Первая победа, не последняя проблема
"Скудерия Торо Россо" была самой успешной и популярной в Монце. Однако когда эмоции уже улеглись, возникает ряд логичных вопросов, главными из которых являются: как эта победа была достигнута, и действительно ли подобное допустимо в Формуле 1? Британский сайт Grandprix.com разбирается в ситуации.
Последняя победа машины с клиентским шасси была зафиксирована в 1970 году в испанской Яраме, тогда Джеки Стюарт блестяще выиграл гонку на автомобиле команды "March". А всего несколько месяцев назад "Ред Булл" заплатил "Форс Индии" за молчание: индийская команда судебным путем пыталась добиться прекращения поставок шасси "Ред Булл" команде "Торо Россо".
Тот факт, что "Торо Россо" обскакала "Ред Булл" наталкивает на мысль, что у заводской команды есть ряд затруднений. Истоки одного из которых можно искать в решении, принятом в 2006 году, когда "Ред Булл" отдали "Торо Россо" свой контракт на поставку двигателей "Феррари", поскольку 2007 год "старшие быки" решили начать уже с "Рено". Тогда этот шаг был логичным, но сейчас очевидно, что разница между моторами "Рено" и "Феррари" велика, и именно благодаря использованию движку последних "Торо Россо" выиграла гонку в Монце. На итальянском автодроме особенно важна скорость, и у "Торо Россо" здесь было больше лошадиных сил.
Настройки автомобиля также являются составной частью успеха и здесь нужно отдать должное Джорджо Асканелли его инженерам, но необходимо также учесть, что Асканелли работает в "Торо Россо" уже достаточно долгое время, а заметные успехи пришли к команде только недавно. В сведущих кругах ходят слухи, что несколько месяцев "Торо Россо" получает новейшие модификации двигателей "Феррари". Это помогает объяснить, как маленькой команде удалось обыграть своего моториста.
Несмотря на то, что, согласно регламенту, команды обязаны "заморозить" разработку двигателей, они могут усовершенствовать силовые агрегаты, если докажут, что изменения продиктованы требованиями безопасности или ограничением расходов. "ФИА" решает, разрешить модификацию или нет. Остальные команды узнают только о запрещенных нововведениях, чтобы быть в курсе, чего точно делать нельзя. Разрешённые методы – остаются тайной за семью печатями той или иной команды. Известно, что "Рено" во главе с Флавио Бриаторе сетует на такое положение дел, поскольку, по его словам, команда, следуя букве закона, остановила разработку двигателя, в то время как другие пошли обходным путем. Но в Формуле 1 жалобы не очень-то работают. Если правила допускают прогресс, значит, вы должны прогрессировать.
Победа "Торо Россо", несомненно, облегчит команде задачу по поискам спонсора и, вероятно, покупателя на те 50% акций команды, о продаже которых объявил Дитрих Матешиц. Это здорово, но в то же время не может не огорчать "Ред Булл": они строят машины, способные побеждать, но сами не выиграли еще ни одного Гран При.
После триумфа "младших быков" вероятен вопрос, не вернуться ли соперники к судебному решению проблемы клиентских шасси. Правила поставки шасси были установлены прошлым Договором Согласия, срок годности которого истёк в прошлом году. Предполагается, что сейчас действует временное соглашение, позволяющее использовать клиентские шасси в этом году, но только при условии, что к 2010 году все команды будут самостоятельно строить свои автомобили. Однако это соглашение было разработано, когда "Торо Россо" была всего лишь статистом, но не серьёзным игроком. Из-за победы Себастьяна Феттеля остальные команды получат меньше прибыли, и, исходя из такой неприятной ситуации, могут заявить, что старый Договор Согласия должен быть действителен вплоть до подписания нового. С таким аргументом они могут обратиться в суд, а во власти суда принять решение не в пользу "Торо Россо". Учитывая то, что "Ред Булл" заплатил "Форс Индии", можно сделать вывод, что команда отнюдь не была уверена в своей победе в суде.
Хочется верить, что такого не произойдет, потому что непредсказуемость победителя приносит спорту только пользу. А судебные тяжбы и политические игры не приносят ничего.
Первая победа "Торо Россо" может очень сильно повлиять на судьбу команды. Они хотят использовать клиентские шасси и в 2010 году, чтобы не перекраивать и без того мизерный бюджет, внося в него графу разработок. Но победа в Монце вряд ли поможет им в достижении желаемого. Соперники, скорее всего, выскажутся против.
Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru
Комментарии