Чуда не произошло
Чуда не произошло. Себ – пятикратный, и вряд ли кто-то мог ему помешать в этом году. Нам остаётся только следить за сражением в зачёте производителей, вспоминать перипетии борьбы в Японии и радоваться успехам нашего молодого соотечественника в категории серийных автомобилей…
Пятничные спецучастки стали самым серьёзным испытанием для пилотов. Расположенные в 75 километрах к северо-востоку от Саппоро, в гористой местности, дороги были выложены довольно мелким гравием, что приводило к быстрому их загрязнению. Холмистые и накрученные дорожки значительно отличались от того, что предстояло преодолеть экипажам в субботу и воскресение.
СУ1/5: Хепер – 13,24 км
Довольно скоростной участок, проложенный по лесу. Подъем в 400 метров преодолевается ближе к середине участка. Затем до самого финиша машина идёт под гору. Пилотам следует иметь в виду, что дороги часто пересечены бетонными дренажными каналами. В целом, из-за мягкого дорожного полотна на втором проходе данного участка могут образовываться колеи, что не совсем выгодно стартующим позади.
СУ2/6: Юпаро – 11,10 км
Неудивительно, что расположенный совсем рядом с Хепер следующий СУ обладает схожим характером. Появляются несколько асфальтовых секций, но в целом пилотов ждёт то же испытание подъёмами-спусками по лесным дорожкам. Единственное, перепад высот не такой существенный – не более 200 метров.
СУ3/7: Исепо – 13,67 км
Самый трудный СУ всего ралли пришлось отменить из-за снегопада – даже в нормальных условиях там довольно много грязи. Пилоты больше всего опасались бетонных дренажных каналов, проложенных по краям трассы. К счастью, экипажам не пришлось испытать на себе прелести возможного близкого знакомства с этими техническими сооружениями.
СУ4/8: Пипаои – 5,74 км
Последний СУ немного отличается от трёх предыдущих. Дорога становится шире и быстрее. На дорожном полотне больше гравия, поэтому оно прочнее, и грязи меньше. Это же означает, что при повторных проездах пилотам не придётся бороться с колеями.
СУ9/10: Супер Спешл Саппоро – 1,49 км
Участок супер Спешл, проложенный под сводами “Саппоро Доум” не представлял особой сложности. Единственное неудобство – на гравийных шинах было довольно скользко. Особое внимание, конечно, уделялось гоночной траектории, ведь, по бокам от трасы стояли бетонные плиты. Естественно, атмосфера на стадионе была соответствующая, и многим пилотам было непривычно выступать при таком аншлаге.
Ралли, по существу, началось в 8 утра, когда первые машины отправились на перегон к первому СУ. День выдался ясным, но сутра было морозно – всего 2 градуса тепла. Правда, снег, выпавший за неделю, уже успел подтаять. Один участок всё-таки пришлось отменять из-за снега. А вот шестой СУ отменили из-за более драматичных событий.
Экипаж частной команды “Стобарт-Форд” в составе Франсуа Дюваль и Патрик Пивато попал в серьёзную аварию. На пятикилометровой отметке участка Юпаро машина бельгийца, вернувшегося из заводской команды, вылетела с трассы и ударилась об ограждение трассы пассажирской дверью. Для помощи экипажу были высланы спасатели. Если с пилотом всё было относительно в порядке, то штурман, на чью сторону пришёлся удар, пострадал серьёзнее – травмы ноги и тазобедренного сустава.
После эвакуации из машины штурмана оперативно доставили в госпиталь Хигаши Токушукай для немедленной операции, чтобы повысить шансы на быструю реабилитацию. Естественно, волновался и начальник “Форда”, и по совместительству спортивный директор “Стобарт”, Малкольм Уилсон: “Всё произошло, когда машина Франсуа попала на скользкий участок дороги. Автомобиль потерял сцепление, и его вынесло прямо на рельс безопасности. К сожалению, в том самом месте находился большой стальной столб, поддерживающий конструкцию, и именно в него пришёлся удар. Служба спасения действовало очень оперативно и профессионально. Также стоит поблагодарить наш второй экипаж, который первым прибыл на место аварии и помог спасателям.”
