Как начнёшь, так и поедешь. Часть вторая
В прошлый раз @Sport.ru подробно проанализировал зависимость итоговых раскладов сезона от результатов стартовой гонки. Где-то совпадения выглядели весьма эффектно, некоторые предположения могли показаться полным бредом, но вывод один – принцип “Как начнёшь, так и поедешь” ещё никто не отменял. Поэтому продолжим небольшое путешествие во времени.
2006
12 марта, Гран-при Бахрейна
Очковая зона: Алонсо - М.Шумахер – Райкконен – Баттон – Монтойя – Уэббер – Росберг - Клин
Внезапно сезон открывался не привычным Гран-при Австралии, а гонкой в азиатских песках. Безусловным украшением этапа стала очная борьба Алонсо и Шумахера, завершившаяся победой Фернандо. Причём победа сия досталась испанцу во многом благодаря мелкому просчету Росса Брауна с тактикой пит-стопов. Это кажется нонсенсом, ибо “ангел-хранитель Красного Барона” в таких ситуациях ошибается очень редко, но тем не менее.
Похожим образом добрался до бронзы с последнего места на стартовой решётке и Кими Райкконен. Тяжелый болид, одна дозаправка – подобный рецепт даже неучам вроде Пике-джуниора приносил место на подиуме, а о финне и говорить нечего. Зато Масса, который по задумке Феррари именно в этом сезоне должен был продемонстрировать свой недюжинный потенциал, в первой гонке сезона провалился. Правда, винить в этом стоит не Фелипе, а криворуких механиков, добрых полминуты промучившихся с гайками на пит-стопе, но кого это волновало тогда?
Итог сезона: победа Алонсо в соревновании пилотов не вызвала никаких вопросов. В первой половине сезона астуриец выиграл шесть гонок и трижды приходил к финишу вторым. Шумахер второй, а наломавший дров на старте Масса всё-таки третий.
Хочется отметить и парадокс имени Физикеллы. В Бахрейне Физико не доехал до финиша из-за технических неисправностей, после чего еще разок сошел с дистанции в Венгрии. Все остальные гонки Джанкарло заканчивал в очковой зоне. Вот и думай теперь, что это – нарушение ставшей лейтмотивом закономерности или особая аура Гран-при Мельбурна? Ну и нельзя пройти мимо удачного дебюта Нико Росберга, который даже после столкновения с Уэббером остался в строю и финишировал седьмым, после чего сезон в целом сложился для немца неплохо.
“ Тяжёлый болид, одна дозаправка – подобный рецепт даже неучам вроде Пике-джуниора приносил место на подиуме ”
2007
18 марта, Гран-при Австралии
Очковая зона: Райкконен – Алонсо – Хэмилтон – Хайдфельд – Физикелла – Масса – Росберг – Р.Шумахер
В Австралию старт сезона вернулся спустя год уже без семикратного чемпиона мира. Алонсо после двух титулов сменил Рено на Макларен и оказался в одной упряжке с молодым и резвым Льюисом Хэмилтоном. Сама гонка не порадовала изобилием обгонов и острой борьбы. Оккупировавшие подиум Райкконен и два пилота Серебряных стрел в итоге весь сезон боролись втроём за титул. Да и вообще скандалов в год Свиньи было гораздо больше, чем собственно гонок.
Итог сезона: триумфатором-2007 стал в итоге Кими, опередивший испанца и британца … всего на одно очко. Это был последний раз, когда удача повернулась к финну лицом, а не тем, чем поворачивалась обычно. Если бы не провал Хэмилтона в Бразилии, быть бы Льюису автором очередного уникального достижения, а именно чемпионства в дебютном сезоне, но не сложилось.
2008
16 марта, Гран-при Австралии
Очковая зона: Хэмилтон – Хайдфельд – Росберг – Алонсо – Ковалайнен – Накадзима – Бурде - Райкконен
Ещё один “полтергейст”. До финиша в Мельбурне доехали всего шесть болидов. Баррикелло был дисквалифицирован за выезд с пит-лейн на красный свет, а целая серия столкновений, начавшаяся еще при выезде со стартовой решётки, повлекла за собой уйму сходов. Итог – победа Льюиса, первый подиум Росберга и чудом разжившийся очками (точнее, одним очком) Кими, не дотянувший до последней черты три круга из-за сгоревшего двигателя.
