Никто и не сомневался
Завершился последний асфальтовый этап чемпионата Мира по ралли в этом году. Здесь были и обидные сходы, и героические прорывы в зачётную восьмёрку после неудачного старта, и острая борьба на протяжении всех трёх дней. Хотя, кто выиграл, Вы и так прекрасно понимаете. Асфальт, всё-таки…
Дороги первого дня ралли пролегали в сельской местности, к юго-востоку от Аяччо. Знаменитых гор в меню ещё не предлагалось, но и на равнине экипажи подстерегало немало испытаний.
СУ1/4: Аква Дориа – Серра ди Ферро (15.92 км)
Спецучасток был недавно (три года назад) включён в маршрут. Если бы пилотам не приходилось отлавливать хитрые повороты, спрятанные за перегибами продольного рельефа, то можно было всласть насладится прекрасными видами залива этого порта. Как всегда, если есть возможность, пилоты режут здесь повороты. Следовательно, чем позднее стартует экипаж, тем с более грязной дорогой ему предстоит иметь дело. Ну, а на повторном прохождении в некоторых местах очень скользко. Дорога из узкой и накрученной на старте к середине СУ превращается в довольно сносную, в две ширины машины. Финиш участка располагается в живописной маленькой деревеньке.
Себ сразу обозначил, кто в доме хозяин. Четыре секунды превосходства после первого же скоростного участка. Француз, правда, совсем не лучился безмятежностью: “Я не особо люблю этот спецучасток, слишком он накрученный. Здесь у нас были неплохие настройки, но на последующих СУ, в особенности, протяжённых, шинам будет очень непросто“. Микко Хирвонен, в отличие от Испании начал радовать болельщиков своим темпом с самого старта. В споре вторых пилотов сильнее также был представитель “Двойных шевронов“ – Даниэль Сордо опередил Франсуа Дюваля. Яри-Матти Латвала, которому во что бы то ни стало нужно реабилитироваться в глазах руководства заводской команды за свои блеклые выступления на предыдущих этапах, также взял неплохой ритм.
Позади пилотировавшего на грани разумного Латвалы расположились экипажи “Субару“. С первых же километров японская машина проявила необузданный нрав, скользя и блокируя тормоза. Ещё хуже дела обстояли у молодого норвежского пилота Андреаса Миккельсона. Андреас опоздал на старт и получил жестокое наказание в 80 секунд, что отыграть в нормальных условиях невозможно.
СУ2/5: Портильоло – Бокка Альбитрина (16.52 км)
Один из участков с классическим для Корсики характером. В поворотах много камней, поэтому резать дорогу не рекомендуется. По краям дороги появляются знаменитые обрывы. По пути к финишу экипажам предстоит пронестись деревенским улочкам в Бельведере и Гросса, чтобы затем нырнуть в спуск по довольно узким абразивным дорожкам.
Лидер чемпионата начал уходить в отрыв. Его темп пытался выдерживать до поры до времени Сордо. Хирвонен с Дювалем в удобном для финна порядке потихоньку “отваливались“ от “Ситроенов“. Ещё один претендент на финиш в зачётной восьмёрке, эстонец Урмо Аава, практически лишился надежд на очки из-за механической неисправности. Замена амортизатора прямо на перегоне между участками, опоздание на старт, штраф в 60 секунд, плюс 30 секунд отставания на самом спецучастке из-за продолжавшихся проблем.
СУ3/6: Арбеллара – Оленне (27.42км)
Небольшой “привет“ из Испании. Почти что автодром со стремительными участками и практически новозеландскими виражами. Асфальтовыми, конечно. Естественно, это “кольцевое“ удовольствие доступно не сразу после старта, а через несколько километров, когда пилоты минуют деревеньку Лоренто ди Таллано.
