История большого скандала
Дебютный Гран-при Сингапура в 2008 – первая ночная гонка в истории Формулы-1, но запомнилась она не только этим, но ещё и скандалом, связанным с аварией Нельсиньо Пике, подробности которой стали известны только через год. Виновные были быстро найдены и наказаны, точки над ''i'' были расставлены. Но тем менее этот ситуация не укладывается в голове до сих пор.
Итак, 28 сентября 2008 года. Гран-при Сингапура, на 14-ом круге новичок Формулы-1 Нельсиньо Пике разбивает свой болид о бетонную стену в 17-ом повороте. Место для эвакуации разбитой машины было одним из самых неудобных – на трассу выезжает Safety-car. Второй пилот Renault Фернандо Алонсо получает, благодаря этому огромное преимущество, поскольку уже останавливался в боксах и по итогам гонки становится первым. Сразу после финиша ходило много шутливых разговоров о приказе Нельсону: ‘’убей себя об стену'', но едва ли кто-то воспринимал это всерьёз. Просто удачное стечение обстоятельств. Кстати, сам Пике до этого на Гран-при Германии в такой же ситуации смог финишировать вторым, только, тогда в аварию попал Тимо Глок на Toyota. Поэтому претензий после Гран-при Сингапура к Renault не было.
‘’Командная тактика в виде пропуска своего партнёра по команде - ещё куда не шло, но жертвовать своей гонкой, машиной, рисковать жизнью ради того, чтобы помочь напарнику это уже клиника.’’
И всё бы так и осталось бы, если бы не отчисление Нельсона из команды через год. Бразилец решил отомстить своему бывшему руководству и сделал чистосердечное признание FIA: авария в Сингапуре была подстроенной! Нельсон действовал по приказу команды, чтобы помочь Фернандо Алонсо. Это произвело эффект взорвавшейся бомбы.
Командная тактика в виде пропуска своего партнёра по команде - ещё куда не шло, но жертвовать своей гонкой, машиной, рисковать жизнью ради того, чтобы помочь напарнику это уже клиника.
Сам Нельсон объяснял свои действия давлением команды и отсутствием контракта на следующий год. Но какие в такой ситуации могут быть оправдания? Сейчас у Виталия Петрова в той же Renault тоже нет контракта, но невозможно представить, чтобы…. Нам никогда не узнать, чем руководствовался Нельсон, когда перед гонкой согласился на это ‘’из ряда вон выходящее’’ действие. Заработать такой ценой контракт, который был таки подписан, но в середине сезона из-за отсутствия результатов бразилец всё равно был уволен. Ну а об отношении руководства команды к гонщику после такого и говорить не стоит. Если Нельсон хотел доказать свою преданность команде, то врядли в Симондс и Бриаторе это оценили положительно. Недаром большинство опрошенных боссов команд на вопрос: взяли бы они Пике в команду, в один голос ответили: ни в коем случае.
‘’Но какие в такой ситуации могут быть оправдания? Сейчас у Виталия Петрова в той же Renault тоже нет контракта, но невозможно представить, чтобы….’’
Поэтому, Нельсон сделал даже две ошибки: когда совершил аварию, и когда решил об этом рассказать всему миру. Его репутация гонщика и так далеко не самая лучшая, оказалась испорчена им же самим. Но тем не менее, что не меньше поразило чем сама авария, так это ''иммунитет'' выданный ему FIA, в обмен на информацию. Как сказал Роберт Кубица в интервью: "Если вы приходите в полицию и говорите, что виновны в убийстве, но можете дать показания на убийцу ещё трёх человек, то всё равно сядете в тюрьму. Возможно, вам как-то смягчат наказание, но вы будете наказаны.’’
Но, тем не менее, Пике – исполнитель, ‘’вышел из воды сухим.’’ Зато вот заказчики, те кто, как выяснилось, и предложили Нельсиньо этот “’чудовищный’’ план в полной мере и даже больше получили наказания. Флавио Бриаторе – глава RenaultF1 оказался пожизненно отстранён не только от Формулы-1, но всех чемпионатов, проводимых под эмблемой FIA, а технический директор Пэт Симондс получил 5 лет отстранения. Оба были знаковыми фигурами в автоспорте, оба не раз приводили своих подопечных к победам. Привели к триумфу и Фернандо Алонсо в Сингапуре….. Но в отличие от Пике их действия были вполне понятными, но от того нисколько их не оправдывающими.
После двух подряд триумфов в 2005 и 2006 годах, следующие полтора сезона для Renault оказались тяжёлыми с точки зрения результатов – ни одной победы и всего один подиум. Руководство Французского концерна явно не устраивало такое положение дел, и угроза того, что Renault свернёт свою программу в Ф-1 была более чем велика. Поэтому успех команде нужен был как воздух. И в Сингапуре после того как Алонсо оказался одним из быстрейших по ходу тренировок стало ясно: вот он этот шанс. И начало квалификации лишь подтвердило это. Но каково же было когда на первых минутах второго сегмента на машине Алонсо случилась механическая проблема и тот вынужден был остановиться, закончив квалификацию.
Старт с 15-ой позиции на городской, к тому же новой трассе был сродни поражению. Это и стало тем катализатором к тому решению, которое через год вылилось в огромный скандал. Безусловно, что никакая даже самая ценная победа не стоила бы подобного. К тому же гарантий на успех было не так много. Но шаг был сделан. В итоге сейчас все трое вне Формулы-1. Пике пытается реализовать себя в NASCAR, Симондс пишет для F1 Racing, ну а Бриаторе, выигравший в суде право появляться на территории, находящейся под юрисдикцией FIA время от времени появляется в паддоке. И наверняка каждый из них задавался вопросом: а стоила ли та победа того?
Хроника Сингапурского скандала. Обратите внимание на капитанский мостик после финиша. Взгляд Нельсиньо Пике на Флавио Бриаторе.
Иван Беликов, Sport.ru
Комментарии