Искусство и труд всё перетрут
Реалии сегодняшнего дня таковы, что даже искусство вынуждено превратиться в труд, ремесло, если оно хочет выжить, что уже говорить о большом спорте, который без серьёзных денежных вливаний просто не сможет существовать в том виде, в котором мы его знаем. @ Sport.ru рассказывает о двух точках зрения развития фигурного катания и выбирает из них ту, которая кажется более верной.
@ Sport.ru уже писал о том, что Евгений Плющенко хочет выступить на зимней олимпиаде в Сочи и для этого намеревается сделать всё возможное, чтобы вновь получить статус любителя. Фигурист обратился в Федерацию фигурного катания России с просьбой посодействовать ему в этом, по крайней мере, это он так говорит, а вот Александр Горшков утверждает несколько обратное: "Мы получили письмо, в котором Плющенко пишет, что собирается принять участие в открытом международном турнире в Японии, проводимым под эгидой ISU. И сообщает нам, что после этого турнира намеревается обратиться в Федерацию фигурного катания на коньках России с просьбой о помощи в восстановлении любительского статуса. То есть, мы получили всего лишь информацию о таких намерениях, а также просьбу поддержать будущее обращение, содействовать в подготовке официального запроса в ISU. Когда мы получим от Плющенко заявление непосредственно с просьбой помочь в восстановлении любительского статуса – сразу же начнем действовать. Еще раз хочу напомнить, что с обращением в ISU имеет право выходить только федерация, а никак не сам спортсмен”. И это после того, как Евгений официально оповестил о начале процедуры восстановления! То есть, с одной стороны хочется, а с другой – колется?
С начала всей этой истории прошло уже почти два месяца, но воз и ныне там. Кроме словесных заявлений фигуриста, действиями его желания пока никак не подкрепляются. Если Евгений действительно всерьёз намерен вернуться в большой спорт и официально попросит поддержать своё восстановление Федерацию фигурного катания России, это одно. Плющенко должен показать своё желание работать и жить фигурным катанием, лишь тогда в ISU пойдут ему на встречу, о чём заверил президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта. В противном же случае, ни о какой Олимпиаде в Сочи и речи быть не может. "С юридической точки зрения, - продолжает Чинкванта, - возвращение Плющенко возможно. Но вот что самое важное: насколько серьёзны намерения Евгения? Пусть он расскажет об этом своей федерации, а та – ISU". Вот даже как, а мы тут все сидим и ждём, когда нам вернут на лёд чемпиона, а в это время сам чемпион сидит сложа руки и ждёт, пока его попросят вернуться, так что ль получается?
"А вы попробуйте проехаться по льду и совершить па с весом на руках в 80 килограмм и в 50…"
Но ладно Сочи и ISU, они там как-то между собой разберутся и определят, нужен ли им Плющенко или нет, да и сам Евгений, похоже, в ближайшее время, всё же, вынужден будет что-то сделать, иначе всё это будет походить на какой-то фарс. А вот что хотелось бы ещё вспомнить, так это поражение Плющенко на Олимпиаде в Ванкувере, которую он тоже, как и сочинскую, намеревался выиграть кавалерийским наскоком, да не вышло. В своём поражении фигурист обвинил судей и их оценочную систему, которая, по его мнению, убивает фигурное катание как спорт и превращает в балет: "Я уже говорил, что фигурное катание не развивается, если мы не будем прыгать четверные, мы просто остановимся. Я понимаю, для чего была введена новая система оценки, ведь американцы, канадцы и, может быть, ещё кое-кто, просто не умеют прыгать четверной. Может быть, они лучше катаются, но прыгать либо боятся, либо не хотят, ведь это дополнительная затрата сил. Если же взять старую систему оценок, то побеждает там тот, кто прыгает четверной. Сегодня, к сожалению, катание превращается в танцы. Человек не докручивает аксель, а ему ставят нормальные оценки". Понять разочарование можно, как и занятую позицию, но насколько же она верная? Действительно ли фигурное катание должно превратиться в атлетический и акробатический спорт, повысить требование к физической готовности и отойти от пластики с артистизмом?