Вообще, день первый вышел очень сумбурным с одним прерванным и тремя отменёнными СУ. На всех состоявшихся участках лидирующий экипаж заводского “Форда” чувствовали себя очень уверенно. Микко Хирвонен захватил лидерство с первых же километров и выиграл шесть из семи состоявшихся СУ, нарастив преимущество над коллегой по “Форду”, Яри-Матти Латвалой до 26 секунд. “Так как нам не удалось проехать все СУ сегодня, то результат я рассматриваю, как положительный, - заявил Хирвонен. – Конечно, рано делать какие-либо выводы, но пока что всё идёт очень хорошо. Стенограмма была отличная, так что мне оставалось лишь жать на газ. Машина была просто превосходная. На протяжение всего дня мы не вносили никаких изменений в настройки. Дороги в субботу будут совершенно другие, и я надеюсь, будет сыро. Если будет совсем сухо, не думаю, что мне удастся удержать Лоэба позади меня”.
После довольно неоднозначных достижений по ходу дневных СУ, Яри-Матти Латвала прибыл обратно в “Саппоро Доум” в качестве второго пилота в зачёте. “Не сказать, что всё было плохо. Но и хорошего мало было, - констатирует финн. – Скажем, средненькие результаты. Особенно при повторных прохождениях участков. В субботу участки будут скоростными, так что я надеюсь, мне удастся наверстать упущенное, ведь, они больше подходят под мой стиль. Но мне стоит держать в уме борьбу в чемпионате производителей. Основная моя задача сейчас привезти как можно больше очков в копилку “Форда”.”
Лидер чемпионата в пятницу уверенно выполнил задачу минимум – финишировать третьим. Правда, для того чтобы найти приемлемый, спокойный ритм, Себу потребовались пару СУ. Впрочем, после безошибочного пилотажа весь день француз вплотную преследовал Латвалу, отставая на 4,4 секунды. “Для меня это не было особо интересным. Я просто ехал не с самым лучшим временем, - пошутил Лоэб. – Но рисковать я тут не собираюсь. “Форду” такие условия очень подходят, и Микко едет очень быстро, ведь, он хочет выиграть. Но и мы находимся немного в других условиях. Меня устраивает и третье место, на котором я сейчас нахожусь, и мне остаётся просто ехать в этом темпе, пусть это и не слишком весело.”
До инцидента с Дювалем сошёл ещё один претендент на довольно высокий финиш, Даниэль Сордо. Проблемы с турбонаддувом не позволили испанцу продолжить гоночный день, но в команде надеялись, что неисправность удастся устранить, и с субботу Дани вернётся в гонку по системе Супералли, то есть со значительным временным штрафом за каждый пропущенный СУ. На руку Сордо сыграло то, что несколько СУ отменили. Так, из-за задержки прохождения шестого участка пришлось отменить повторный проезд СУ Пипаои – банально не хватало времени.
Неплохо началось домашнее ралли для экипажей “Субару”. Крис Аткинсон и Петер Сольберг занимали по итогам пятницы четвёртое и пятое места соответственно. “У нас не было особенных проблем сегодня, - заметил Сольберг. – Только один раз немного съехали с трассы, что не повлекло серьёзных последствий. Сегодня дороги были очень узкие и скользкие. Но мы были к этому готовы. В субботу участки будут гораздо более скоростные. Я уверен, они нам больше подходят. Я постараюсь побороться за подиум”.
Отлично ехал второй экипаж “Стобарт”. Мэтью Уилсон финишировал по итогам пятницы на шестом месте. “Здорово финишировать так высоко, - отметил англичанин. – Что ж, мы все прекрасно видели, что может произойти в ралли в любую минуту, а ехать ещё очень долго. В целом, мне очень понравились первые СУ, где нужно ехать почти газ в пол. Единственное, что было неудобно – дороги к моменту нашего проезда уже были иссечены колеями”.
