Sport.ru/Формула-1. Командные приказы являются неотъемлемой частью Формулы-1. Иногда в команде могут отдать приоритет одному из пилотов и не допустить, чтобы они сражались друг с другом.

В обычных сценариях гонщик подчиняется приказам и пропускает своего товарища по команде вперёд. Однако в  истории Ф-1 были моменты, когда эти приказы вызывали серьёзные споры и скандалы.

Интересно, что раньше радио не было частью Формулы-1, но это не мешало использовать командную тактику. Команды отдавали приказы своим гонщикам во время пит-стопа. В то время пит-стопы были не такими быстрыми, как сегодня, а смена шин занимала много времени. Это была прекрасная возможность для команд пообщаться со своими гонщиками.

Самые спорные случаи применения командной тактики в Ф-1

#5 Бельгия 1998: Jordan, Дэймон Хилл и Ральф Шумахер

Дождливый Гран-при Бельгии 1998 года дал команде Jordan отличный шанс занять первые два места на пьедестале. Дэймон Хилл лидировал, а Ральф Шумахер шёл вторым.

Немец, однако, ехал быстрее англичанина. Но команда не хотела, чтобы два гонщика боролись друг с другом. Шумахеру была отдана команда перестать атаковать Хилла и он лишился шанса выиграть гонку.

#4 Германия 2010: Ferrari, Фернандо Алонсо и Фелипе Масса

«Фернандо быстрее тебя. Подтверди, что ты понял».

Это сообщение получил Филипе Масса во время Гран-при Германии 2010 года. В то время командные приказы в Формуле-1 всё ещё были запрещены. Гоночный инженер Роб Смедли намекнул Массе, что товарища по команде Фернандо Алонсо следует пропустить, чтобы тот поборолся за победу.

Интересно, что эта гонка доказала, что команды не могут прекратить отдавать приказы своим гонщикам, и FIA сняла запрет с 2011 года. Запрет был установлен после инцидента с Ferrari в 2002 году. В итоге именно из-за Ferrari запрет был как введён, так и затем снят почти десять лет спустя.

#3 Малайзия 2013: Red Bull, Себастьян Феттель и Марк Уэббер

В эпоху своего доминирования четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель старался выиграть каждую гонку, которую только мог. Интересный момент произошёл на Гран-при Малайзии Формулы-1 2013 года.

Во время гонки его товарищ по команде Марк Уэббер был быстрее и должен был опередить немца, поэтому команда сказала Феттелю пропустить австралийца, чтобы не дать соперникам шансов побороться за первое место. 

Это был прямой приказ уступить дорогу товарищу по команде, но Феттель не подчинился. Эти двое боролись за победу до конца, в итоге победу одержал Феттель.

#2 Бразилия 2022: Red Bull, Макс Ферстаппен и Серхио Перес

В 2022 году Red Bull выигрывал почти каждую вторую гонку, но на Гран-при Бразилии у команды выступление не задалось. Чемпион мира Макс Ферстаппен и Серхио Перес были лишь на шестом и седьмом месте.

Мексиканец пропустил своего товарища по команде на 67-м круге, что позволило ему атаковать и опередить Фернандо Алонсо, который был на пятой позиции.

После того, как команда поняла, что дальше Ферстаппен продвинуться не может, в Red Bull попросили Макса позволить Пересу опередить его на последнем круге, тем самым вернув ему позицию, но голландец не подчинился и далее по радио заявил, чтобы его более вообще никогда не просили отдавать позицию. Достаточно эгоистично и лицемерно, с учётом того, что сам он с удовольствием прошёл Переса без борьбы. Красную дорожку должны расстилать только перед голландцем.  

Пересу же необходимо было это пятое место для борьбы с Шарлем Леклерком за вторую позицию в чемпионате, которую он в итоге потерял по итогам сезона. 

#1 Австрия 2002: Ferrari, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло

Самый печально известный пример командной тактики в Формуле-1. Позорный Гран-при, после которого FIA решила запретить командные приказы почти на десятилетие.

Во время Гран-при Австрии Формулы-1 2002 года Рубенс Баррикелло лидировал в гонке и был на грани победы, когда его попросили уступить первое место Михаэлю Шумахеру. Приказ отдал Жан Тодт, тогдашний руководитель команды Ferrari. Барикелло сопротивлялся 10 кругов и сдался на последнем, когда поступили прямые угрозы о прекращении сотрудничества с командой. 

Больше всего болельщиков возмутил тот факт, что точно такой же инцидент произошел ровно год назад и также на Гран-при Австрии. Тогда Барикелло пропустил Шумахера после приказа команды в последнем повороте, но Михаэль гонку не выиграл, а финишировал вторым. 

Шумахер в знак уважения позволил Баррикелло встать на верхнюю ступеньку пьедестала почёта и вручил ему трофей победителя. Ferrari после гонки была оштрафована FIA на 1 миллион долларов. Затем командные приказы были запрещены в Формуле-1.

Через 9 лет запрет был отменён и мы снова видим, как в угоду какому-то конкретному гонщику страдает второй номер. В итоге победить может не сильнейший в определённый момент гонщик, а тот, кому больше нужно, на кого ставит команда. 

Вячеслав Горбачёв/Sport.ru
Sport.ru