"Вероятно, будем использовать велосипедные педали…"
В интервью для официального сайта Формулы 1 вице-чемпион сезона-2009 Себастьян Феттель анализирует ошибки команды, соглашается с Флавио Бриаторе и шутит о новинках "Ред Булл".
Себастьян, как победа в Абу Даби повлияла на ваше настроение? Помогла ли она справиться с горечью поражения в борьбе за титул?
Да, она помогла, но она также показала, что мы могли добиться первенства. Впрочем, нет смысла плакать над пролитым молоком, и вообще, что может быть лучше, чем завершить сезон дублем? К зимнему перерыву я подхожу с хорошим настроением, я стал первым триумфатором Гран При Абу Даби.
Когда вы начинали этот сезон, вам было нечего терять, нужно было только добиваться. Теперь вы вице-чемпион, но называете себя «первым проигравшим». Почему вы столь жёстко к себе относитесь?
Это обычная фраза для Формулы 1 и, произнося её, я испытывал такие чувства. Всегда непросто, когда возможность уходит, как песок сквозь пальцы.
Вашей изначальной целью был хороший сезон, но с каждой успешной гонкой ожидания начали возрастать. Вы можете припомнить, на какой гонке почувствовали, что хотите заполучить титул?
Что ж, как только ты понимаешь, что обладаешь конкурентоспособным автомобилем, то задумываешься о титуле. Думаю, со мной это произошло в начале сезона. В Мельбурне я начал понимать, что у нас очень сильная машина. Но я ждал Малайзии, потому что в Австралии мы гоняемся по уличной трассе, которая может не отражать реальное положение вещей; затем мы прибыли в Китай, на второй стационарный автодром, и там тоже были быстры. В таких случаях ты и начинаешь понимать, что сезон будет хорошим. Возможно, после второй или третьей гонки я уже задумывался о победе в чемпионате. Штраф, наложенный после инцидента в Мельбурне (на последних кругах Гран При Австралии произошёл инцидент с участием Себастьяна Феттеля и Роберта Кубицы, оба сошли с дистанции, а пилота "Ред Булл" оштрафовали потерей десяти мест на старте Гран При Малайзии, - прим. ред.), немного подпортил гонку в Малайзии, но машина в любом случае была великолепна.
Что нового о себе вы узнали в этом году?
Я бы хотел, чтобы мне не пришлось это говорить, но я узнал, что ненавижу проигрывать. Думаю, я знал об этом, но сейчас убедился. Это касается не только гонок. Боюсь, я должен признать, что в целом не люблю проигрывать, независимо от того, чем занимаюсь – играю в какую-нибудь дурацкую игру, в футбол или ещё во что-нибудь. Возвращаясь к гонкам хочу сказать, что у нас прекрасный спорт – мы носим шлемы, а потому никто не видит эмоций на наших лицах, когда мы проигрываем.
После неудачной квалификации в Бразилии, где вы заняли лишь 16 место, вы действительно верили, что в гонке сможете обернуть ситуацию в свою пользу?
Да. Я не из тех людей, кто быстро теряет веру. До клетчатого флага я буквально надеялся, что произойдёт что-то, что поможет мне, но этого не произошло, и по ощущениям это напоминало хорошую оплеуху. Оглядываясь назад, могу сказать, что, начиная с Сильверстоуна, мы располагали лучшим автомобилем, но нам не всегда везло. Наши соперники также терпели неудачи в борьбе за очки. Шанс был, но, используя футбольную терминологию, мы пробили мимо пустых ворот. Из 17 гонок в пяти мы не финишировали.
Возникали ли ситуации, в которых вы винили себя в том, что сделали не всё, что было возможно?
