О решениях на трассе и за её пределами
Вопреки всеобщим ожиданиям Гран При Японии прошёл при сухой погоде, но это не помешало ему стать захватывающим, и оставить после себя множество поводов для дискуссий. Спортивный комментатор телеканала "ITV" Джеймс Аллен анализирует ключевые события уик-энда, включая инциденты с участием Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы, вторую подряд победу Фернандо Алонсо, и несправедливое наказание Себастьена Бурдэ.
Гонка подарила столько тем для разговора – трудно определиться, с чего начать. Мы видели, как Льюис Хэмилтон теряет голову в тот момент, когда требуется прагматизм; видели бескомпромиссность Фелипе Массы; великолепное выступление Фернандо Алонсо и "Рено"; и очень спорный штраф Себастьена Бурдэ, благодаря которому Фелипе получил дополнительное очко и сократил отрыв от Хэмилтона до пяти пунктов.
Красный туман
Давайте начнём с Хэмилтона. Стартуя с поула, он знал, что рядом с ним на стартовом поле находится угроза в лице Кими Райкконена, но он также знал, что в Чемпионате Райкконен ему ни чем не угрожает. Если бы Хэмилтон финишировал позади Кими, но перед Массой – всё было бы прекрасно. Рон Деннис отметил этот момент ещё в субботу, он как бы намекнул Льюису: "Если Райкконен обгонит тебя на старте, отпусти его".
Льюис поступил с точностью до наоборот. "Феррари", идущая впереди, снова затуманила его сознание, и он столкнулся с красным автомобилем – так же произошло на пит-лейн на Гран При Канады.
Он рванулся по внутренней траектории, заблокировав передние колеса, чем вынудил Кими на широкий выход из поворота. При этом Хэмилтон и сам терял позиции, но, что ещё важнее, из-за блокировки передние шины получили повреждение. Выбор был не велик: либо ехать 20 кругов на неуправляемом автомобиле, либо немедленно отправляться на пит-стоп за свежей резиной.
Но он думал не о шинах, а о Массе, который вырвался вперёд. Хэмилтон обогнал Массу, который широко вышел из поворота, а затем пересёк шикану, в которой произошло неизбежное столкновение, ставшее причиной разворота Льюиса, отбросившего его в арьергард.
Безжалостные действия
Это уже не тот Масса, которого мы видели раньше, когда он не мог поддержать борьбу в Хоккенхайме, или в Малайзии в прошлом году, когда Хэмилтон обогнал его. Перед нами предстал безжалостный Масса: он ошибся в повороте, но не собирался отпускать Хэмилтона, и поэтому ударил его.
Хэмилтону это может не понравиться – ведь он сам в этом сезоне провёл несколько смачных манёвров – но он должен запомнить, что и в будущем Масса не будет мягкотелым.
За свои действия Масса получил справедливый штрафной проезд по пит-лейн; такой же штраф наложили на Льюиса за инцидент на старте. Из-за этого оба они оказались в конце пелотона, откуда было очень непросто вернуться в очки. Но, если в тот момент, когда они там оказались, Масса на 14 секунд опережал Хэмилтона, то под конец гонки он отъехал уже на 32 секунды. Другими словами, Масса использовал скорость "Феррари", чтобы извлечь из гонки хоть что-то, в то время как корпус машины Льюиса был повреждён, и гонщик не мог ехать достаточно быстро.
Тем не менее, думаю, очень интересно отметить, что уже второй Гран При подряд лучший круг гонки показывает "Феррари", второе время - "Рено", а "МакЛарен" – только третье.
Быстр и мотивирован
Это демонстрирует, какого впечатляющего прогресса добилась "Рено" по ходу сезона, в начале которого команда отставала от лидеров примерно на секунду. За последние несколько недель они нашли что-то эдакое, что преобразовало их автомобиль. Это может быть аэродинамическая конфигурация, или механические настройки, позволяющие эффективно использовать резину. Возможно, сказались и оба этих фактора.
Если принять во внимание, что их двигатель обладает немного меньшей мощностью, чем McLaren и Ferrari, то шасси, построенное командой из Энстоуна, вызывает ещё большее восхищение.
