Межсезонье в ЛМС весьма своеобразно. Вообще, с пятью гонками за сезон команды на тестах проводят чуть ли не больше времени, чем в боевых условиях. Так что, логичной точкой отсчёта легче принимать марафон в Ле-Мане. А этапы ЛМС, как и межсезонье, - всего лишь одна большая тренировка. На этот раз набор самых различных факторов от глобального кризиса до изменений технического регламента привели к тому, что грядущая зима станет одной из самых жарких в плане всевозможных новостей и новинок для ЛМС.

Сюрпризы господина Хароуза

 

Антонин Хароуз, Дейв РичардсВообще, “Хароуз Рейсинг Систем” можно считать новичками в гонках на выносливость. Но в автоспорте эта чешская команда известна уже 20 лет. Так что, в 2007 в ЛМС их приняли с уважением, но в серьёз не брали в расчёт. И вот после пяти гонок этого сезона, в которых подопечные Антонина Хароуза навели шороху, каждый их новый шаг не может оставаться без внимания. 

 

По большому счёту, конечно, успех этого года связан с умением английских двигателистов из “Астон-Мартин” внимательно читать технический регламент. Лазейка в нём позволяла применять двигатели от машин категории ГТ, скажем так, с большим КПД.

Кроме того, англичане оказывали серьёзную техническую поддержку проекта. Так что, скудный, даже по меркам ЛМС, бюджет не сказался на отменных выступлениях сине-белой “Лолы”.

 

Конечно, новому купе с “форсированным”, благодаря несовершенству регламента двигателем, предстояло ещё пройти проверку на прочность 24 часами Ле-Мана - вот уж где в первом повороте, даже с шестилитровым двигателем, выиграть невозможно. “У нас были проблемы в течение закрытых испытаний и официальных тренировок, - рассказывает Антонин Хароуз. - Мы не смогли найти оптимальные настройки, но я верил в наши шансы достойно справиться с этим испытанием”.   

 

Одно из преимуществ чешской “Лолы Б08/60” с двигателем V12 от “Астон-Мартин” является максимальная скорость и весьма “настраиваемая” ходовая часть под каждую трассу, что с блеском продемонстрировала команда на гонке 1000 км Нюрбургринга, опередив в квалификации обе “Ауди” (хотя, Алекс Према объяснил то поражение собственной ошибкой на быстром круге). Естественно, в гонках побеждают не только машины, но и пилоты. Тут у Антонина Хароуза есть на кого положиться. Штефан Мюкке, сын Петера Мюкке, хозяина команд в евросерии ф3 и ДТМ, прошедший школу ДТМ, и сын самого Антонина Хароуза, Ян, в команде уже сравнительно давно. “Что касается Яна, то я действительно возлагаю на него большие надежды, - говорит хозяин команды. - В Чешской Республике мы помогаем молодым пилотам с участием в гонках с 14 лет. Ян принимал участие в чемпионате легковых автомобилей с Яриком Янишом, как раз 14-летним мальчишкой, и выигрывал у гораздо более опытных пилотов. Он стал чемпионом Ф3000 в возрасте 18 лет. Он также был самым молодым пилотом в Ле-Мане. Так что, я уверен, у нас самый перспективный коллектив в ЛМС.”

 

Лола Б08/60 Хароуз Рейсинг СистемсСразу после финала сезона на Сильверстоуне Антонин Хароуз обмолвился о том, что намерен выставлять в 2009 году сразу две машины, а на марафон в Ле-Ман и вовсе привезёт три купе. Естественно, многие связали это заявление с намерением Хароуза-старшего тряхнуть стариной. “Естественно, принять участие в Ле-Мане – моя мечта. И её осуществил мой сын. Я же очень занят и не смог бы подготовиться к гонке на 100 %. Я иногда выступаю в гонках в Чехии просто удовольствия.”

 

Но планы по дальнейшему развитию программы оказались под угрозой срыва. Дело в том, что на следующий год планировалось расширение календаря и включение в чемпионат гонки на чешском Брно. Но в последний момент “Ауди”, “Пежо” и “Мишлен” попросили руководство Западного Автомобильного Клуба Франции не увеличивать гоночную программу ЛМС. Антонин Хароуз в свою очередь уверен, раз он договорился с Патриком Петером, пожал ему руку в знак заключения соглашения, то гонка должна быть проведена.