До поселения этого не добрался один заводской пилот. А именно, Дани Сордо, обеспечивший тем самым сохранность интриги в зачёте производителей - “Ситроену“ теперь не добыть титул в домашних условиях. Испанец на самом старте СУ заложил лихой вираж и приложился водительской стороной о скалу. Поначалу руководитель спортивного подразделения “Ситроена“ намеревался выпустить экипаж обратно на трассу в субботу по системе СупеРалли (с временными штрафами за каждый пропущенный СУ). Но после тщательной инспекции обнаружилось, что во время аварии пострадал каркас безопасности, а с такими повреждениями ни один вменяемый судья к участию в гонках не допустит.
Себастьен тем временем не особо спешил. Но это не значит, что он пилотировал расслаблено. “Пришлось потрудиться, - сообщил после финиша француз. – Я изо всех сил старался сохранить шины. Днём будет гораздо труднее. Но, так как в Испании особых проблем с шинами не было, то и здесь, будем надеяться, их также не возникнет“.
Пара “Фордов“, естественно, мчалась чуть медленнее Себа. Позади трио лидеров наконец-то свой темп нашёл Петер Сольберг. Несмотря на проблемы с прогревом шин на первых километрах норвежца прессинговал реабилитирующийся Латвала. Трудно пришлось на спецучастке Урмо Ааве. Из разбитого амортизатора вытекло всё масло, узел держался на двух болтах, и на ухабистых дорожках машина была просто неуправляемой. Седьмое место на СУ равносильно локальной победе.
В молодёжном чемпионате кипели свои страсти. На волне успеха в испанском ралли чех Мартин Прокоп взялся за дело, засучив рукава: “Я серьёзно атаковал на первых СУ. Я хотел проверить, на что способна моя машина, и что смогут ответить мне остальные пилоты. Было бы здорово выиграть здесь. Ещё лучше было бы заработать второе место по итогам чемпионата“. Второе место занял местный пилот Пьер Кампана на “Рено Клио“. Успех француза примечателен и тем, что первые два этапа чемпионата он провёл в качестве штурмана. Редкая для ралли рокировка. Претенденты на чемпионство, Себастьен Ожье и Аарон Буркарт держались в тени. Лидер чемпионата, Ожье, видимо, вынес урок из своего поражения в Испании : “Я попробую прибавить позднее, сейчас всё нормально. Я держу в голове расклад в чемпионате. Это моя тактика на это ралли“.
В дневном перерыве перед повторными проездами Лоэб как мог поддерживал интригу : “Пока что всё нормально. Но мне приходится прикладывать определённые усилия. Может быть, мы внесём небольшие изменения в настройки машины. Я не удивлён, что Микко едет так быстро. В Испании ему потребовалось некоторое время, чтобы войти в ритм, но под конец он был очень быстр”. Финн, в свою очередь, подтвердил, что может ехать ещё быстрее – машина позволяет. Микко даже немного сетовал на себя, что не смог воспользоваться отличным сцеплением на некоторых участках. Франсуа Дюваль наоборот свой проигрыш списал на грязные дороги. Можно подумать, Малкольм Уилсон пустил своих пилотов по разным маршрутам, лишь бы бельгиец не опередил финна, и перед самым финишем не пришлось проводить весьма сомнительные процедуры по рокировке экипажей. Впрочем, Франсуа намеревался поставить жёсткие пружины на остаток дня и “посмотреть, что из этого получиться”. Целью себе он поставил, ни много, ни мало, достать Лоэба.
Повторное прохождение утренних секций живописного разнообразия в стройные ряды трио лидеров не внесло. А вот за спинами больших игроков шла довольно напряжённая борьба. Сольберг, Латвала и Аткинсон держались в пределах четырёх секунд. В итоге Яри-Матти вышел на четвёртое место, несмотря на пару ошибок. Крис Аткинсон опередил Петера Сольберга, у которого были проблемы с машиной – та “зверски скользила” во всех поворотах. Позади этой компании ехал Тони Гардемайстер, сражавшийся и с дорогой, и со своим “Сузуки”, и с гриппом. По собственному признанию пилота, ехал он, конечно, не на 100 процентов, а ноги больше похожи на спагетти, что управлению машиной никак не помогает. Новичок “Субару”, Брис Тирабасси, потихоньку осваивался за рулём машины, и на втором ралли уже добрался до зачётной восьмёрки.
