V8 – V6: шах и мат
Формула-1 не будет использовать четырёхцилиндровые моторы. Команды нашли способ сопротивления Жану Тодту и выработали компромисс – с 2014 все болиды, участвующие в королевских гонках, будут использовать V-образные 6-цилиндровые моторы, которые будут раскручиваться до 14-16 тысяч оборотов. Так что же стало решающим аргументом команд?..
Всё оказалось просто и весьма законно - любое техническое новшество перед принятием должна одобрить комиссия Формулы-1, в которой заседают представители команд. Тут-то FIA и оступилась – против лома у них своего инструмента не оказалось и от рядных четвёрок пришлось отказаться. На самом деле, это всё оказалось ерундой после того как главный гений современной королевы автоспорта Эдриан Ньюи рассказал и причинах появления идеи внедрения четырёхцилиндровых двигателей.
"Первоначально рабочая группа по двигателям решила о переходе на четырёхцилиндровые турбомоторы в 2013 году. Большим стимулом к таким переменам была "Audi". Эта компания сказала, что они придут в "Формулу-1", если в ней будут использоваться четырёхцилиндровые турбомоторы. В связи с этим все согласились с изменениями, чтобы пришла "Audi". В последствии они решили, что они не будут участвовать в "Ф-1", спасибо им большое, а мы остались с четырёхцилиндровыми турбодвигателями. Несомненно, с инженерной точки зрения, четырехцилиндровый турбированный двигатель – не лучшее решение для установки в болид в плане компоновки. V6 гораздо лучше. Теперь у нас будет шестицилиндровые моторы с 2014 года".
Audi можно понять – это не Ferrari с её суперкаровским модельным рядом, это один из самых массовых автопроизводителей, для которых маленькие моторы – это будущее. С точки зрения требований Евросоюза и США по расходу топлива и экологичности двигатели в ближайшие годы будут мельчат и усердно обрастать турбинами и катализаторами. Для Audi же Формула стала бы полигоном для испытаний, причём в случае успеха оных можно было бы получать немалую отдачу с маркетинговой точки зрения. Но в итоге в Audi решили отказаться от королевских гонок. Почему?
"С точки зрения требований Евросоюза и США по расходу топлива и экологичности двигатели в ближайшие годы будут мельчат и усердно обрастать турбинами и катализаторами"
И вот тут самое интересное. Ещё в прошлом сезоне поползли слухи о том, что Volkswagen может прийти в Формулу. Такой автогигант нужен абсолютно всем – Берни, командам, спонсорам… Этот интерес легко объяснить – просто на секунду представьте, насколько было бы интересней наблюдать за Формулой, если бы вместо Williams и Toro Rosso были заводские команды Porsche и Toyota. Но автопроизводители на это не идут.
На то есть целый ворох причин. Во-первых, и это прозаично, деньги. Участие в гонках обойдётся в кругленькую сумму, которая не факт, что окупится даже через несколько лет мелькания на миллионах экранов. Во-вторых, целесообразность. Какой смысл Toyota разрабатывать супермощные двигатели, если наработки для большинства их моделей не применимы? Ferrari, Mercedes, McLaren – да, но тому же Volkswagen эти разработки ни к чему. В-третьих, имиджевый момент. Болид Toyota не должен чаще ломаться или ехать медленнее Volkswagen, боссы автоконцернов не хотят зависеть от ошибок команды или пилотов. Реклама в вопросе привлечения покупателей намного проще.
И тем не менее – дыма без огня не бывает – в прошлом году Volkswagen подумывал о приходе в Формулу. Но тогда же у этого слуха было одно продолжение – немцы собирались создать команду на базе Red Bull – команды Эдриана Ньюи. Как мы все прекрасно знаем, Audi – это в каком-то смысле Volkswagen, а значит на самом деле никто от идеи не отказывался.
Разумеется, чтобы команда-чемпион стала базовой для заводской команды, она затребует что? Деньги, много денег, судя по всему, именно это и сделал Red Bull. А в Audi работают отнюдь не расточительные счетоводы из Германии, которые быстро прикинули, что затраты на разработку в купе с отступными Red Bull выйдут в такую копеечку, что дешевле выкупить рекламное время BBC на ближайшие десять лет.
То есть за весь этот сыр-бор можно благодарить не только FIA, которая была заинтересована в приходе такого гиганта как Volkswagen в Формулу, но и Red Bull, который был не прочь стать чемпионской базой для будущего чемпиона. С такого угла решение ограничиться уменьшением двигателей всего на два цилиндра выглядит единственным возможным компромиссом. Да в чём в чём, а в инженерии Ньюи не лукавит – сделать нормальную развесовку для болида с рядной четвёркой – та ещё задачка…
Алексей Данилов, @Sport.ru
Комментарии