 

Кроме того, всё громче разговор о том, что “Астон-Мартин” сворачивает программу ЛМП1. Масла в огонь добавили и сообщения о продаже двух купе “Лола” чешской командой. Окончательно испарить всяческие надежды о втором сезоне для чешского купе с английским двигателем должны изменения в техническом регламенте, устраняющие лазейку, которой пользовались двигателисты из “Астон-Мартина”. Но Хароуз не унывает: “Мы вам готовим сюрприз, и я надеюсь, мы выбрали правильный вектор развития.” Что это за проект, остаётся только догадываться. Возможно, переход в ЛМП2 или новый чемпионат “Формула Ле-Ман” (ФЛМ).   

 

Формула выносливости

 

ФЛМ09, Поль-РикарВо многом благодаря тому, что сезон состоит всего из пяти гонок, а молодёжь обкатывать в боевых условиях нужно, и появилась идея создать своего рода младшую лигу ЛМС. Всего несколько месяцев назад АСО вместе с командой “Орека” (скорее, с её нынешним техническим штабом в лице команды “Кураж”) объявили о создании в 2009 году новой серии, “Формула Ле-Ман”. И вот первые ходовые образцы уже готовы. Утром 8 ноября первый прототип ФЛМ09 (у которого, весьма вероятно, очень много общего с “Куражом ЛЦ-70”, иначе молниеносность постройки объяснить нельзя) под управлением Стефана Ортелли выехал из гаражей команды на испытательном треке Поль-Рикар. Опытнейший пилот, в послужном списке которого работа по доводке таких известных спортивных машин, как “Бентли ИЭксПи8” и “Ауди Р8”, не скупился на похвалы новинке: “Я быстро освоился за рулём этой машины. Это настоящий прототип с превосходной скоростью прохождения поворотов. Что касается двигателя (американский V8, доработанный специалистами “Орека”), то он показался мне немного специфическим.”

 

Монегаск провёл за рулём более 100 кругов. Результаты испытаний были признаны весьма успешными, ведь, ни шасси, ни двигатель ещё не проходили такие дистанции. Стефан Ортелли остался доволен испытаниями : “Для первого раза “ФЛМ09” оказалась очень хорошо сбалансирована. Шасси очень проворное в крутых поворотах и очень устойчиво на затяжных. Подвеска здесь отличная, рулевое управление довольно информативное, тормоза выше всяких похвал. Это всё должно понравится пилотам, пришедшим из самых разных гоночных классов, и из ГТ, и из гоночных машин.” 

 

Хью де Шонак, глава “Куража”, естественно, также был удовлетворен результатами тестов: “После этих успешных испытаний мы испытываем гордость за нашу новую разработку. Боеспособность машины многих здесь удивила. После нескольких кругов Стефан рассказал нам, что полностью доволен шасси, и машина очень хорошо сбалансирована. Одним словом, нам есть чему порадоваться. “ФЛМ09” с самого рождения, можно сказать, проявляет себя с самой лучшей стороны. Трудно поверить, что на создание этого шасси нам потребовалось всего 4 месяца!”  Остаётся только добавить, что в настоящее время, несмотря на мировой экономический кризис, на базе команды собираются все 20 шасси, которые сформируют стартовую решётку первой гонки новой серии ФЛМ в 2009 году. Торжественная презентация машины состоится в ближайшее время в Ле-Мане.

 

Касаемо самого “Кураж-Орека”, то французам есть, чем порадовать своих болельщиков.

В то время, как “Кураж” весь сезон весьма успешно занимался доводкой аэродинамики баркетты “ЛЦ-70”, головная контора “Орека” из французской провинции Вар вела переговоры с возможными поставщиками двигателей на грядущий сезон. Из трёх кандидатов предпочтение было отдано японской компании “АИМ”. Хью де Шонак вполне доволен ходом дел : “Это отличный контракт и для нас, и для “АИМ”. После нашего первого успешного сезона с “Орека” нам нужно было найти эксклюзивного поставщика силовых агрегатов. Кроме того, “АИМ” будет оказывать всестороннюю помощь в совершенствовании конструкции двигателя.” 

 

Нельзя сказать, что двигатель будет совершенно неизвестный. Это всё тот же проверенный временем “Джадд”, правда, немного усовершенствованный в Японии. Силовой агрегат для “Кураж ЛЦ-70Е” будет готовиться в сотрудничестве с Джоном Джаддом, так что за надёжность агрегата беспокоиться не приходится.