Замыкали зачётную восьмёрку экипажи “Сузуки”. "Думаю, унасбыл отличный старт, - делится впечатлениями Пер-Гуннар Андерссон. – СУ сегодня был очень техничные. Думаю, нм больше подходят субботние и воскресные участки. Сейчас всё просто здорово, машина просто отменная. Думаю, нам стоит извлечь из этого всё возможное и избегать по возможности ошибок".
В чемпионате серийных машин произошла приятная для нас сенсация. Наш 18-летний соотечественник, Евгений Новиков завершил день лидером, выигрывая у непререкаемого авторитета Тошихико Араи более 5 секунд! Весь день Евгений провёл в погоне за Эйвиндом Бринильдсеном. Возможно, именно это давление и сыграло свою роль. На супер специальном участке норвежец ошибся, его машину развернуло, и Новикову ничего не оставалось делать, кроме как принять лавры лидера ралли по итогам пятницы. Возможно, в спор лидеров мог бы вмешаться Мирко Бальдачи, но итальянец целый день никак не мог настроить свой автомобиль. Вслед за ним расположились сразу несколько местных экипажей на новеньких “Митсубиси Эволюшн Х”.
Во второй день экипажам предстояло соревноваться уже в 50 километрах к югу от Саппоро. Дороги были ровнее, шире и быстрее. Всего коллективам предстояло проехать в боевом режиме 156 километров, большая часть из которых приходились на лесные дорожки. Также в субботней программе были и два самых протяженных СУ ралли. На дорожном полотне было больше гравия, значит, грязи стало меньше. В таких условиях в выигрышном положении оказывались те, кто стартовал позже – сказывался эффект бульдозера. Но в случае дождя раскисшие дороги сыграли бы на руку лидирующим экипажам.
СУ11/15: Имеру – 2,3 км
Очень короткий СУ, сделанный на потеху зрителям. Больше похоже на ралли-кросс. Дорога широкая, особого напряжения для пилотов не представляет. Больше и сказать нечего.
СУ12/SS16: Никара – 31,12 км
Вот этот участок уже является настоящим началом дня. Высоко скоростные лесные дорожки должны были проверить экипажи на сплочённость. Дороги пусть и не такие узкие, как в пятницу, но всё же, места для ошибки тут нет. Ровно на середине пути дорога резко сужается, становится очень скользко. Вдобавок пилотам предстоит преодолеть несколько очень техничных шпилек. После этого дорога вновь становится шире, и остаток пути проходится на высших передачах.
СУ13/17: Камуисеп – 33,66 км
Очередной лесной спецучасток. Самый длинный СУ вновь порадует пилотов техничными и скоростными поворотами. Многое может решиться именно здесь, ведь, из оставшихся в расписании этапа СУ этот признаётся самым сложным. На самую середину участка приходится особое испытание. Мало того, что дороги становятся очень узкими, так ещё и гравия там слишком много – здесь японские лесорубы обычно возят стволы деревьев и заготавливают гравий, чтобы восстанавливать дороги. Этот участок испещрён колеями уже после тестовых проездов. После этого неприятного отрезка пути машинам ещё предстоит совершить несколько прыжков – весьма популярное место у фотографов.
СУ14/18: Кина – 9,55 км
Почти что кольцевой маршрут в плане того, что финиш находится рядом со стартом. Дороги здесь немного медленнее и техничнее, чем остальные субботние. Ещё во время ознакомительных проездов экипажи заметили, что ближе к финишу на дороге очень много воды, из-за чего последние километры превратились в раскисшее болото. Остроты происходящему добавляло то, что повторный проезд проходил уже в сумерках.
На самом страте дня немного понервничать пришлось Микко Хирвонену. Финн приложил свой “Форд” задним бампером об ограждение довольно смачно, но серьёзный последствий это не повлекло. В итоге, на обед финн ушёл с преимуществом в 16 секунд над коллегой по “Форду”, Латвалой. Несмотря на ухудшающиеся условия, Хирвонен выиграл два СУ и только на супер специальных участках вновь подпустил Яри-Матти к себе – 15 секунд разницы по завершении дня.