Впереди, как Вы уже догадываетесь, было довольно постно. Себастьен Лоэб выиграл все шесть СУ первого дня. “Да, опять отличный день, - констатировал француз. – Я ехал довольно быстро (30 секунд отрыва). Но мне так даже удобнее. Я постараюсь сохранить этот ритм, чтобы не потерять концентрацию”. Хирвонен признался, что едет на пределе, но достать француза не представляется возможным. Дюваль опять жаловался, что на дороге слишком много гравия.
Сольберг, Аткинсон и Латвала продолжали веселить публику невероятно ожесточённым противостоянием весь день. Ещё более впечатляющим стало итоговое восьмое место Андреаса Миккельсона, и это с 80 секундами штрафа! Урмо Аава, также схлопотавший временной довесок, закончил день на неплохой десятой позиции. Но, в отличие от норвежца, экипаж частного “Ситроена” не мог в полной мере проявить себя – поломка амортизатора давала о себе знать.
В молодёжном чемпионате Мира борьба за лидерство была не в пример острее. На то он и молодёжный. Местный герой, Пьер Кампана, на “Рено Клио” отлично провёл дневные повторные проезды и нарастил преимущество над Мартином Прокоп на “Ситроене Си2” до 9 секунд. Кроме того, на машине Мартина был прокол, что скорости ему не добавило. Но чех сдаваться не был намерен и обещал прибавить на второй день. Лидер чемпионата, Себастьен Ожье по возможности решил застраховать себя от всех неожиданностей: “Я попросту держу во внимании времена Аарона (Буркарта) и слежу за дорогой. Машина не безупречна. Может быть, потому что мы пытаемся ехать очень аккуратно. Сегодня мы везём 25 кило запасных частей, чтобы, в крайнем случае, починить всё прямо на месте”.
Во второй день ралли наконец-то начались классические корсиканские дорожки, на которых водитель должен быть проворным, словно кошка. Здесь счёт поворотам идёт на сотни, а рассыпанный гравий добавляет остроты действу. Кроме того, дороги здесь очень узкие, и места для ошибки попросту нет.
СУ7/10: Карбучча - Скалелла (
Вплоть до деревеньки Уччани идёт накрученный спуск. До поселения Таверна дорога совершенно разбитая. Из-за неудобных поребриков и обилия грязи пилотам приходится держаться строго гоночной линии и не резать повороты.
С утра в субботу Дюваль наконец-то решился на атаку. Переместившись на второе место, бельгиец выигрывал у товарища по команде всего полсекунды. Хирвонен заметил, что Дюваль буквально летит, но обещал дать бой на оставшихся СУ – надо же как-то оживить борьбу в лидирующей группе. Стоит ли упоминать, что Себ тем временем невозмутимо выиграл седьмой спецучасток подряд. “Я еду в чуть быстрее среднего, - объяснил француз. – Ехать в своём ритме очень трудно, если знаешь, что торопиться некуда”.
Битва за четвёртое место продолжилась. Сольберг ещё немного отыграл у Латвалы, несмотря на скользкие, по его мнению, дороги. Финн похвалил соперника : “Я не совершил никаких ошибок, но всё равно Петер быстрее. Может быть, я всё ещё не привык к машине, да и в некоторых местах я был немного медленнее, чем нужно”. Крис Аткинсон сообщил, что за ночь в настройки машины были внесены изменения, и он до сих пор не может найти нужный темп. Второй экипаж “Субару” начал потихоньку “отваливаться” от спорящих за четвёртое место Сольберга с Латвалой. В двух минутах позади кипело сражение за седьмое место. Лучше всех там выглядел Урмо Аава. Горя желанием наверстать упущенное на поломке время, эстонец в отличном стиле вышел на законное седьмое место. Другой герой, Андреас Миккельсон поймал прокол, и держать темп отыгрывающегося Урмо не смог.