 

Зелёные шлемы с баварским пропеллером.

 

Не только “Кураж” стал источником новостей первого месяца межсезонья. Анри Пескароло вместе со своей командой принял участие в тестах компании “Мишлен” на Эшториле и поделился своим мнением по некоторым вопросам с прессой.

 

-Мсье Пескароло, как прошли тесты?

 

-Как и в прошлом году мы с пользой для себя провели эти тесты, на которые нас пригласили наши друзья из “Мишлен”. Очень приятно, что нам оказано такое доверие, к нашему мнению прислушиваются наравне с голосами из стана Дизелей. Кто знает, возможно, это поможет нам сократить отставание от них в грядущем сезоне. Вообще, эти тесты всегда производят особое впечатление. Каждые пять кругов нам нужно менять комплекты шин, чтобы протестировать все возможные составы резиновой смеси. Специалисты из “Мишлен” не говорят, какой именно тип шин они ставят в данный момент, чтобы комментарии пилотов были непредвзятыми. Должно быть, для самих пилотов это очень увлекательное занятие.”

 

- В грядущем сезоне значительные изменения как раз коснуться “чёрной магии”. Всего один человек на замену всех шин и отказ от грелок. Что можно ожидать от таких кардинальных изменений?

 

- Да, эти тесты были очень важны для шинников. Что касается моей команды, то на стратегии это не сильно измениться. Мы всегда предпочитали настраивать машину на длинные отрезки, жертвуя результатами квалификации. Поэтому, ничего против увеличения продолжительности отрезков на одном комплекте мы не имели. “Мишлен” может заручиться нашим опытом в том плане, что их шины вполне сносно выдерживают длинные отрезки, которые мы практиковали в этом сезоне.  Что касается отмены грелок для шин, то здесь всё гораздо сложнее. Теперь шины нужно будет прогревать прямо на трассе. В будущем году нужно будет семь раз подумать, прежде чем зазывать экипаж на смену. Относительно проблем с выводом шин на рабочую температуру, то у “Мишлен” есть кое-какой опыт из АЛМС, который им должен пригодиться.

 

- “Пежо” и “Орека” испытывали новое заднее антикрыло конфигурации 2009 года. У вашей команды есть какие-то заготовки?

 

- Естественно. По новым правилам заднее антикрыло станет значительно уже. У нас на базе есть уже несколько вариантов этого узла. Но нас пригласили на эти тесты для испытания шин. Мы этим и занимались. У наших инженеров есть идеи на счёт антикрыла, так что я не беспокоюсь.

 

-Общий итог тестов скорее положителен?

 

- Да, очень успешные тесты. Кроме того, это доказательство взаимного доверия между “Мишлен” и “Пескароло Спорт”. Я думаю, в “Мишлен” оценили нашу работу на протяжении всех этих сезонов. Мы теперь почти одна семья. 

 

Пескароло ЛЦ70-БМВ- Всё-таки, мсье Пескароло, Вы воспользовались этими тестами, для того чтобы представить одну сенсационную новинку. На прототипе ЛМП2 под номером 16 был установлен двигатель “БМВ V8”.

 

- Да, мы немного протестировали этот силовой агрегат. В начале декабря у нас будут тесты, в том числе и для ЛМП2. Затем начнутся плановые испытания на стендах в дополнения к заездам на полигоне.

 

- Итак, в следующем сезоне “Пежо” и “Орека” будут работать с хорошо знакомой техникой. В то время как у “Ауди” будет полностью новая машина. Ваша команда, как и Ингольдштадт привезли в Эшторил машину в спецификации 2008 года. Это значит, вы тоже работаете над совершенно новым автомобилем?

 

- Всё будет зависеть от того, что мы сможем достичь на наших стендах. У нас в данный момент куча новинок, в большинстве своём, в эскизах. Если с технико-экономической точки зрения всё будет в порядке, то будут обновки. Может быть, это будет полностью новый автомобиль, может быть, лишь незначительные детали поменяем. Всё зависит от зимних тестов.

 

 

Итак, в самое ближайшее время главные новости ЛМС должны прийти с “Мотоспортивного Фестиваля “Тойоты” (23 ноября) и мотор-шоу в Эссене 28 ноября, где будет объявлена спортивная программа концерна “Ауди”.

 

Олег Стожков, Sport.ru

 

 

 

 

 

Sport.ru