, нет – европейские арены очень малы по своей вместимости, чтобы на них можно было зарабатывать серьёзные деньги. А значит остаются трансляции. Первый год на "Спорте" – вариант, несомненно, оптимальный – дабы покрыть наибольшую аудиторию, найти свою публику и торжественно закрепить с ней узы взаимной любви, но в дальнейшем… Без серьёзной финансовой подпитки, коей является продажа прав на трансляции, КХЛ даже вряд ли дотянет до статуса "младшего брата", а посему уход с общедоступных каналов неизбежен.
Неизбежен в том случае, если мы действительно хотим иметь Лигу, сопоставимую по мощи с НХЛ, потому что каким бы ни был энтузиазм, а пока новая лига теплится на нём, деньгах спонсоров и пережитках суперлиги, рано или поздно он упрётся в материальный ресурс, а в этом аспекте КХЛ до НХЛ намного дальше, чем две буквы алфавита.
Алексей Данилов, Sport.ru
Комментарии