Сезон завершён
Сезон, полный эмоций, интриг и событий, подошел к концу. Год этот получился, возможно, самым интересным за последние несколько лет, и уж бесспорно – самым скандальным.
Конечно, при упоминании сезона 2007 года все сразу вспомнят Льюиса Хэмилтона и его наиярчайший дебют. И действительно, такого вторжения в “Королевские автогонки” история еще не знала – наибольшее количество подиумов и поулов в сезоне (правда, по обоим показателям он не единоличный лидер – по количеству подиумов он делит первую строчку с Кими Райкконеном и Фернандо Алонсо, а по количеству поулов – с Фелипе Массой), и борьба за чемпионский титул. Это и хорошо и плохо. С одной стороны это показало, что у молодых талантов есть шанс очень быстро проявить себя, с другой – до чего докатилась Формула, если может прийти гонщик, и в первый же свой сезон бороться за титул. Да, безусловно, Хэмилтону повезло – ему вообще часто везло в этом сезоне – и он попал в нужное место в нужное время. Но все-таки это показывает Формулу-1 не с лучшей стороны.
Хотя, вполне возможно, что без покровительства Берни Экклстоуна первый сезон вышел бы у него не столь удачным. Хэмилтона наказали один единственный раз – и то деньгами, хотя за подобное нарушение Ральф в 2005 году получил штраф в две секунды к времени квалификации. А ведь наказывать было за что. В Японии даже наказали Роберта Кубицу за обычный гоночный инцидент, в котором он стал невольным виновником разворота Хэмилтона.
Но, даже несмотря на все это, он провел впечатляющий сезон, на равных борясь с напарником, двукратным чемпионом мира Фернандо Алонсо.
После Австралии, где доминировала “Феррари”, казалось, что итальянская конюшня выиграет чемпионат “в одну калитку”, но не тут-то было.
Уже на следующем этапе, в Малайзии, после провального старта “Феррари” лидерство захватила пара “МакЛаренов”, и не упустила до конца гонки, заработав первый в сезоне командный дубль.
Потом, правда, Фелипе Масса выиграл две гонки подряд, но после этого настали трудные дни для “Феррари”. Причем как на трассе, так и вне её. “МакЛарен” выиграл три гонки подряд, причем дублем – ни Масса, ни Райкконен ничего не смогли противопоставить Серебряным Стрелам ни в Монако, ни в Канаде, ни в США. А вне трассы были начаты судебные процессы против Найджела Степни и Майка Кофлена по обвинению в шпионаже.
Впоследствии было разбирательство FIA, которое в итоге привело к штрафу “МакЛарена” на $100 млн., и исключению из Кубка Конструкторов 2007 года. Команда решила не подавать апелляцию, приняв данное наказание, и сосредоточиться на борьбе за чемпионский титул – тем более что впереди оставалось несколько решающих этапов.
И вот на оставшихся этапов Райкконен показал себя во всей красе – и выиграл три из четырех последних гонок. В это же время Алонсо и Хэмилтон ошибались, сходили, но Кими – нет. Лишь на Фудзи, где выиграл Льюис, Кими финишировал третьим. Благодаря такой сильнейшей концовке сезона он сохранил шансы на титул до последней гонки – и в итоге совершил чудо.
Тем временем страсти кипели не только в командах – лидерах. Безусловно, при разговоре о сезоне-2007 будут сразу вспоминать “Феррари” и “МакЛарен”, но ведь кроме них есть еще 9 команд, в которых тоже происходит много чего интересного. Очень непростой сезон пережила команда “Спайкер”, которую в итоге перекупил индийский бизнесмен и поклонник автогонок Виджей Малья. По ходу сезона из команды выгнали Кристиана Альберса. Он постоянно уступал своему напарнику, но последней каплей стала безумная ошибка Альберса в Маньи-Куре – тогда он слишком рано стартовал с пит-стопа и уехал вместе с заправочным шлангом.
Адриан имеет все шансы в будущем бороться за чемпионский титул, но ему надо не упустить свой шанс. Возможно, в следующем сезоне мы увидим его в “МакЛарене” - но скорее всего, снова в “Спайкере”. Если команда начнёт подниматься, то Сутиль на этом фоне будет выглядеть великолепно. А если команда, даже при увеличении финансирования от Малльи, так и останется аутсайдером, то немцу важно будет поймать удачу за хвост, и занять место за рулем достойной машины.
Видимо, “Тойота”, обладая, возможно, самым крупным бюджетом в “Королевских автогонках”, не может, не смотря на все усилия, построить быструю машину. С надежностью особых проблем нет, но со скоростью они очевидны. Японцы попытались переманить к себе Алонсо, пообещав тому едва ли не самую крупную в истории Формулы-1 зарплату, но он не повелся, так что ждать чуда от “Тойоты” в следующем сезоне вряд ли стоит.
Две другие японские команды провели сезон хуже, но, как ни странно, ярче. “Супер Агури” блистала в начале чемпионата, но их успех достиг апогея в Канаде – когда Сато обогнал Алонсо в борьбе за шестую позицию. После этого, в связи с финансовыми проблемами, результаты команды пошли на убыль. А вот "Хонда", наоборот, блеснула в конце сезона, при помощи Дженсона Баттона. Впрочем, в Японии он отличился разве что тем, что проехал пару кругов без переднего спойлера, но вот в Китае Дженсон действительно блеснул – и закончил гонку на пятой позиции. На этом, правда, успехи японских команд и закончились.