Итог сезона: классика жанра. Победитель дебютного Гран-при в итоге стал чемпионом с отрывом, конечно же, в одно очко. Его главный преследователь снова остался ни с чем на стартовом этапе, из-за чего хочется подвергнуть теорию сомнению. Да и вообще сезон получился довольно странным.
“ Если бы не провал Хэмилтона в Бразилии, быть бы Льюису автором очередного уникального достижения ”
2009
29 марта, Гран-при Австралии
Очковая зона: Баттон – Баррикелло – Трулли – Глок – Алонсо – Росберг – Буэми - Бурде
Этот сезон помнят даже поклонники Формулы от 16 и младше. Многие до сих пор склоняются к тому, что дубль команды Brawn в Мельбурне, как и триумф в Кубке Конструкторов по итогам сезона стал следствием технического превосходства болида над оппонентами и гениальностью Росса Брауна. Но посмотрите, кто сидел в кокпите – весьма опытный Дженсон Баттон и Его Величество Рубенс Второй! Так что пересуды тут ни к чему.
Итог сезона: в целом, путь Баттона к титулу получился не особо оригинальным. Поняли намёк? Верно, второе чемпионство Алонсо. В первой половине сезона Дженсон нёс всех по кочкам, а потом едва не настало горькое похмелье. Спас солидный очковый задел, хотя всего два подиума в последних десяти гонках – результат явно не чемпионский. С другой стороны, сесть на хвост британцу было некому. Прошлогодний чемпион получил достойный борьбы за титул болид лишь посреди сезона, а Ред Булл тогда еще не был готов взять всё и сразу, хотя намерения имелись.
2010
14 марта, Гран-при Бахрейна
Очковая зона: Алонсо – Масса – Хэмилтон – Феттель – Росберг – Шумахер – Баттон – Уэббер – Лиуцци – Барикелло
Минувший сезон малость нарушил многие закономерности. Хотя некоторые остались в силе – стартовая гонка в Бахрейне закончилась победой Алонсо (интересно, случилась бы третья победа, не отмени Экклстоун Гран-при в этом году?), да и сходов было традиционно много. К тому же есть ещё один любопытный момент: Нандо был на этом этапе дебютантом. Да, гонка в Бахрейне была первой для испанца за рулем Феррари, так что начало можно считать вполне успешным.
Если говорить о командах-новичках, то из шести болидов до финиша доехал только Хейкки Ковалайнен на Лотусе. Однако парадокс оказался в том, что Лотус, Вёрджин и Хиспания на троих так и не набрали в сезоне ни единого очка.
Итог сезона: для Ред Булл провальный старт (четвертое и восьмое место в Бахрейне, девятое место Уэббера и сход Феттеля в Мельбурне) в итоге не стал плохим предзнаменованием. Хотя здесь скорее стоит говорить о техническом преимуществе машины, а не о мастерстве пилотов (хотя некоторые оговорки уместны).
Если же попытаться подвести глобальный итог, то получится следующее:
- в семи случаях из десяти триумфатор стартовой гонки становился лучшим в общем зачете пилотов;
- в случае финиша на подиуме на дебютном этапе вероятность попадания в тройку лучших по итогам сезона – 63%, причем дважды (2001, 2007) призеры стартового Гран-при оккупировали верхушку общего зачета в полном составе;
- есть и пилоты, на которых сия закономерность действует подобно магнитному полю в Бермудском треугольнике. К примеру, возьмём действующего чемпиона. Два года назад Феттель начал сезон ужасно (тринадцатое и пятнадцатое место в двух стартовых гонках), а в чемпионский сезон разжился лишь двенадцатью очками, что на фоне 2009-го выглядело достижением. И чем всё закончилось? Верно. Но это уже повод для другого разговора.
Иван Манчев, @Sport.ru
Комментарии