Интересно, что было бы, если бы "Рено" удалось добиться такого прогресса раньше. В последних четырёх гонках Фернандо Алонсо набрал 30 очков – основные претенденты на титул за этот же отрезок времени набрали меньше пунктов.
Гран При Японии стал ещё одним великолепным уик-эндом в исполнении Фернандо. Он оседлал удачу на старте, когда, потеряв позицию Роберту Кубице, стал вторым после инцидента Хэмилтон/Райкконен. Затем он обогнал поляка во время первой волны пит-стопов, совершив более короткую дозаправку.
Он предположил, что скорость "Рено" выше, чем у "БМВ", и оказался прав. Когда во втором отрезке гонки перед Алонсо открылось свободное пространство, он был очень быстр. Кроме того, он был очень последователен. Фернандо отштамповал несколько быстрых кругов, показывая практически идентичное время на каждом круге – разница составляла не больше десятой доли секунды.
Мы увидели того самого Алонсо, который бескомпромиссно завоевал два титула чемпиона мира. В этом сезоне были гонки, когда его автомобиль с трудом попадал в топ-10 в квалификации, но гонщик сумел сохранить мотивацию.
Несправедливое наказание
Вернёмся к безжалостному Массе: главной темой для разговоров после гонки стал глупый штраф, наложенный на Себастьена Бурдэ за столкновение с Фелипе Массой, произошедшее незадолго до конца гонки.
Бурдэ выезжал из гаражного переулка, а светофор на выходе горел синим, чтобы предупредить его об автомобиле, движущемся по прямой. Об автомобиле, с которым они сражаются за позицию.
Бурдэ вернулся на трассу, а Масса въезжал в первый поворот так, как будто у "Торо Россо" нет интересов в этой гонке, и ему должны уступить. Себастьен сделал всё, чтобы избежать столкновения, даже немного заехал на обочину внутренней стороны поворота, но Фелипе всё равно натолкнулся на него и "Феррари" развернуло.
Масса может аргументировать свои действия тем, что передние колёса его автомобиля были впереди соперника, но все руководители команд, с которыми мне удалось побеседовать после гонки, в один голос заявили, что в Сингапуре и на Фудзи директор гонок Чарли Уайтинг сообщил им, что автомобиль, выезжающий из пит-лейн, имеет право не уступать.
Таким образом, действия стюардов вновь не согласуются со словами Чарли так же, как это было в Спа, когда Хэмилтон был наказан, несмотря на то, что Уайтинг уверил "МакЛарен" в правильности манёвров их гонщика.
ФИА позиционирует себя как рефери этих соревнований, но в таком случае она не имеет права противоречить самой себе. Это наводит зрителей на мысль, что часть решений преднамеренно выносится в пользу "Феррари".
99% процентов профессионалов, с которыми я разговаривал, считают, что на Бурдэ нельзя возлагать вину за инцидент. Но это решение принесло Массе жизненно важное очко, сократившее отрыв от Хэмилтона. И, подобно штрафу Хэмилтона в Спа, наказание Бурдэ нельзя оспорить, потому что прибавленные 25 секунд приравниваются к штрафному проезду через пит-лейн.
Однако инцидент произошёл на 51 круге, примерно, за 16 кругов до финиша. У стюардов было 20 минут на принятие решения. Забавно, что на вердикт относительно Хэмилтона и Массы им понадобилось 15 кругов… То есть, возможно, судьбу Бурдэ они предрешили ещё до клетчатого флага.
Повод для беспокойства
Напоследок об отказе двигателя на машине Хейкки Ковалайнена. Это может взволновать Льюиса, поскольку в Сингапуре Ковалайнен из-за определённого беспокойства использовал возможность внеплановой замены двигателя. Но теперь "Мерседес" потерял мотор непосредственно в гонке. Если существует какая-то проблема, то у команды не так много времени, чтобы успеть решить её до Шанхая.
На Гран При Китая у Льюиса будет новый силовой агрегат. И, поскольку он не использовал внеплановую замену, то сможет получить новенький движок и в Бразилии. Но в умах команды будет существовать небольшое беспокойство относительно надёжности. И это не улучшит настроение Льюису, который будет бояться в решающей фазе потерять ещё один чемпионат.
Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru
Комментарии