“Уильямс”, который ездит с моторами “Тойота”, провёл неплохой сезон, даже поднявшись на подиум в Канаде – безусловно, этот год они провели лучше, чем прошлый, и закончили чемпионат на четвертом месте в Кубке Конструкторов. Алекс Вурц, хоть и отставал по скорости от своего напарника Нико Росберга, все же заработал немало очков для команды в этом сезоне, и именно он принес единственный подиум. Но все же и он и команда понимали, что он попросту недотягивает до Росберга, и в итоге Вурц покинул гонки за один этап до конца чемпионата. “Уильямс” же получил шанс обкатать Накаджиму, который в этом году провел великолепный сезон в GP2, завоевав симпатии болельщиков, а в следующем может попасть и в Формулу-1. И, надо сказать, что дебют у него получился не плохой – несмотря на то, что он сбил двух механиков, он финишировал на десятом месте. Хороший результат для новичка.
Но вот “БМВ-Заубер”, которая раньше поставляла моторы для “Уильямса”, показывала великолепные результаты на протяжении всего сезона, став “лучшей из остальных”. Это стало неожиданностью как для нас, так и для самой команды, которая в этом году оказалась в уникальном положении – она не могла дотянуться до лидеров, но сама была недосягаема для всех остальных. Вообще, нужно сказать, что машины “Заубер” всегда были хороши, но у Петера Заубера не всегда хватало средств на доводку машины. А у “БМВ” денег достаточно, отсюда и результат. Да, были и невыразительные уик-энды, такие как Гран-при Китая, но в целом чемпионат эта команда провела на “ура”. Вполне возможно, что в следующем году они смогут добывать уже победы.
Бесспорно, лучшим из гонщиков “БМВ” в этом сезоне стал Ник Хайдфельд – немец, который в 2002 году не попал в “МакЛарен”, где предпочли Райкконена, набрал почти вдвое больше очков
Но на счету “БМВ” есть еще одно достижение. За рулем их машины перспективный молодой немец Себастьян Феттель, заменяя на Гран-при США Роберта Кубица, стал самым юным гонщиком, когда-либо заработавшим очки в Чемпионате мира. Его заметили в “Торо Россо” - и вскоре он заменил там Скотта Спида, который разгневал руководство настолько, что оно даже применило физическую силу. Но Феттель поначалу ничего выдающегося не показывал, привыкая к машине и команде, и проигрывал своему напарнику, Витантонио Лиуцци. Однако его талант проявился, когда на трассу обрушился дождь – в Японии он даже впервые вывел “Торо Россо” в финальную часть квалификации, умудрился три круга лидировать в гонке, но закончил ее бесславно – после того, как Льюис Хэмилтон резко затормозил на Сейфти Каром, то же самое сделал шедший на втором месте Марк Уэббер, а Себастьян не заметил этого, и врезался в австралийца, погубив гонку обоим.
Это был черный день для всего королевства Дитриха Матешица – одним неловким движением Феттель лишил команду возможных 14 очков. Но уже на следующей гонке, которая состоялась в Китае, и которая снова прошла во влажных условиях, он сгладил свою вину, финишировав на великолепном четвертом месте. А его напарник Лиуцци финишировал шестым – великолепный результат для этой команды, у которой до этого был абсолютно нулевой счет очков.
Основная команда, “Ред Булл” в этом сезоне также блистала лишь местами. В основном, конечно, запомнится подиум Уэббера на дождевом Нюрбургринге, его же авария в Японии, и пятые места на квалификации - Култхарда Японии, а Уэббера – в Бразилии.. На этом, собственно, достижения команды, которые стоит отметить, заканчиваются. С надежностью было совсем плохо – видимо, у Эдриана Ньюи пока не совсем получается построить надежную и быструю машину. Несмотря на сотрудничество с Дэвидом Култхардом, с которым они неразлучны на протяжении почти всей карьеру ДиСи в Формуле-1, пока что машина местами бывает быстра, но 10 сходов на двоих говорят сами за себя.
К сожалению, большинство гонок в этом сезоне превращалось в созерцание того, как четыре машины лидеров едут, отрываясь друг от друга, безо всяких обгонов. Обгоны среди четырех топ-пилотов можно пересчитать по пальцам – Алонсо-Масса в Нюрбурге и Китае, Хэмилтон-Райкконен в Италии, и Райкконен-Хэмилтон, в Китае. Вот, пожалуй, и всё.
А вот в середине пелетона, где сражение было более плотным, нередко мы могли наблюдать борьбу. Но все же хочется надеяться, что в следующем году мы увидим не менее плотную борьбу и среди лидеров – ведь самая острая и рискованная борьба ведется не за попадание в очки, а за победу.
Можно с уверенностью сказать, что первый после ухода Михаэля Шумахера сезон получился неимоверно интересным и захватывающим. Хотя, порой по турнирной таблице казалось, что всё интереснее, чем есть на самом деле. Но тем не менее – казалось, что интерес к Формуле после ухода великого немца может упасть, но ничего подобного не произошло.
Ну а впереди нас ждет четыре месяца томительного ожидания, но за это время состоится несколько тестовых сессий, пройдут презентации команд, и, конечно же, будут подписаны последние контракты на следующий сезон! Так что особо скучать нам не придется…
Петр Геллер, Sport.ru
Комментарии