Тактика победы или позора?
Гонка в Хоккенхайме ознаменовалось возращением Ferrari в борьбу за лидирующие позиции. Скудерия сделал впечатляющий прогресс, обновив свой болид F10. Но не это стало главной темой после финиша немецкой гонки.
Когда Фернандо Алонсо начал догонять лидирующего Фелипе Массу, в этот момент, наверное, многие поклонники Формулы-1 начали с удовольствием потирать руки: вот она ещё одна дуэль партнёров по команде в этом сезоне, после Red Bull и McLaren. Но не тут то было, Фелипе демонстративно затормозил на выходе из Spitzkehre, и Алонсо спокойно проехал вперёд бразильца, устремившись к 23-ей победе в карьере и второй за рулём Ferrari. Командная тактика запрещенная, но неистребимая, сработала как в лучшие годы союза Михаэля Шумахера и Ferrari – явно и беспрекословно. Безусловно, что этот ход Скудерии вызвал немало споров и дискуссий после немецкого уик-энда.
“Не только в Ferrari, но и в любой другой команде, особенно претендующей на чемпионство, врядли захотят увидеть сражение своих пилотов, тем более если один из них претендент на корону, а другой нет”
Командная тактика официально запрещена. Как раз после подобного хода Ferrari на ГП Австрии 2002, когда Рубенс Баррикелло пропустил Михаэля Шумахера перед самой финишной чертой, тогда это принесло эффект “взорвавшейся бомбы”, поскольку ущерб спортивной стороне Формулы-1 был нанесён невероятный – потрясающая гонка превратилась в фарс, вдобавок Шумахер с Баррикелло устроили непонятку на подиуме: Михаэль уступил своё первое место на подиуме Рубенсу, которому, наверное, до сих пор, в кошмарном сне снится этот день. Запрет командной тактики не помог Баррикелло, и он до конца своих выступлений за Ferrari – ещё три года, был ‘’вторым номером''. Правда, уже не так демонстративно.
Врядли подобный запрет мог полностью “искоренить” подобную субординацию, ведь Формула-1 – это командный вид спорта. Не только в Ferrari, но и в любой другой команде, особенно претендующей на чемпионство, врядли захотят увидеть сражение своих пилотов, тем более если один из них претендент на корону, а другой нет.
Команда Формулы-1 – это огромная структура, где все, от водителя трейлера до владельца команды работают как один на успех в гонках. Гонщики – это часть этой структуры, и в критичный момент для чемпионата их амбиции должны уступать место интересам команды. Вспомним Гран-при Бразилии 2007, когда Фелипе Масса лидировал в гонке, а позади него шёл Кими Райкконен, которому для завоевания титула нужны были как раз эти самые очки за победу. В Ferrari чуть изменили тактику пит-стопов, после которых порядок их пилотов на трассе изменился и Кими Райкконен, благодаря этому финишировал первым и стал чемпионом Мира. Вполне естественная ситуация, и эта рокировка даже не сильно обсуждалась после гонки. Согласитесь, было странно, если бы Фелипе так и остался бы на первом месте – выиграл бы свой домашний Гран-при, закончив чемпионат на четвёртом месте, а Кими Райкконен не сумел бы выиграть титул лишь потому, что не смог опередить своего партнёра в команде.
“Гонщики – это часть этой структуры, и в критичный момент для чемпионата их амбиции должны уступать место интересам команды”
Такого рода ситуация была несколько лет назад, правда не в Формуле-1, а Мото Гран-при, там командная тактика менее распространена. На предпоследнем этапе 2006 года – одного из самых непредсказуемых за последнее десятилетие в мотогонках, испанец Даниэль Педроса вынес с трассы своего напарника по команде Repsol Honda Никки Хэйдена, который лидировал в чемпионате практически весь сезон. После этого столкновения он утратил это лидерство, и полемика была просто невероятная, на бедного Дэни обрушился весь мир MotoGP. К счастью испанца, Хэйден чудом всё-таки выиграл чемпионат на следующем этапе. Проиграй бы американец – вина в это поражении полностью бы лежала на его партнёре по команде. И это клеймо навсегда бы осталось на репутации Педросы. Сколько бы ему ещё припоминали, как он подвёл свою команду, лишив её заслуженного титула.
Победа в чемпионате, тем более в Формуле-1 – это высшее достижение для команды, это огромные призовые, это новые спонсоры. Взять, хотя бы BrawnGP, которые перед началом сезона 2009 никому не был нужен, и его участие в чемпионате было под вопросом. В конце же года, после того как команда выиграла чемпионат в обоих зачётах, её выкупил ни много ни мало Mercedes. Поэтому в решающий момент чемпионата, когда ставки действительно высоки, командная тактика вещь неотъемлемая.
Но когда подобное происходит в начале сезона, как это было с McLaren Mercedes в 1998 году, когда Култхард пропустил вперёд Мику Хаккинена на последних кругах Гран-при Австралии, или два года подряд в Австрии ( в 2001-ом году Рубенс также пропустил Шумахера, хотя в отличие от 2002 года это прошло более спокойно). В таком случае, подобное не поддаётся никакому здравому смыслу. Но ещё больше поражает другое – с какой демонтративностью всё это было сделано. Почему бы не сымитировать борьбу, пусть даже небольшую ошибку? Понятно, что на скорости за
“Поэтому в решающий момент чемпионата, когда ставки действительно высоки, командная тактика вещь неотъемлемая”
Этот же вопрос касается и к прошедшего ГП Германии. Да, Фелипе Масса имеет в два раза меньше очков чем Фернандо, сам испанец проигрывает больше 40 баллов лидирующему Льюису Хэмилтону. F10, наконец-то обрела скорость, вместе с ней вернулась надежда и на титул, и учитывая тяжелое положение в чемпионате нужно делать ставку на одного гонщика, здесь не до междоусобиц, подобных в Red Bull. Но странно, что в Скудерии открыто это продемонстрировали, зная о запрете командной тактики, к тому же намёк Роба Смедли – гоночного инженера Массы пустили в эфир, и его слышал весь мир: Фернандо быстрее тебя, дай понять. Фелипе “понял”, в итоге команда оштрафованана на круглую сумму, мало того, впереди ещё и судебное заседание. Хотя сделай команда всё элегантней, всё прошло бы менее болезненно. Как для самой Ferrari, так и для разочарованных зрителей, которые как всегда оказались главными пострадавшими в этой ситуации.
Иван Беликов, Sport.ru
Комментарии