После Гран-при Бахрейна главной темой для обсуждения в мире Формулы-1 стала не победа Фернандо Алонсо в дебютной гонке за Ferrari, и не слишком яркое возвращение семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. Первая гонка сезона, вопреки ожиданиям, получилась достаточно скучной: атака Фернандо Алонсо Фелипе Массу на старте, несколько обгонов в середине пелетона, проблемы у Себастьяна Феттеля, на этом все основные события гонки заканчиваются. А на следующий день европейская пресса раскритиковала в “пух и прах” введенную в этом году отмену дозаправок, которая, по её мнению, и превратила гонку в скучную процессию.

Руководители команд не стали это отрицать, поскольку критика гонки в Бахрейне в недостатке зрелищности действительно справедливая. Сразу же пошли разговоры об изменении регламента. Глава McLaren Мартин Уитмарш поднял тему, которая уже обсуждалась зимой во избежание того, что в итоге и произошло на Гран-при Бахрейна, но не нашла тогда единодушного согласия между главами команд – введение двух обязательных пит-стопов. Меры по изменению правил нужно предпринимать срочно, и вводить их в течение сезона.

Последний раз изменение регламента по ходу сезона было в 2005 году, когда в начале сезона был применён неудобный формат квалификации – первая часть квалификация проводилась в субботу днём, а вторая – в воскресенье утром, в итоге по общему решению воскресную часть квалификации убрали.

Вернёмся в прошлый год. Как только летом было принято решение об отмене дозаправок по ходу гонок, мнения разделились. Нашлись сторонники этой идеи, считавшие, что вернутся гонки начала 90-х с полными баками, с невероятно тяжелыми машинами на старте,  и что на ход гонки будет влиять не только скорость, но и умение пилота беречь резину, менять стиль пилотирования при постепенном облегчении веса болида.

Нашлись и противники, которые считали, что гонки Формулы-1 превратятся в скучные покатушки, что все гонщики будут ехать аккуратно, чтобы не повредить резину, и количество без того малого количества обгонов станет ещё меньше из-за невероятно тяжелых машин. Кто прав, а кто нет сказать было невозможно. Прогнозировать ситуацию с новым регламентом было бесполезно.

 

Даже в этом году на тестах, даже после квалификации в Бахрейне, когда Феттеля, выигравшего поул, спросили, что он думает о том как пройдет гонка, тот ответил: я не знаю, никто не знает: будет гонка скучной  или наоборот.

 

Поскольку интриги с топливом больше не было, то весь интерес тактики гонки был ‘’завязан’’ на резине. Было введено даже правило, согласно которому гонщики, попавшие в финальную часть квалификации, обязаны использовать тот комплект шин, на котором они будут стартовать в гонке. И это должно было стать дополнительным интересом и частью тактики. В теории всё выглядело отлично: те, кто используют мягкий состав быстры в квалификации, но в начале гонки на тяжёлой машине это определённый минус, так как резина быстрее подвергнется износу. И наоборот, гонщик ‘’жертвует’’ максимальным результатом в квалификации на жесткой резине, поскольку она медленнее мягкой, но зато стартовый отрезок более длинный и стабильный.

 

"Даже в этом году на тестах, даже после квалификации в Бахрейне, когда Феттеля, выигравшего поул, спросили, что он думает о том как пройдет гонка, тот ответил: я не знаю, никто не знает: будет гонка скучной  или наоборот."

 

 

Но на практике, в отличие от теории оказалось всё далеко не так, типы резины, привезенные Bridgestone  на первую гонку сезона в Бахрейн – SuperSoft  и Medium, почти не различались в скорости, а износ даже мягкого состава оказался настолько мал, что смог продержаться почти половину дистанции. И это при  температуре в Бахрейне 35-36C, одного из самых жарких Гран-при в сезоне!

 

"В теории всё выглядело отлично: те, кто используют мягкий состав быстры в квалификации, но в начале гонки на тяжёлой машине это определённый минус, так как резина быстрее подвергнется износу. И наоборот, гонщик ‘’жертвует’’ максимальным результатом в квалификации на жесткой резине, поскольку она медленнее мягкой, но зато стартовый отрезок более длинный и стабильный"

 

И конечно, никакой речи о двух пит-стопах и быть не могло, а что будет в более холодной Австралии через две недели на втором этапе чемпионата? Ещё хорошо, что существует правило обязательного использования обоих типов шин в гонке, один пит-стоп обязательно должен быть проведён. Но если гонка будет дождевой от старта до финиша, то это правило не будет действовать, и гонка может вообще пройти без пит-стопов!

 

Всё дело в том, что если раньше скучную гонку  могли разнообразить пит-стопы с дозаправкой и сменой резины, то в этом году Формула-1 лишилась очень важного элемента интриги. Именно дозаправка была главной частью пит-стопа, именно на количестве топлива строилась тактика гонки, именно за счёт этого отыгрывались и проигрывались позиции в гонке, в теории резина должна была стать таким же решающим фактором стратегии, но на практике она же эту стратегию упростила до невозможного. Поэтому не отмена дозаправки стала главным губителем зрелищности в Сакхире, а шины. Согласись бы команды зимой с введением двух пит-стопов, разработай Bridgestone не такую долгоиграющую резину, сделай больше разницу между мягким и жестким комплектом, то первая гонка сезона могла бы стать куда ярче.

 

Но на практике, в отличие от теории оказалось всё далеко не так, типы резины, привезенные Bridgestone  на первую гонку сезона в Бахрейн – SuperSoft  и Medium, почти не различались в скорости, а износ даже мягкого состава оказался настолько мал, что смог продержаться почти половину дистанции. И это при  температуре в Бахрейне 35-36C, одного из самых жарких Гран-при в сезоне!

 

Но ещё одним фактором стала сама трасса Сакхир. Последние несколько лет гонка на этой трассе сама по себе не изобиловала событиями. Да, есть вроде бы, где обгонять, конфигурация достаточно интересная, но вспомнить какие-либо яркие гонки из её истории, которая началась в 2004 году, невозможно. Да и унылый фон трассы вокруг пустыни не придаёт ей особого шарма. А изменённый в этом году первый сектор, из-за чего трасса выросла на целый километр, став второй по длине в чемпионате, вызвал массу нареканий со стороны пилотов, только ухудшив характер трассы.  Вкупе со всем этим мы и получили скучную гонку, практически лишенную какой-либо борьбы.

 

За две недели, конечно, регламент не изменится, и поэтому просто остается надеяться, что в Мельбурне мы увидим более интересную гонку, к тому же к этому есть определённые предпосылки. Трасса в Австралии это всё-таки не Сакхир. А прошлогодний Гран-при Австралии стал единственной гонкой в сезоне, где была огромная разница между мягким и жёстким типом шин.

 

Иван Беликов, Sport.ru

Sport.ru