Взлёт, падение и возрождение "Ред Булла": как компания по производству напитков стала самой доминирующей командой в Формуле-1
Команда присоединилась к Формуле-1 в 2005 году, выиграла свою первую гонку в 2009 году, свой первый чемпионат в 2010 году, а затем доминировала в течение 4 лет.
Однако в 2014 году команда сделала большой шаг назад и не выигрывала ни одного титула в течение 7 лет. В 2021 году "Ред Булл" вернулся на победный путь и в прошлом году вывел степень доминирования в Формуле-1 на новый уровень.
Своего пика "Ред Булл" достиг как раз в 2023 году, когда гонщики команды проиграли всего один раз за весь сезон и выиграли рекордную 21 гонку.
Льюис Хэмилтон на каком-то этапе назвал команду "компанией по производству напитков", теперь же она не оставляет шансов своим конкурентам. Так как же "Ред Булл" стал доминирующей силой в Формуле-1?
Причины подъёма "Ред Булла"
Все началось с найма очень молодого руководителя команды Кристиана Хорнера. Хельмут Марко переговорил с Дитрихом Матешицем, и они назначили Хорнера человеком, который возглавит "Ред Булл" в Формуле-1. Когда Хорнер стал руководителем команды, он был моложе некоторых гонщиков на стартовой решетке.
Ещё более интригующим было то, что он был моложе первого пилота "Ред Булл" Дэвида Култхарда, который выступал за команду несколько сезонов. В Хорнере Хельмут Марко увидел потенциал и нетрадиционный подход к гонкам. Позже такой подход оправдает себя как нельзя лучше. По совету Дэвида Култхарда, Хорнер привлёк в "Ред Булл" Эдриэна Ньюи.
Следующим важным шагом, о котором многие забывают, стала стратегия "Ред Булл" по предоставлению возможностей молодым талантам. Академия молодых пилотов видела в Себастьяне Феттеле пилота, вокруг которого можно построить команду, и после того, как Фернандо Алонсо отказался переходить в "Ред Булл", команда обратила внимание на молодого немца.
Феттель оправдал доверие, выиграв с командой 4 титула в период с 2010 по 2013 год
Другая часть, которую часто упускают из виду при разговоре о доминировании "Ред Булл" в 2010–2013 годах, — это тот факт, что это было начало эпохи, когда сезонные тесты были запрещены.
"Феррари" и "Макларен" доминировали в Формуле-1 последние пару десятилетий, однако их успех зависел от сезонных тестов. Команды во многом полагались на то, что проезжали круг за кругом на тестовых трассах и вносили изменения в машину. Когда в 2009 году это делать запретили, эти команды столкнулись с трудностями. "Ред Булл", с другой стороны, адаптировался к этому наилучшим образом.
Спад "Ред Булла"
К спаду команды привела недостаточная готовность к эре турбо-гибридов. У австрийской команды с "Рено" всегда был неоптимальный силовой агрегат, но до определённого периода разрыв с "Мерседесом" и "Феррари" не был слишком большим.
Ситуация изменилась в 2014 году, когда силовой агрегат "Рено" оказался не только ниже номинального с точки зрения производительности, но и с точки зрения надёжности. Каким бы хорошим ни было шасси "Ред Булла", дефицит был для команды просто непреодолимым.
Одной из главных проблем "Ред Булла" в ту эпоху, которая в некоторой степени выявила недальновидность команды, было то, что команда была клиентской. Коллектив не строил свой силовой агрегат и сильно зависел от поставщика.
В результате, когда гибрид Renault V6 Turbo полностью вышел из строя, у "Ред Булла" не было другого выбора. "Мерседес" никогда не собирался поставлять конкуренту силовой агрегат, "Феррари" была готова отдать силовой агрегат годичной давности, а у "Хонды" на тот момент была эксклюзивная сделка с "Маклареном".
Вдобавок ко всему этому, у "Мерседеса" было огромное преимущество перед всеми остальными командами, так как у него была лучшая силовая установка.
По окончании сезона Формулы-1 2014 года команду покинул Себастьян Феттель. Хотя изначально казалось, что у команды есть идеальная замена в лице Даниэля Риккардо, "Ред Буллу" предстояло много работы. Приход Макса Ферстаппена в 2015 году также дал понять "Ред Буллу", а также Кристиану Хорнеру и Хельмуту Марко, кто будет будущим лидером команды.
Возрождение
С 2016 года "Ред Булл" начал своё возрождение с прицелом на более молодого гонщика. Поскольку Риккардо ушел в конце 2018 года, перезагрузка команды не была по-настоящему полной до 2019 года, когда Макс Ферстаппен действительно стал главным лицом "Ред Булла".
Главное, что "Ред Булл" сумел сделать в период спада - сохранил персонал и руководство. Как только в у "Ред Булла" начались проблемы, топ-менеджмент команды начали заваливать предложениями от конкурентов. Кристиан Хорнер был в шаге от ухода, но Хельмут Марко убедил его остаться. Также удалось оставить в команде Эдриэна Ньюи.
Эти люди сыграли важную роль в выводе команды на вершину.
Также, одной из наиболее распространённых вещей, которые мы наблюдаем в команде, которая испытывает трудности, — это то, что начинают катиться головы. Один за другим люди теряют работу.
Формирование команды вокруг Макса Ферстаппена и эпоха доминирования в партнёрстве с "Хондой"
Уход Себастьяна Феттеля оставил в команде дыру. Ожидалось, что Риккардо заполнит её, но ему всё же не хватало класса и стабильности. Именно в это время команда обнаружила потрясающий талант Макса Ферстаппена и решила снова построить команду вокруг молодого гонщика, как сделала это ранее с самим Феттелем.
Ферстаппен присоединился к команде в 2016 году, а к 2018 году был готовым претендентом на призовые места. Именно его талант позволил вырвать титул у Хэмилтона в 2021 году в последней гонке сезона. В 2022-м году с небольшим сопротивлением со стороны "Феррари" он выиграл второй титул, а затем доминировал в 2023-м году, побив ряд рекордов.
Самым важным моментом, который и позволил "Руд Буллу" оторваться от конкурентов, стал тактический ход, направленный на объединение с "Хондой". От японцев отказался "Макларен" и они могли покинуть "Формулу-1", но затем на них вышел "Ред Булл".
"Хонда" помогла "Ред Буллу" преодолеть дефицит силовых агрегатов к 2021 году, и благодаря этому команда и стала бороться за титул. Именно это объединение помогло команде добиться успеха, ведь силовая установка больше не являлась проблемой. В итоге мы увидели два самых доминирующих сезона за время пребывания команды в Формуле-1.
Комментарии