Мотоспорт для "чайников": спидвей
Спидвей – соревнования мотогонщиков на ледяных треках или гаревой дорожке, проводимые на замкнутом треке овальной формы.
Годом рождения гонок по гаревой дорожке считается 1923, а местом рождения – Вест-Майтленд близ Сиднея. Тогда австралиец Джон Хоскинс решил погонять со своими друзьями, и лучшего места, чем местный ипподром, находившийся недалеко от церкви, они не нашли. Всё происходило воскресным днём. Горожане, пришедшие в церковь на службу, выбежали на улицу на рёв мотора. И это были первые зрители только что образовавшегося нового вида спорта. С того дня о гонках на ипподроме говорили во всех окрестностях. Соревнования привлекли такое количество зрителей (около двадцати тысяч), что на второй день гонок ипподром не смог вместить всех желающих. Со временем новость донеслась и до других городов и даже стран. Так новость дошла и до Европы.
Единого стандарта треков не существовало. Он мог достигать от 400 до
Первая гонка по гаревому кругу состоялась в 1928 году в Великобритании. В 1936 году был впервые проведён официальный Чемпионат Мира в личном первенстве. Тогда чемпионом стал австралиец Лионел Ван Прааг. В нашей стране первые мотоциклетные гонки по гаревой дорожке были проведены в Москве в 1958 году, с 1959 года проводится ежегодный чемпионат стран, а с 1962 года - Чемпионат страны среди клубных команд. Чемпионами на международной арене становились и наши гонщики - Валерий Клементьев, Виктор Кузнецов, Риф Саитгареев и Игорь Марко.
В соревнованиях по спидвею на гаревых дорожках принимают участие от четырёх до шести спортсменов (чаще всего 4). Наиболее популярны гонки на мотоциклах 500сс, но иногда проводятся заезды и на байках кубатурой 125 – 250сс. С одной линии стартового поля стартует по 4 человека. Победитель получает три очка, гонщик, приехавший вторым - два, третий спортсмен - одно очко, четвертый очков не получает. Иногда на старт выходит и 6 гонщиков, но очень редко. Большинство европейских трасс созданы таким образом, что вход в поворот очень узкий. Поэтому зачастую в повороте происходит очень плотная, а иногда даже и контактная борьба. На российских же треках повороты немного шире.
Всего в одном заезде гонщик проходит 4 круга. Скорость мотоциклов на круге развивается от 80-
Нередко в гонках или на тренировках наблюдаются разрывы цепи. Заднее колесо всегда пробуксовывает, поэтому покрышку приходится прикручивать к ободу саморезами, а иначе её просто может сорвать в крутых виражах на заносе. Тормозов у мотоцикла нет. Он останавливается только за счёт сбрасывания скорости. На случай падения пилота предусмотрено экстренное торможение. Чтобы заглушить мотор используется специальная чека на шнуре, который гонщик надевает на запястье. Когда пилот падает и отделяется от мотоцикла, то чека выдёргивается, происходи размыкание электроцепи и двигатель останавливается.
На заднем колесе мотоцикла стоит специальный щиток. На него приходится основная часть потока песка и камней, вылетающих из-под протектора. Всю прелесть потока песка и камней ощущает на себе аутсайдер заездов. Особый интерес представляет обувь гонщика. На правом мотоботе предусмотрен небольшой протектор и каблук – чтобы можно было надёжно упираться в подножку. Левый ботинок с абсолютно гладкой подошвой. На него надевают металлический башмак, так как левой ногой гонщик постоянно скользит по треку при входе и выходе из поворота.
В основном спидвей на гаревых дорожках популярен больше в Центральной и Восточной Европе. В Америке спидвей не снискал особой популярности. К сожалению, в последнее время и на своей родине в Австралии спидвей утратил свою былую популярность. Однако соревнования проходят и по сей день.
В следующем выпуске статей для "чайников" мы подробнее остановимся на ледовом спидвее. А сейчас вашему вниманию предлагаем посмотреть видеонарезки соревнований по спидвею на гаревых дорожках.
Анастасия Прудникова, Sport.ru
Комментарии