"Очень нервный день выдался, - констатирует Хирвонен. – дороги стали очень быстрыми, и мне пришлось долго приспосабливаться к этому после узких вчерашних СУ. Сегодня днём было полно колей на дороге, и расслабиться было негде. Условия были ужасные,да и Яри-Матти нагонял меня. Я приехал в Японию за победой, но теперь мне кажется, даже она не сможет спасти мои шансы на титул. Посмотрим, что будет в воскресение. Покрытие должно быть немного мягче. Если дождя не будет, то станет немного легче."
Латвала, хоть и поджимал Хирвонена, свою основную задачу видел в сдерживании Лоэба. "В этом я преуспел, - сообщает финн. – Возможно, мы слишком осторожничали в колеях, но это немного помогло расслабиться. После этого мне пришлось ехать очень быстро, чтобы Себ не мог меня достать. Нов то же время, я не хотел слишком давить на Микко. Я следил за временами Себастьена всё время и делал соответствующие выводы".
Себастьен Лоэб закончил день в довольно комфортных условиях: Латвала впереди в 38секундах, Аткинсон позади в более чем полутора минутах. Французу достаточно было удержаться на третьем месте, чтобы в воскресенье стать пятикратным чемпионом Мира, поэтому он никуда и не торопился. "Не секрет, что я предпочитаю выигрывать гонки, - делился своими соображениями Себ в субботу. – Но сейчас крайне необходим холодный расчёт. Например, сегодняшние участки чуть шире вчерашних, но скорости гораздо выше. Ошибка здесь может стоить очень дорого. Если условия становились слишком непредсказуемыми, мне ничего не оставалось, кроме как тормозить чуть раньше обычного. Сейчас на счету очень многое, и я не хочу рисковать. Мы выполняем нашу программу – удержаться на третьем месте. Думаю, у нас получается неплохо. Воскресение нам предстоит ещё одна сотня километров. Конечно, желаемый результат уже в пределах досягаемости, но именно сейчас нужно сконцентрироваться, чтобы добиться его."
СУ 18, как и предсказывалось, проходил в вечерних сумерках и стал несчастливым для Петера Сольберга. На финиш участка его “Субару” прибыла на трёх колёсах. “Я просто попал в небольшую ямку. Бум! И мы словили ещё одну яму покрупнее, - объяснил норвежец. – Нас развернуло на 360 градусов, но мы смогли поехать дальше. Как видите, задняя часть машины немного пострадала. Мы слишком увлеклись погоней за Себатьеном...”
Таким образом, на четвёртое место поднялся товарищ Петера по команде, Крис Аткинсон. “Сегодня у меня было всё хорошо, - рассказывает пилот. – Мы были немного быстрее Петера, но его авария выглядит очень обидно, ведь, обе машины выглядели осень неплохо. Но Вы ничего не можете предсказать заранее в ралли. Сейчас мы уже слишком отстали от подиума, так что на воскресение наша задача – сохранить четвёртое место.”
Мэтью Уилсон проводил также очень уверенное ралли. Постоянный прогресс позволил британцу завершить день на пятой позиции в абсолюте. “Сегодня выдался один из самых напряжённых дней в моей карьере пилота, - говорит Мэтью. – дорога была очень ухабистая, с колеями. Пришлось серьёзно поработать, чтобы избежать неприятностей. В воскресение мы попытаемся повторить темп и отстоять свои позиции в борьбе с преследователями.”
Для “Сузуки” домашнее ралли ознаменовалось первой победой на СУ, которую добыл Тони Гардемайстер. Неплохо, несмотря на прокол, выступил в субботу и Андерссон. Оба заводских автомобиля находились в зачётной восьмёрке. Замыкал её Федерико Виллагра из команды “Мюнхи’с Форд”.
В зачёте серийных автомобилей продолжал радовать Евгений Новиков. Правда, 18-летнего пилота во всю прессинговал отменно проведший субботний день Юхо Ханнунен. Финн смело может занести себе этот день в актив. Стартовав девятым, он совершил головокружительный прорыв и на финише дня уже дышал в спину лидеру. На одном только 31-километровом СУ Никара финн отыграл более 21 секунды. Благодаря этому он переместился на четвёртую позицию, за Тошихико Араи. Следующий великолепный СУ в исполнении финна позволил ему оставить позади и двукратного чемпиона Мира. На финише дня Ханнинен проигрывал лидеру всего 17 секунд, что значительно подняло его настроение, особенно, если сравнивать с пятницей. “Сегодня всё шло как по маслу, - радовался финн. – Я был полностью уверен, и выжимал из машины всё возможное. Машина была просто превосходная. Конечно, есть ещё над чем поработать, но, в целом, я счастлив.”
