После Гран-при Венгрии Марк Уэббер во второй раз в сезоне вышел в лидеры чемпионата, подтвердив свои шансы на чемпионство в этом году. А ведь всего два сезона назад карьеру австралийца считали неудавшейся и практически завершённой.

 

Марк Уэббер пришёл в Формулу-1 в 2002 году, после того как завоевал титул вице-чемпиона в Формуле 3000, ныне GP2.  Место для дебюта было не самым удачным – Minardi, болиды которой вечно ''плелись” в конце пелетона. Поэтому, рассчитывать на какие-либо результаты, даже в средней группе, перед началом сезона 25-летнему новичку не приходилось. В таком случае оставалось лишь надеяться на чудо. И каково же было, когда в первой гонке в своей карьере, на своей домашней трассе в Мельбурне, уцелев в массовом завале на старте, Марк финишировал на 5-ом месте. Это был его звёздный час, лучшего дебюта за рулём той машины, что была у него в руках, нельзя было и придумать.

Мельбурн 2002. Импровизированный подиум в честь 5-го места.

 

Дальше по ходу дебютного сезона таких чудес больше не случалось, но, тем не менее, Марк зарекомендовал себя с лучшей стороны, особенно на фоне своего партнёра по команде Алекса Йонга. Поэтому, вполне заслуженно австралиец оказался в следующем сезоне в Jaguar. Не сказать, что техника новой для него команды, в плане развития, ушла слишком далеко от того, чем обладала маленькая Minardi, но всё же финиши в очках для Уэббера стали обычным делом,  но больше всего удивлял Марк в квалификациях.

 

“Каково же было, когда в первой гонке в своей карьере, на своей домашней трассе в Мельбурне, уцелев в массовом завале на старте, Марк финишировал на 5-ом месте”

 

На третьем этапе чемпионата 2003 года в Бразилии, Уэббер едва не выиграл поул, идя с опережением лучшего времени Рубенса Баррикелло на двух первых секторах, и лишь на последнем уступив меньше 0.100 сек, стал третьим. Подобное повторилось в том же году на ГП Венгрии и на ГП Малайзии 2004, где австралиец стартовал и вовсе вторым. Увы, но в гонке на медленном Jaguar поддерживать столь высокий темп не представлялось возможным, и Марк откатывался назад. Но его потенциал был виден невооружённым глазом. Мало кто помнит, но эксперты ставили австралийца в один ряд с восходящими звёздами Алонсо и Райкконеном, иногда даже называя его новым ‘’Шумахером''. Единственной проблемой Марка считали слишком медленные на машины, на которых он выступал.  

 

Марк Уэббер на болиде команды Jaguar.

 

Но 2005-ый год обещал стать переломным, после двух сезонов в Jaguar Марк Уэббер перешёл в Williams, который тогда ещё считался топ-командой. Это переход должен был изменить карьеру австралийского гонщика, и он её изменил, но … в худшую сторону. Перспективы были огромные: легендарная команда, болид которой в 2003 году был одним из лучших в чемпионате, в 2004-ом дела пошли чуть хуже, но одна победа всё-таки была завоевана, моторист BMW, чьи моторы считались одними из мощнейших в Формуле-1. Казалось бы впереди у Марка потрясающее будущее: подиумы, победы. Но вышло всё наоборот: за два года Марк Уэббер лишь раз приехал на подиуме – третий в Монако 2005, болидам Williams не хватало скорости, да и надёжностью они также не блистали, вдобавок  BMW покинула команду в конце 2005 года, и на смену ему в 2006 пришёл Cosworth, который последние годы обычно стоял на машинах команд-аутсайдеров. В итоге, в 2005 Уэббер занял 10-ое место в личном зачёте, а следующем и вовсе 14-ое, хуже было лишь в дебютном сезоне с Minardi – 16-ый.Разочарованный Марк со словами: мой переход в Williams был ошибкой, в конце 2006 года покинул команду, и ушёл в Red Bull – бывший Jaguar, который он покинул два года назад.

 

 

Но если в 2004-ом он уходил перспективным гонщиком, то вернулся уже крепким середняком, поскольку неудачная попытка самореализоваться в Williams, немного дискредитировала Марка как гонщика, к тому же 2007 году пришли более молодые Хэмилтон, Росберг, Ковалайнен. Поэтому, казалось время Уэббера ушло. Следующие два года в Red Bulll также не принесли особых успехов – всего один подиум на ГП Европы 2007, одно 4-ое и 6-ое место, и всё, – выше за остальные 32 гонки австралиец подняться не смог. Машины, созданные под руководством гениального Эдриана Ньюи не только не ехали, но и не отличались особой надёжностью. Сам Уэббер несколько растерял мотивацию, карьера которого явно шла по наклонной вниз.

 

 

“Разочарованный Марк со словами: мой переход в Williams был ошибкой, в конце 2006 года покинул команду, и ушёл в Red Bull.'

 

Ну а конец 2008 года и вовсе едва не стал “жирной точкой”. В конце ноября, во время участия в велосипедном марафоне у себя на родине в Тасмании, Марк Уэббер был сбит машиной. Оказалась сломана правая нога, и практически до февраля о тестах в Формуле-1 можно было забыть. И это при том, что подготовка к новому сезону была важна как никогда прежде – болиды, построенные по новому техническому регламенту, целью которого было снизить аэродинамическую эффективность, координально отличались от своих предшественников. Было введено ограничение тестов – полный запрет по ходу сезона. Плюс, в команду пришёл молодой и сверхбыстрый Себастьян Феттель.

 

''Марк Уэббер не из тех кто опускает руки, и его карьера лучшее тому подтверждение. К тому где он находиться сейчас – Марк шёл долгие годы, шёл вопреки всему’’

 

 

В общем, всё складывалось не в пользу Уэббера. Но если полный надежд 2005 год на деле оказался неудачным, то с 2009-ым всё вышло с точностью наоборот. С ещё незалеченной ногой, но Марк всё-таки принял участие в предсезонных тестах. Ну а сам сезон, несмотря на тяжёлое начало – Марку пришёл выступать под действием обезболивающих препаратов, вышел фантастическим.

 

 В Red Bull на волне революционных перемен в регламенте, удалось построить одну из самых быстрых машин в чемпионате, и результатом для Уэббера стали шесть подиумов, но самое главное две победы – в Германии и Бразилии. Марк доказал всему миру, что он настоящий боец и что, рано его списывали со счетов.

 

В нынешнем сезоне Уэббер и вовсе является одним из главных претендентов на титул. На данный момент австралиец выиграл четыре гонки против двух у четырёх остальных победителей Гран-при в этом году. Да, были тяжелые моменты, как столкновение в Турции с Феттелем, и антикрылом в Сильверстоуне. Но Марк Уэббер не из тех кто опускает руки, и его карьера лучшее тому подтверждение. К тому где он находиться сейчас – Марк шёл долгие годы, шёл вопреки всему.

И если в этом сезоне Марк Уэббер станет чемпионом мира, то это будет один из самых красивых и заслуженных титулов в истории во всей Формулы-1.

 

Иван Беликов, Sport.ru

Sport.ru