СУ8/11: Калькатоджо – Пляж дю Лиамоне (
Дороги поначалу не менее заковыристые, чем на предыдущем СУ, причём асфальт здесь очень скользкий. Но ближе к середине участка характер его меняется, и начинаются широкие затяжные повороты, где избыточная поворачиваемость машины не к месту. Здесь асфальт расставит всех по своим местам. Кто сэкономил шины, тот будет недосягаем и на последующем скоростном участке.
Самый длинный СУ второго дня, как и предполагалось, проверил на прочность шины. Себ не атаковал особо, но всё равно приехал первым. Француз признался, что в пятницу износ шин был в пределах разумного, из чего инженеры и он сам сделали соответствующие выводы. Хирвонен вновь был быстрее Дюваля, что можно объяснить теми же шинными секретами. Держала в напряжении и схватка за четвёртое место. “Невероятная борьба, - сказал Латвала. – Иногда быстрее едут они, иногда я. Что ж, посмотрим, что из этого всего получится”. Но трио скоро совсем распалось, так как на следующем СУ Аткинсон проколол шину.
СУ9/12: Аппричани – Коджа (
В последний раз участок использовался в ралли 2003 года. Очень живописные места со скалой с одной стороны и крутыми обрывами с другой. Скорости здесь высокие, отчасти благодаря сносному уровню сцепления. На финише экипаже ждёт головокружительный семикилометровый спуск.
Крис принял решение не останавливаться и пересёк финишный створ на хромой машине. “Я немного зацепил камень в одном из поворотов и давление в шине начало падать, - объяснил пилот. – Теперь у меня большое отставание от Урмо. Но наше решение не менять колесо было правильным. Теперь просто остаётся финишировать в очках”.
Себ не устал выигрывать СУ: “Дорога сначала была немного влажной, было очень скользко в некоторых местах, и мне не хотелось особо рисковать (и всё равно француз довёл своё преимущество до 40 секунд). Несмотря на длинный предыдущий СУ, с шинами всё было в полном порядке”. А вот Франсуа Дюваль в результате своей атаки с самого утра привёл в негодность шины и только чудом приехал вторым: "Невероятно плотная борьба у нас с Микко. Я-то думал, буду быстрее, в общем-то. Может быть, машина немного мне не подходит, но я не буду рисковать и вносить какие-то кардинальные изменения в настройки. Правда, очень трудно понять поведение машины на изношенных шинах. Я перестарался немного с утра, но, вроде бы, резина не слишком изношена. Себ далеко впереди, но я буду выжимать из машины всё возможное”.
На 10 СУ у Дюваля возникли неполадки с коробкой передач, что привело к падению темпа и на последующих двух участках. Хирвонен не торопился : “Я пытался сохранить шины, ведь, у меня только одно запасное колесо в машине. Темп неплохой, но мы поздно нашли его. Нам бы так в пятницу ехать…” Латвала упрочил свои позиции, отыграв ещё пару секунд у Сольберга : “Я не знаю, как мне это удалось. Но нужно продолжать в том же духе”.
11 СУ для многих стал непреодолимым испытанием. Пер-Гуннар Андерссон закончил свои выступления на Корсике сходом. Вторая “Сузуки”, под управлением Тони Гардемайстера также оказалась с характером – по непонятным причинам падало давление в топливной системе. Шины не выдержали у Миккельсона и Хеннинга Сольберга. Лидеры миновали опасный участок без потерь. Неожиданно вторым стал Латвала, опередивший заводские экипажи.
Следующий СУ Лоэб без боя отдал Дювалю. Бельгиец не горел желанием добывать второе место на финише : “Совсем не обязательно. Микко сейчас важнее финишировать как можно выше. Пока всё идёт нормально. Самое главное – я в гонке. Третье местно – не так уж и плохо”. В борьбе за четвёртую позицию Латвале с Сольбергом не надоело обмениваться уколами, но под вечер лучше оказался всё-таки финн.