Евгений Новиков в то же время ехал в своём темпе, не обращая внимания на финна. “Иногда создавалось такое впечатление, что с двигателем не всё в порядке, - сообщил Евгений после финиша дня. – Но на таком плохом дорожном покрытии очень трудно точно сказать, в чём дело.” Преследователи сетовали на нехватку скорости и сообщали, что также не следят за результатами соперников, концентрируясь на собственном пилотаже.
Специальный участки воскресного дня ралли располагались поблизости от субботних, в 50 километрах южнее Саппоро. Это значит, пилотам опять предстоит покорять довольно скоростные дороги. Может быть, даже самые скоростные на протяжение всего ралли. Жизнь экипажам облегчает то, что во многих поворотах внешний край немного выше внутреннего, и образует небольшой вал, а на выходе не произрастают деревья. Простора для атаки значительно больше. Конечно, на вал этот не стоит опираться, как на сугробы в Швеции, но определённая уверенность в том, что машина не вылетит с трассы есть.
СУ21/26: Коука – 3,57 км
Как и в субботу день начинается с короткого участка для зрителей. И участок этот очень скоростной. Гравий там довольно мелкий, поэтому ко второму проходу было очень трудно. Первая половина СУ узкая, вторая – не в пример шире.
СУ22/27: Иванке – 13,57 км
Опять экипажи ждёт испытание скоростными лестными дорожками. Единственное утешение – они довольно ровные. По началу участок успокаивает пилотов широкими открытыми поворотами. Но после 5-километровой отметки дорога становится узкой и скользкой. Головной боли могут добавить и бетонные водостоки, встречающиеся чуть ли не в каждом повороте.
СУ23/28: Сикот – 27,76 км
Ещё один плоский, высоко скоростной участок. Можно провести аналогии с Новой Зеландией и Австралией. Те же перетекания из поворота в поворот и прыжки на перегибах рельефа. Сочетания кочек на самом финише могут повлечь за собой серьёзные неприятности – если проходить их на полной скорости, неизвестно, куда машину выбросит.
СУ24/29: Имеру – 2,3 км
Опять-таки “зрительский” спецучасток. Очень похоже на супер специальный или ралли-кроссовый. Впрочем, об этом уже упоминалось выше.
Воскресение началось с победы Петера Сольберга, вернувшегося в соревнование по системе СуперРалли. С утра было довольно морозно, многие участки стали очень скользкими, поэтому основные претенденты на победу предпочли не рисковать.
На следующем СУ зарядил дождь, а при проезде участка Сикот экипажам и вовсе пришлось бороться с почти тропическим ливнем. В таких условиях рисковать хотелось ещё меньше. Тем более странным выглядит сокращение отрыва Яри-Матти Латвалы от Микко Хирвонена. С 20 секунд он сократился до всего лишь 6 к середине дня. Яри-Матти признался, что извлекал выгоду из того, что ехал вторым. Под таким ливнем после машины Хирвонена оставалась небольшая колея, в которой можно было ехать чуть быстрее. Лоэб ситуацией воспользоваться не захотел. Наоборот, француз ехал очень осторожно и проиграл 50 секунд на одном СУ. Наиболее напряжённое сражение наметилось за пятое место. После отличного прохождения 23 спецучастка Пер-Гуннар Андерссон вплотную подобрался к позициям Мэтью Уилсона, и их разделяла всего 1 секунда.
На обед пилоты уходили в том же порядке, но Латвала сократил свой отрыв от Хирвонена до минимума – 4 секунды. Вполне возможно, что при условии финиша Себа на третьем месте, что лишает всех шансов на титул Хирвонена, команда и не воспротивилась бы победе Латвалы. Для “Форда” сейчас главным является зачёт производителей, и возможный дубль серьёзно обострит ситуацию.
