Провал "Ред Булла": Как идеальная команда Формулы-1 развалилась за год
Такого процента побед ещё не было в истории Формулы-1. Макс Ферстаппен громил соперников, он выдал беспрецедентную серию из 10 побед подряд. Что касается рекордов одного сезона, то их было побито бесчисленное множество.
Однако во всем этом выделялась одна вещь, а именно тот факт, что результат нельзя было приписать только доминированию болида. Каждый аспект команды F1 был блестящим в "Ред Булле". Это была команда практически без слабых мест: у "Ред Булла" был лучший гонщик, лучшее оперативное подразделение, лучшие стратеги. Команда знала, как работать под давлением. Вся организация работала слаженно.
У "Ред Булла" не было никаких изъянов, и после доминирования в 2023 году многие списали со счетов сезоны 2024 и 2025 годов, ожидая изменения правил в 2026 году.
Как такая идеальная команда могла провалиться так быстро?
Политика Red Bull
Сезон начался с шокирующей новости о том, что руководитель команды Кристиан Хорнер находится под следствием. Сообщалось, что глава команды Формулы-1 допустил "компрометирующее поведение" по отношению к одному из сотрудников компании. Хотя это лишь немного раскачало лодку, вскоре стало ясно, что в команде дела обстоят не так идеально, как раньше.
Многочисленные утечки из голландских и австрийских изданий показали, что команда разделилась: Хорнер с одной стороны, дуэт Хельмута Марко-Йоса Ферстаппена с другой.
Марко и Хорнер больше не выступают как сплоченная группа, и каждый раз, когда Ферстаппен получает возможность, он совершает нападки на высшее руководство команды.
Беспомощность в предотвращении утечки кадров
Вторая проблема — это утечка кадров, от которой страдает команда. "Ред Булл" потерял Роба Маршалла, который ушёл в "Макларен". Дэн Фэллоуз перешёл в "Астон Мартин", Эдриан Ньюи ушёл, потому что он чувствовал себя пресыщенным, а затем ушел Джонатан Уитли, потому что он получил отличное предложение от "Ауди".
"Ред Булл" пострадала от столь масштабной утечки кадров, и особенно заметно влияние Маршалла в "Макларене".
Слишком большая зависимость от Макса Ферстаппена
Это то, о чём не часто говорят, но с сезона Формулы-1 2019 года, когда Даниэль Риккардо покинул "Ред Булл", команда стала все больше зависеть от Макса Ферстаппена. Это можно увидеть в философии её работы, а также в болидах, которые создала команда.
Необходимо задаться вопросом: как так вышло, что "Ред Булл" использует болиды, которыми может управлять только Ферстаппен, используя весь их потенциал, а второй гонщик постоянно испытывает проблемы?
Из-за этого "Ред Булл" расстался с Пьером Гасли . Это также морально уничтожило Алекса Албона за 18 месяцев. Эта же проблема мучает и Серхио Переса. Вдобавок к этому, даже выбор гонщиков, похоже, намекает на то, что Ферстаппен имеет влияние на формирование команды.
Тот факт, что Карлос Сайнс был доступен, а команда не подписала его, является таким же ярким примером, как и любой другой, что влияние Ферстаппена, безусловно, сыграло свою роль. "Ред Булл" стал командой, которая настолько зависит от своего ведущего гонщика, что она почти парализовала себя в других аспектах.
Отсутствие уверенности в завтрашнем дне
Если завтра Макс Ферстаппен решит, что он хочет сменить команду и перейти в "Мерседес", "Астон Мартин" или любую другую команду, кто будет запасным вариантом для "Ред Булла"? Есть ли у команды долгосрочный план? Есть ли у команды гонщик, который может стать новым Ферстаппеном? Ответ — нет.
Академия "Ред Булла" славилась переманиванием молодых пилотов. Теперь всё по-другому. Юки Цунода в команде с 2021 года, и хотя в "Ред Булле" не уверены, что он достаточно хорош для основы, он всё ещё на контракте в "РБ", команде, созданной для подготовки молодых талантов.
Хуже всего то, что вторым гонщиком в этой команде в этом сезоне был Даниэль Риккардо, который не сделал ничего, чтобы снова вернуться в Формулу-1. И лишь в последних трёх гонках "РБ" дал шанс Лиаму Лоусону.
Если мы оглянемся на то, каким был "Ред Булл", когда он снова поднялся на вершину и доминировал в Формуле-1, и на то, чем эта команда является сейчас, мы увидим, что ДНК команды утеряна. Это была хорошо отлаженная машина, которая соответствовала всем требованиям. Даже в 2014 году, когда Себастьян Феттель объявил о своём внезапном уходе, у команды была замена.
Эта команда стала самодовольной и расслабилась. Люди у руля предполагали, что они будут продолжать побеждать вечно, и началась борьба за власть. И именно поэтому она в глубокой яме. Ключевые ингредиенты, которые сделали "Ред Булл" эталоном Формулы-1 были утеряны, и результат прямо перед нами.
Вячеслав Горбачёв, Sport.ru
Комментарии