В молодёжном чемпионате французы могли рассчитывать на двойной успех. В гонке до поры до времени лидировал Пьер Кампана, а лидер чемпионата, Себастьен Ожье спокойно контролировал ход гонки. Правда, праздник местным болельщикам немного испортил Мартин Прокоп: “Я атаковал всё утро. Местами было слишком опасно, но теперь я снова первый. Теперь предстоит отразить все атаки и надеяться, что проколов я больше не заработаю”. Неспешным ритмом лидера первенства воспользовался итальянец Алессандро Бетега на “Рено Клио Р3”: “Да, сейчас я третий. Но не стоит забывать, что Ожье едет в полсилы. Если бы он жал на полную, он без труда опередил меня. Тем не менее, я тоже еду газ в пол и просто наслаждаюсь этим ралли”.
После обеда Прокоп без труда увеличил отрыв от Кампаны. Возможно, технический аспект (его “Ситроен” легче “Рено” француза и тормозит эффективнее) помог чеху на сложном спуске, где было отыграно немало секунд. Ожье тем временем не слишком спешил, но всё же смог опередить Беттегу в борьбе за третье место – не подобает лидеру чемпионата барахтаться где-то в тени.
Третий, самый короткий день ралли, естественно расставил всё по своим местам, внеся по ходу действия немного интриги в пресную “борьбу” во главе.
СУ13/15: Агоста – Понт де Кальцола (
Самый протяжённый СУ всего ралли теперь проходится в обратном направлении, нежели в прошлом году. Может быть, на других ралли обратный проход участка не вызвал бы затруднений, но на Корсике это по сути стало новым маршрутом. Довольно скоростной участок с хорошим покрытием и широкой по местным меркам дорогой.
Именно этот реверс и сыграл злую шутку с Хирвоненом. В самом начале СУ финн не заметил ямы на дороге и проколол колесо. Замена отбросила Микко на пятое место в общем зачёте, и в этот момент казалось, все мечты о чемпионстве растворились. Преимущество Лоэбо возросло до неприличных уже минуты и семи секунд: “Когда я узнал о происшествии с Микко, я, признаться, потерял на время концентрацию. Я мог уже здесь выиграть чемпионат. Но затем я оценил ситуацию и понял, что радоваться рано, ведь он мог ещё отыграться”. Курьёз произошёл с Урмо Аавой. ЗА пять километров до финиша эстонец ошибся с поворотом в деревне и мог потерять с трудом заработанное седьмое место. Но на сей раз обошлось.
СУ14/16: Пьетра Росса - Вергья (
Ещё один реверсивный СУ. В отличие от предыдущего участка, дороги здесь накрученные, асфальт абразивный. Ближе к финишу, после Граделло дороги становятся совсем узкими, при этом скорость растёт.
Себ, памятуя о Микко, старался держать темп и полагаться только на себя. Ещё одна победа на участке для француза. Единственный, кто вносил оживление в ход ралли был теперь Хирвонен, так как и вторая “Субару” не смогла держать темп Латвалы в борьбе за третье уже место. На машине Сольберга случился медленный прокол, из-за чего Петеру пришлось пропустить даже Хирвонена.
Естественно, тут же вспомнили о Уилсоне и его капитанских приказах. Неожиданностью, правда, стало заявление Микко : “Я хочу финишировать четвёртым. Я вправду надеюсь, что не будет никаких перестановок. Я уже потерял чемпионат из-за проколов. В Германии, В Новой Зеландии, который стоил мне верной победы. С этой ямой тоже была моя ошибка. Яри-Матти провёл отличное ралли, я надеюсь, он доберётся до подиума сегодня”.
Малкольм Уилсон был другого мнения : “На 15 СУ мы проедем как обычно, потому что мы уже видели с утра, что всё возможно. Но если перемен не последует, мы переместим Микко в наиболее выгодную позицию для продолжения борьбы в личном зачёте”. Руководитель команды сказал, что понимает высказывания финна, но сам, в свою очередь, сделает всё возможное для того, чтобы спасти оба чемпионата.