Впрочем, на повторных проездах Яри-Матти уже не мог так серьёзно отыгрываться. Дорога совсем раскисла, колеи стали ужасающими, и машины то и дело чертили брюхом по гравию. Латвала прекратил давление на Хирвонена, и самым интересным стало сражение двух “Сузуки” за пятое место. Пер-Гуннар Андерссон не на шутку разошёлся и во всю догонял своего коллегу, Тони Гардемайстера. Мэтью Уилсон к тому моменту остался уже за бортом этого сражения – мотор начал троить, и во избежание неприятностей англичанину пришлось снять ногу с педали газа.
На предпоследнем СУ чуть было не произошла сенсация. Себастьен Лоэб вылетел с трассы всего за 200 метров до финиша и потерял достаточно много времени на возвращение. Как объяснил сам француз, вполне возможно, вышло из строя электронное управление дифференциалом – слишком много воды кругом.
Но, оправившись от этого волнительного момента, Себ спокойно довёл дело до победного конца. После проезда последнего поста контроля времени Себастьен на радостях даже пытался станцевать что-то на крыше своего автомобиля. “Невероятно, - восклицает восторженный рекордный, пятикратный чемпион Мира. – Ужасно сложное ралли выдалось! Но сечасвсёпосто здорово! Я не могу поверить, что наконец-то этот этап закончился. Нам с Даниэлем удался невероятный рекорд – пять побед на чемпионате Мира подряд!”
Фордовцам оставалось только радоваться дублю и сокращению отставания в зачёте производителей. “Очень хороший результат для команды, очень хороший результат для меня, - заключил Латвала. – После провальных выступлений в конце августа я могу быть доволен этим вторым местом. Казалось наш успех Турции уже так далёк, надо было освежить воспоминания от победы, нам это удалось.” Гораздо лаконичнее был Микко Хирвонен. “Вот и всё. Но Себ выиграл 10 ралли, он этого заслуживает. Попробуем в следующем году.”
К большому сожалению для нас, в чемпионате серийных машин финн Юхо Ханнинен разошёлся не на шутку и опередил-таки нашего Евгения Новикова. Но и второе место для 18-летнего пилота выглядит потрясающе. Нельзя сказать, что от Евгения совсем не ждали такого великолепного результата – слишком давно уже вундеркинд радует своих поклонников отменными выступлениями. Но проверка таким серьёзным испытанием, как чемпионат Мира, да ещё и в таких ужасных условиях прошла на отлично, с чем можно поздравить и Евгения, и всех нас!
Ралли Япония. 31 октября – 2 ноября.
1.Микко Хирвонен_______“Форд”
2.Яри-Матти Латвала____“Форд”________+31.1
3.Себастьен Лоэб_______“Ситроен”______+2:30.6
4.Крис Аткинсон________ “Субару”_______+3:42.4
5.Пер-Гуннар Андерссон_“Сузуки”________+5:12.9
6.Тони Гардемайстер____ “Сузуки”_______+6:09.4
7.Мэтью Уилсон________ “Форд”_________+7:05.3
8.Петтер Сольберг______ “Субару” ______+13:19.9
9.Федерико Виллагра____ “Форд”________+15:40.8
10.Даниэль Сордо_______“Ситроен” _____+17:08.5
11. (1с) Юхо Ханнинен____“Митсубиси” ___+18:27.4
12. (2с) Евгений Новиков__“Митсубиси” ___+18:33.7
Личный зачёт
1.Себастьен Лоэб 112
2.Микко Хирвонен 102
3.Даниэль Сордо 59
4.Яри-Матти Латвала 50
5.Крис Аткинсон 50
6.Петер Сольберг 41
7.Франсуа Дюваль 22
8.Хенинг Сольберг 22
Зачёт производителей
1. “Ситроен Тоталь”_______175
2. “БиПи Форд Абу-Даби”__164
3. “Субару”______________ 93
4. “Стобарт ВК М-Спорт”___64
5. “Сузуки”_______________28
6. “Мюнхи’с Форд”_________22
Олег Стожков, Sport.ru
Комментарии