Должен сказать, что по сравнению с прошлым годом я сделал большой шаг вперёд – это касается как пилотского мастерства, так и физической формы. Можно сказать, что я вырос и стал лучше работать с автомобилем. В некоторых ситуациях – довольно редких – я мог сделать чуть больше. Возможно, это касается квалификаций, которые в наши дни оказывают влияние на гонку – в Спа мы были сильнейшими, но в субботу я допустил ошибку. Но всё это из разряда "если бы да кабы". Я как гонщик, и "Ред Булл" как команда, проделали хорошую работу.
"Я полностью согласен – выиграть должны были мы!"
Были ли гонки, на которых команде стоило использовать другую стратегию?
Разумеется. Например, в Турции мы пытались использовать стратегию трёх пит-стопов, чтобы прессинговать Дженсона Баттона, но нам попросту не хватило темпа для реализации этого плана. Или в Монако, где мы не претендовали на победу, но могли бы быть четвёртыми или пятыми. Или, когда для того, чтобы добиться поула, мы жертвовали гонкой, заливая мало топлива. Это были ошибочные решения. Были и другие промахи, как в Барселоне, где я всю дистанцию преследовал Фелипе Массу, а затем мы синхронно отправились на дозаправку, и это разрушило мне гонку. Но мы – команда, и крайних нет.
Как вы справляетесь с разочарованиями? На публике вы всегда очень сдержаны. Вы вымещаете злость на подушках, когда возвращаетесь в гостиницу?
Могу сказать, что иногда очень сложно контролировать себя, когда гнев буквально накрывает с головой, хочется вылезти из машины, зашвырнуть руль куда подальше и крушить всё вокруг. Но автомобили в Формуле 1 очень дорогие, так что приходится держать себя в руках. Но находясь за закрытыми дверями, можно выместить гнев, поэтому периодически я нахожу, что пошвырять по гостиничному номеру.
В середине сезона Флавио Бриаторе сказал, что в чемпионате лидирует не тот парень и не тот автомобиль. Но именно этот парень с этим автомобилем в итоге выиграл чемпионат. Что вы думаете о высказывании?
Я полностью согласен – выиграть должны были мы! Но, как я уже говорил, сослагательное наклонение неприемлемо, в спорте существуют только результаты. Я хотел бы победить, и вероятно, команда тоже, и Флавио думал об этом же. Тем не менее, мои поздравления Дженсону и "Браун".
Недавно в прессе цитировались слова Льюиса Хэмилтона о том, что в качестве напарника он предпочитает видеть "командного игрока". Для некоторых это звучит так, будто он ищет для себя помощника, но не соперника. Мы редко слышим о том, что "командный игрок" выиграл чемпионат. А кого вы предпочитаете в качестве напарника по команде?
Я очень доволен Марком Уэббером. Вне автомобиля мы неплохо ладим, а на трассе сражаемся – вероятно, команде очень повезло, что мы нечасто боролись друг с другом. Если вы хотите выиграть, вы должны победить всех – и вашего напарника в том числе. По сути, напарник – это первый человек, которого хочется победить, поскольку он располагает теми же ресурсами, что и ты, и если он выходит вперёд, это отнюдь не комплимент для тебя. Но, разумеется, не хочется иметь напарника, которого будешь отчаянно ненавидеть.
"Ред Булл Рэйсинг" до сих пор не объявил, какие моторы будет использовать в сезоне-2010. Поставщик двигателей может сыграть ключевую роль в борьбе за чемпионат…
Да, и до сих пор ничего не решено. Гоняться без двигателя трудновато. Вероятно, будем использовать велосипедные педали, но тогда мне срочно нужно будет выйти на новый уровень физподготовки!
Чем займётесь в ближайшие пару недель?
Пока никаких планов. Будет несколько встреч на заводе "Ред Булл" в Милтон-Кинсе – проанализируем минувший сезон, чтобы следующий провести ещё лучше. Затем у меня будет свободное время, которое я проведу с друзьями и семьёй. Небольшие каникулы. Я люблю кататься на лыжах, поэтому на время отправлюсь в горы. А потом вновь займусь физическими упражнениями.
Перевод: Татьяна Монтоя
Комментарии