Последний СУ для лидеров прошёл без особых приключений, и Себастьен Лоэб вместе с Даниэлем Элена становится победителем второго за неделю ралли. “Всё лучше и лучше, - сказал француз после финиша. – Выиграть здесь, на Корсике – просто замечательно. Мы были значительно быстрее наших конкурентов на протяжении всего ралли и добавили ещё два очка превосходства в личном зачёте. 14 очков преимущества при двух оставшихся ралли – неплохой задел. Посмотрим, чего мы достигнем в Японии”.
Как и ожидалось, в “Форде” приняли решение пропустить Микко Хирвонена на второе место. “Я не могу быть довольным этим результатом. Я прекрасно понимаю решение команды и благодарю Яри-Матти и Франсуа. Всё же, это была моя ошибка, вплоть до которой мы уверенно держались на втором месте”.
Франсуа Дюваль попросту раньше времени отметился на посту контроля времени и заработал такие нужные две минуты штрафа. Тем не менее, бельгиец был доволен, потому что, по его словам, давненько не проводил два асфальтовых ралли подряд на такой отличной машине и без проколов и ошибок. Латвала, наоборот, “опоздал” на пункт контроля времени : “Мы сделали всё возможное для команды. Конечно, лично я расстроен, но никто не сможет отнять у меня того темпа, который я демонстрировал. Я вновь уверен в своих силах. На гравийных этапах всё снова встанет на свои места”.
Боровшиеся два дня с Латвалой экипажи “Субару” в воскресенье пострадали от проколов, и лучшее, на что они могли надеяться, - пятое-шестое место. “Импреза” до сих пор не слишком убедительна на асфальте. Довольно сдержанно радовался после своих злоключений своему седьмому месту и Урмо Аава. А вот последнее зачётное очко в личный зачёт заработал Мэтью Уилсон, сын руководителя команды “Форд”: “У нас был трудный старт, мы практически потеряли все надежды на очки. Но в субботу и сегодня мы постоянно прогрессировали. Мы вели сражение с Брисом Тирабасси, и если бы он не остановился, то вряд ли мы оказались бы на восьмом месте”.
Себастьен Ожье добился-таки своего, и выиграл молодёжный чемпионат. Пусть, не с такими же достижениями, как у Лоэба, но довольно убедительно. По правилам J-WRC, пилот должен выбрать один этап, на котором выступать не будет. Любопытно, что француз пропускал именно Финляндию, где его знаменитый тёзка с блеском выиграл в этом году. Так что, есть куда расти, Себастьен. Вторым в личном зачёте стал Аарон Буркард. Несмотря на победу на Корсике, Мартин Прокоп не дотянулся до второго места в чемпионате – слишком неубедительные выступления были в середине чемпионата.
Ралли Корсика. 10-12 октября.
1. Себастьен Лоэб____“Ситроен”
2. Микко Хирвонен___“Форд”
3. Франсуа Дюваль____“Форд”
4. Яри-Матти Латвала_“Форд”
5. Петер Сольберг____“Субару”
6. Крис Аткинсон____“Субару”
7. Урмо Аава________“Ситроен”
8. Мэтью Уилсон_____“Форд”
Личный зачёт.
1. Лоэб_______106
2. Хирвонен___92
3. Сордо______59
4. Аткинсон___45
5. Латвала____42
6. П.Сольберг_40
7. Х.Сольберг_22
8. Дюваль____22
Командный зачёт.
1. “Ситроен Тоталь”____________169
2. “БиПи Форд Абу-Даби”_______146
3. “Субару”____________________87
4. “Стобарт ВК М-Спорт Форд”___62
5. “Мюнхи’с Форд”_____________22
6. “Сузуки”____________________21
Предпоследний этап чемпионата Мира пройдет с 31 октября по 2 ноября на гравийных дорогах Японии. В принципе, у “Форда” есть ещё шансы побороться за оба чемпионата. Так что, подождём, чем же всё это закончится на этот раз.
Олег Стожков, sport.ru
Комментарии