Мельбурн готов стать мучеником
После того, как мэр австралийского Мельбурна Роберт Дойл заявил, что не намерен продлевать контракт с Экклстоуном на проведение в городе одного из этапов чемпионата, вот уже несколько месяцев как эта тема не сходит с главных страниц многих таблоидов. Лишиться одного из традиционного своего этапа для Формулы-1 не будет, конечно же, смерти подобно, но заставит задуматься о верности выбранного направления развития королевских гонок. К тому же, это может послужить заразительным примером и для организаторов Гран-при в Спа, которые так же, как и австралийцы, недовольны существующими условиями и стоят на грани того, что тоем будут вынуждены отказаться от проведения этапа в Бельгии. @Sport.ru внимательно следит за ходом событий.
Впервые официальный этап чемпионата Формулы-1 Гран-при Австралии был проведён на городской трассе одного из крупнейших городов Зелёного континента Аделаиды в начале ноября 1985-го. При всей своей видимой несложности, первая гонка на юге Австралии оказалась довольно коварной, до финиша не доехали такие легендарные пилоты как Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Ники Лауда, Айртон Сенна (стартовал с поула) и Ален Прост. Победителем первого австралийского этапа стал швед с финским паспортом Кеке Росберг на Уильямсе. Чемпион мира 1982-го по итогам того сезона занял в общей классификации третье место, а в Аделаиде был быстрее своего ближайшего преследователя француза Жака Лаффита более чем на 40 секунд. С тех пор состоялось уже 26 гонок - 11 раз до 1995-го в Адалиаде, а затем в Мельбурне на трассе Альберт-парк.
Поначалу эта гонка имела большое значение, как для Мельбурна, так и для Австралии в целом. Она не только послужила прекрасной рекламой в мире для Зелёного континента, но и приносила при этом её организаторам неплохие доходы. Чаще всего победителями этапа становились McLaren (10 раз) и Ferrari (7 раз). Среди пилотов пальму первенства с четырьмя победами тут удерживает легендарный немец Михаэль Шумахер. Дважды триумфовали на австралийских дорогах Ален Прост, Айртон Сенна, Герхард Бергер, Деймон Хидд, Дэвид Култхард и Дженсон Баттон, выигравший тут две последние гонки подряд. Как-то незаметно, Гран-при Австралии, наравне с Гран-при Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и ряда других, стало одним из традиционнейших в чемпионате Ф-1. Кое-кто её по своей значимости для королевских гонок сравнивает даже с самым престижным и знаковым Гран-при Монако.
"Я не знаю ни одного города, который добровольно бы отказался от проведения Гран-при, возможно, Мельбурн станет первым…"
Но эта безоблачность и культовость были ранее. Сегодня же действительность несколько иная. Если ранее этап собирал полумиллионную зрительскую аудиторию, то сейчас едва ли эта цифра достигает 300 тысяч. С падением интереса к гонкам в окрестностях Мельбурна, и с ростом затрат на проведение каждого этапа, Гран-при стало для организаторов экономически невыгодно. В том виде, в котором оно ныне существует, оно не интересно ни местным жителям, ни местным властям, для которых аргумент, что этап чемпионата мира по Формуле-1 имеет скрытый экономический плюс для региона, не убедителен. Мэр Мельбурна заявил, что на данный момент не видит причин, по которым город был бы готов продлить контракт с Берни Экклстоуном на проведения этапа в 2015-м, когда завершится срок действия нынешнего договора. На существующих условиях, гонка в Мельбурне проводиться больше не будет.
Когда только появились первые нотки недовольства австралийцами нынешним положением дел, а оно ещё совпало с похожими жалобами и со стороны учредителей этапа в бельгийском Спа, Берни Экклстоун выступил с довольно жёсткой позицией, что поблажек никому сделано не будет. Формула-1 сегодня является одним из наиболее прибыльных и популярных событий в мире спорта, на проведение которого, к тому же, стоит длинная очередь, и если кто-то не в состоянии извлечь или осознать для себя все выгоды от проведения Гран-при, то он им ничем помочь не может. И выразил надежду, что если не в Мельбурне, то в любом другом австралийском городе этап сохранит своё место в расписании сезона и после 2015-го. Экклстоун явно намеревался "взять на испуг", да не вышло. Роберт Дойл, мэр Мельбурна, ответил: "Берни может получить хорошие деньги от богатого азиатского или ближневосточного государства. Для нас же главной проблемой является стоимость этапа для налогоплательщиков штата. В 1996-м году четырёхдневный формат приносил больше денег и корпоративные спонсоры были более щедрыми. В 2015-м же, мероприятие, которое посетят в течение трёх дней 250-300 тысяч человек, обойдётся налогоплательщикам в 70 миллионов долларов. Я не знаю ни одного города, который добровольно бы отказался от проведения Гран-при, возможно, Мельбурн станет первым".
"Австралия может пожертвовать собой ради благополучия других. Не думаю, что Экклстоун не понимает, что без традиционных этапов, Формула-1 никогда не будет столь же популярна и прибыльна…"
Действительно, лично Экклстоун от отказа Австралии ничего не потеряет. Он с лёгкостью и с ещё большей для себя финансовой выгодой заполнит пустое место ближневосточной или азиатской страной. Другое дело, что подобный отказ от проведения этапа может послужить катализаторам для более глобальных проблем. Всё дело в том, что Роберт Дойл действительно прав, ещё никто добровольно не отказывался от проведения у себя Гран-при. Это психологический момент. Как только мир увидит, что это не есть невозможным, что при нежелании плясать под дудочку Берни можно спокойно выйти из этого шапито, может последовать цепная реакция. В Спа недовольны политикой Берни, но боятся на отчаянный, но логичный шаг. Теперь же подобных преград не будет. Тут Австралия может пожертвовать собой ради благополучия других. Не думаю, что Экклстоун не понимает, что без традиционных этапов, Формула-1 никогда не будет столь же популярна и прибыльна.
Возможно, именно поэтому он несколько сменил свой тон, относительно Мельбурна: "Гран-при Австралии для нас важно, как и этап в Монако. Это часть чемпионата, которая давно уже с нами. Мне бы не хотелось думать, что мы можем её лишиться. Но мы не заставляем покупать наш продукт, если кто-то считает его слишком дорогим. Если кто-то не берёт во внимание ту телеаудиторию, которую имеет Формула... Ну что же, не покупайте тогда наш продукт". Но, тем не менее, на уступки, как видим, идти он пока не намерен. Куда более осторожен в этом вопросе президент FIA Жан Тодт, считающий, что Гран-при Австралии необходимо обязательно сохранить для Форулы-1: "Если Формула-1 существует, то одна из гонок должна проходить в Австралии, потому что там находится одна из величайших наций в мире. Правительство Австралии проделало большую работу вместе с федерацией автоспорта и организовали один из лучших этапов в календаре, а Мельбурн — потрясающий город, прибыв в который, я понял, что это отличное место для Гран-при". Будем надеяться, что разум возобладает над эмоциями и австралийский этап пробудет с нами так долго, насколько это возможно. Тем более, в самом Мельбурне далеко не все разделяют позицию Роберта Дойла, в которой, всё же стоит согласиться, есть своё разумное зерно.
Александр Нешта. @Sport.ru
Sport&Art - проголосуй за понравившиеся тебе картины вместе с футболистами ЦСКА!
Комментарии