Коммерциализация полностью поглотит Формулу-1?
Насколько сильно влияние денег в мире королевских автогонок красноречиво говорит факт присутствия среди пилотов Формулы-1 всего лишь одного российского гонщика, тогда как вот уже три года там мог бы выступать другой россиянин – Михаил Алёшин. Почему так получается и есть ли предел влиянию капитала, читайте в материале @Sport.ru.
Два года назад Михаила прочили в тест-пилоты команды Red Bull, не срослось. Почему? Сам Алёшин считает, что всё дело в деньгах: "Каждый год мне поступают предложения от команд Формулы-1. Они не требуют с нас финансовых вливаний, как с русских дикарей, как, например, с того же Виталия Петрова. Но очень сложно объяснить людям, что нашей стране нужны пилоты Формулы-1. Мои родители не самые богатые люди на земле, так что всё зависит исключительно от спонсоров. Поверьте, есть очень много пилотов, которые быстрее нынешних из Ф-1. Но в тот момент, когда нужно было найти деньги для продолжения карьеры, добрый дядя с кошельком приходил не к ним, а к кому-то другому. Посмотрите: среди пилотов Ф-1 вы вряд ли найдете сына небогатых родителей. Того же Феттеля c 13 лет поддерживает Шумахер, и это прекрасно, если есть такой покровитель. Автоспорт – это как теннис, он и появился благодаря богатым людям, английским лордам, которые вывели его на такой серьезный уровень. Ничего с той поры не изменилось".
Как видим, всё дело в деньгах. А уж мы то с вами, столько бурчащие по поводу чрезмерного влияния евро и долларов в большом футбола, забываем, что есть в нашем мире и такие виды спорта, которые ещё больше зависят от богатых дядь и тёть. Сложно не согласиться с Алёшиным, сколько талантливых футболистов из бедных семей стали мегазвёздами и миллионерами? А в гольфе, теннисе или Ф-1? Вот и выходит, что футбол всё ещё остаётся тем видом спорта, где каждый может раскрыть свои способности и взобраться на верхнюю ступеньку успеха без мешка с деньгами за спиной. Кто знает, сколько Шумахеров или Тайгеров Вудсев бродит по миру и их имена никогда никому не станут известными? Конечно, нет правила без исключений, но в большинстве случаев пробиться наверх могут лишь те, кто может похвастаться надёжным финансовым тылом, не стесняющим тебя в передвижении по миру, поиску лучших специалистов, участии в самых престижных соревнованиях.
Но, как показывают последние события вокруг Формулы-1 столь безграничное владычество денег, которое есть в этом виде спорта, не предел. Крупнейшие фирмы, являющиеся основными спонсорами соревнований, не довольствуются тем местом, которое они занимают, решили объединиться в единую организацию, которая смогла бы более существенно влиять на всё происходящее в автогонках, влиять на те, или иные решения. Иными словами, главные доноры Формулы-1 решили если не полностью, то максимально прибрать власть к своим рукам. Называться новая организация будет Формула-100, по количеству участников, которых хотят видеть учредители, коими стали такие мощные фирмы как Shell и Allianz. Всего же в Формуле-100 на сегодняшний день насчитывается 30 фирм из 175-ти, которые в общей сложности спонсируют Ф-1 более чем на 720 миллионов в год! Например, доход всех английских футбольных клубов элитного дивизиона от титульных спонсоров в этом году суммарно составит примерно 155 миллионов долларов.
"Покупатель, недовольный товаром, просто не покупает его и идёт к другому продавцу,
но тут дело немного другое. Дело в том, что другого подобного товара
за такие деньги попросту нет…"
Берни Экклстоун, главный руководитель Ф-1, идею с Ф-100 назвал глупой затеей, бесперспективной и ничего общего с желанием сделать Формулу более интересной не имеющей. Но вряд ли стоит думать, что этот до мозга костей ловкий и хитрый бизнесмен не понимает всю ту угрозу, которую несёт ему вместе с собой новая организация. Владеть решающим словом в королевских гонках означает сидеть на золотой жиле. Аудитория Формулы-1 это 520 миллионов зрителей в 187 странах, что, естественно, делает эти соревнования сверхинтересным для спонсоров, которым размещать свой бренд на каждом из 19 Гран-при сезона стоит в среднем 4 миллиона долларов в год. Что, в общем-то, не так уж и много, учитывая то, сколько необходимо заплатить, чтобы стать титульным спонсором одного из топ-клубов футбольной Европы. Поэтому Формула-1 и является столь популярной и интересной для желающих платить деньги за то, чтобы видеть имя своей фирмы рядом с Льюисом Хэмилтоном, Дженсоном Батоном, Фернандо Алонсо, Михаэлем Шумахером и другими.
Чтобы стало более понятно, насколько выгодным является проект Ф-1, достаточно сказать, в общем команды Формулы тратят порядка 550 миллионов долларов за сезон, в то время как только одних спонсорских поступлений приходит более 700 миллионов. Естественно, кто платит, тот и заказывает музыку, так везде, но только не тут. Вряд ли капиталисты смогут столь долго терпеть такое положение дел и не попытаются изменить ситуацию в свою пользу. Сейчас все решения в Ф-1 принимает FIA и, по мнению многих, делает это зачастую в пользу лишь большей финансовой выгоды для себя. Не случайно и география Гран-при в последнее время стала намного шире и экзотичней. Хозяева Формулы продают право быть хозяином одного из этапов той стране, которая может предложить больше отступных. А скажите, велика ли выгода спонсору от того, что его товар будет рекламироваться в Абу-Даби или Бахрейне, когда основные рынки сбыта это Северная Америка и западная Европа, но совсем не Азия или Ближний Восток?
Также недовольны члены Формулы-100 и тем, что Ф-1 сознательно снижает свои затраты путём сокращения тестовых заездов, при этом сокращая и время, в которое спонсоры могут использовать для продвижения своих брендов. Налицо конфликт интересов, где заинтересованность продавца и покупателя лежит в разных плоскостях. Обычно, в таких случаях покупатель, недовольный товаром, просто не покупает его и идёт к другому продавцу, но тут дело в том, что другого подобного товара за такие деньги попросту нет. Но товар этот скоропортящийся и продавцу во что бы то ни стало его необходимо продать. Поэтому и у Ф-100 и у Берни Экклстоуна есть свои мощные козыри, и ставить друг другу ультиматум им не получиться, а, значит, придётся договариваться. В любом случае будет интересно посмотреть, что у толстосумов из этого выйдет. Не кажется ли вам, что эта история немного напоминает то время, когда примерно с теми же целями образовалась G-14, но кардинально изменить под себя всю структуру европейского футбола ей так и не удалось. И что бы они там не говорили о том, что смогли существенно сдвинуть дело с мёртвой точки, победителем спора всё же выглядит именно УЕФА.
Александр Нешта. @Sport.ru
Комментарии