Вчера стало известно о смерти человека, который являлся знаковой фигурой в автоспорте 20-ого века. В возрасте 86-ти лет скончался Жан-Мари Балестр.

 

После Второй мировой войны он учредил журнал, носящий название “Auto Journal”. После этого, в 1950 году, он стал одним из основателей FFSA (Французской федерации автомобильного спорта). В 1961 он вступил в ещё одну должность, став первым президентом Международной Комиссии по Картингу, которая была учреждена при FIA. В 1973 году он возглавил FFSA, но Жан-Мари Балестр более известен как человек, возглавлявший FISA (Международную федерация автомобильного спорта) в период с 1979 по 1991 года, а также FIA (Международную автомобильную федерацию) с 1986 по 1993 год.

 

FISA он сам же и учредил, после чего, в 1980-м году, стал активным участником противостояния с FOCA (Ассоциацией конструкторов Формулы-1) за контроль над чемпионатом. Этому противостоянию, которое имело важнейшее значение в истории “Королевы Автоспорта”, мы на следующей неделе посвятим отдельную статью.

 

Именно Балестр в конечном итоге пришёл к соглашению с Берни Экклстоуном, возглавлявшим в FOCA, в результате чего был подписан первый Договор Согласия, положивший начало новому пути развития Формулы-1. И всё тот же Балестр начал кампанию за повышение безопасности в гонках – он ввёл краш-тесты, прохождение которых было обязательным для всех, а в 1989 году добился запрета на использование турбин.

 

Но не все моменты президентства Балестра были позитивными. В частности, многие обвиняли его в излишнем фаворитизме в отношении к соотечественнику, Алену Просту. Главным образом это проявилось в 1989 году, когда после Гран-при Японии Айртон Сенна был дисквалифицирован за инициирование столкновения с Простом. Говорили, что к этому решению самое непосредственное отношение имел Жан-Мари. После этого случая Сенна подверг Балестра жёсткой критике, и впоследствии ему пришлось извиняться, чтобы получить лицензию на выступления в 1990 году.

 

Но тот уик-энд имел и более широкое значение - тот случай сподвиг Макса Мосли на борьбу с Балестром на президентских выборах в FISA в 1991 году. И Балестр эти выборы проиграл. Два года спустя то же самое случилось и в FIA - что было логично в свете увеличения популярности его соперника.

 

Несмотря на потерю президентского кресла, из FIA он не ушёл, и принимал активное участие в делах федерации до последних дней – он входил и во Всемирный Совет по Автоспорту, который принимал решение по делу “МакЛарена” в прошлом году.

 

Бывший гонщик Формулы-1 Жак Лаффит сказал газете LEquipe: “Мы, гонщики, очень любили его. Он многое для нас сделал. Мы ему многим обязаны”.

 

Отреагировал на это известие и Макс Мосли, президент FIA, сместивший с этого поста Баллестра: “Было безмерно грустно узнать о том, что Жан-Мари ушёл из жизни. Его вклад в автоспорт во Франции и во всём мире уникален. Это большая потеря для всех, кто участвует в этом спорте, и мы все выражаем соболезнования семье и друзьям Жана-Мари, для которых наступили тяжёлые времена”.

 

Пётр Геллер, Sport.ru 

Sport.ru