Ведь что предлагает Плющенко? Превратить свой вид в математику, сродни лёгкой или тяжёлой атлетике. Кто выше, дальше, больше или чаще прыгнет, тот и чемпион? А как же тогда слово "фигурное". Нет, вы не подумайте, мы не стремимся осудить взгляд Плющенко, он вполне имеет право на жизнь и, кто знает, возможно он и единственно верный, мы лишь пытаемся найти ответы, заняв противоположную позицию. Если пойти дальше этим логическим путём, то вполне можем предположить, как фигурист в паре с пышной напарницей будет затем жаловаться, что у других партнёрши маленькие и лёгкие, словно пушинки, и что вся система оценки направлена не на выявления сильнейшего, а на выявление того, чья же напарница наиболее воздушная. А вы попробуйте проехаться по льду и совершить па с весом на руках в 80 килограмм и в 50, сразу же почувствуете разницу. Да, это абсурд. Но ведь и фигурное катание всё дальше отходит от слова "фигурное" и больше приближается к определению "спортивное".
"Все моменты заставляют развиваться спорт в том направлении, в каком выгодно, в первую очередь, именно им, а не массам, ради кого спорт и существует…"
Выдающийся швейцарский фигурист Стефан Ламбьель, четырёхкратный чемпион Европы, чемпион мира и серебряный призёр зимних олимпийских игр в Турне четырёхлетней давности, придерживается несколько иного мнения: "Самое неприятное то, что правила меняются каждый год. Меня раздражает стремление перевести в баллы то, что сам я привык считать искусством. Искусство невозможно выразить цифрами. Нет необходимости называть имена, но вы и сами знаете, что для одних спортсменов нет никакой проблемы в том, чтобы прыгать, зато в проблему превращается все остальное. Постоянные попытки поднять технические требования еще выше приводят к тому, что от артистического исполнения остаются рожки да ножки. Если кому-то удается при этом сохранить цельность образа, хореографию, экспрессию, то человек получает все те же усредненные баллы, как и все остальные. И очень редко удается понять, по каким принципам эти оценки выводились. А знаете почему? Потому что это вообще невозможно объяснить. Именно это я и имел в виду, когда говорил об искусстве и цифрах". И ведь трудно возразить!
Профессиональный спорт ломает всё, везде и всегда. Что раньше было в порядке вещей: честная борьба, благородство, здоровье, дружба, всё ушло в небытие. Теперь дружба среди спортсменов зачастую зиждется на общей страшной тайне, например, тайне допинга, а это уже, конечно, не дружба, а круговая порука. Благородство, честь и верность заменены деньгами, огромными деньгами. Деньги, которые дают не только возможность обогатиться за счёт своего таланта, но и сделать свой талант более выдающимся, намного более чем у тех, у кого действительных способностей во стократ больше. Это касается таких дорогих видов спорта как Формула-1 или гольф. И эти все моменты заставляют развиваться спорт в том направлении, в каком выгодно, в первую очередь, именно им, а не массам, ради кого спорт и существует. Вот и в фигурном катании, есть две точки зрения на его дальнейшее развитие, но в каком направлении оно должно идти, в коммерческом, или спортивном? Фигурное катание, как верно подметил Стефан Ламбьель, чем-то сродни искусству, но место ли изысканности среди профи? Плющенко считает, что нет, Ламбель, что да. Но кто их должен рассудить, кто имеет право взять на себя ответственность, за будущее всего вида спорта? Может быть, стоит всё оставить как есть, а все разговоры о необходимости развитие – пагубны? Не зря же многие утверждают, что рано или поздно человеческое стремление к постоянному прогрессу само человечество и погубит.
Александр Нешта. @ Sport.ru
Комментарии