В следующем году Формулу-1 ждёт рекордное количество этапов за один сезон – 20 Гран-при. И уже нашлось немало как сторонников, так и противников такой версии календаря. Но, возможно, это только начало, поскольку врядли этот рекорд продержится долгое время. А если и продержится, то это чревато развитием и так обострившейся за последние годы проблемы.

 

‘’Королевские гонки'' стремительно расширяют свою географию. Всего-навсего десять лет назад ту же Азию в Формуле-1 представляли лишь Япония и Малайзия. Сейчас наряду с этими странами этапы принимают у себя Сингапур, Китай, Бахрейн, Абу-Даби. В 2012 году планируется возвращение в США, в 2011 дебютирует Гран-при Индии. Берни Эккслстоун заявил, что хотел бы провести также этапы в Болгарии и России. В нынешнем году должен дебютировать Гран-при Кореи. В общем, через лет пять календарь может вырасти до 25 этапов, и если этот процесс не остановить, то дальше Формула-1 может догнать по этому количеству NASCAR с его более чем 30 этапами в год. Но вот проблема – Ф-1 это не NASCAR, и этапы здесь проводятся по всему миру, а не в одной Америке. И едва ли команды, особенно из ‘’низших лиг'' смогут найти достаточное количество финансовых средств для такого огромного количества перелётов и переездов.

 

‘’В общем, через лет пять календарь может вырасти до 25 этапов, и если этот процесс не остановить, то дальше Формула-1 может догнать по этому количеству NASCAR с его более чем 30 этапами в год’’

 

Да и нужно ли это командам рангом выше? Всё-таки человеческий ресурс тоже небесконечен. Сезон из 18-19 гонок выматывает персонал команд, для пилотов – каждая гонка эта невероятная физическая нагрузка. К тому же у каждого есть семьи, с которыми в течение сезона участники очень редко видятся. И увеличение этапов только усугубит всю ситуацию.

 

Да и для болельщиков в таком случае каждый отдельный этап Формулы-1 может потерять свою эксклюзивность, особенно для тех, кто старается не пропускать ни одной гонки. С одной стороны больше гонок – больше шоу. Но Гран-при не должно превращаться в рядовое событие, проводимое каждую неделю. Да и уследить за чемпионатом в более чем 20 гонок будет сложновато, поскольку уик-энд есть уик-энд, и каждый выходной невозможно проводить у экрана телевизора. Я думаю, с этим мнением согласятся большинство поклонников ‘’Королевских гонок''.

 

Да и с точки зрения борьбы за титул каждая гонка будет не так важна, и не удивительно, если FIA вновь задумается о том, как поднять цену победы.

 

В общем, радужных перспектив из-за увеличения числа этапов не намечается, скорее наоборот. И есть одна немаловажная проблема связанная с появлением новых трасс. За последние шесть лет в календарь было включено 7 новых треков. То есть, подсчитав, можно сделать вывод. На данный момент осталось всего 12 трасс и 17, на которых проходил чемпионат 2002 года! Имола, А1-Ринг, был потерян один из немецких этапов - теперь Хоккенхайм и Нюрнбургринг чередуются с интервалом в год, Маньи-Кур, Индианаполис – все эти трассы покинули Формулу-1 за всего 8 лет. По большей части все они оказались вытеснены новыми творениями Германа Тильке.

 

‘’С одной стороны больше гонок – больше шоу. Но Гран-при не должно превращаться в рядовое событие, проводимое каждую неделю’’

 

Безусловно, тот же Турецкий ‘’Истамбул Отодром Парк'' - великолепная зрелищная трасса, и гонки там редко когда получаются скучными. Но всё-таки не достает до сих пор в календаре чемпионата узкой Имолы, которая подарила в 2005-2006 невероятные сражения Алонсо и Шумахера, и уже тем более Австрийского А1-Ринга с его невероятной конфигурацией и потрясающими природными пейзажами, которые могут поспорить с футуристическим видом Яс-Марины.

 

И эта тенденция ‘’поглощения’’ старых трасс новыми продолжается. Если ситуация с расширением календаря кажется всё-таки маловероятной, то вот эта проблема стоит более остро. Не так давно Берни Эккслтоун заявил,  что ‘’Формула-1 может обойтись даже и без Монако – ‘’Жемчужины чемпионаты’’, как называют этот этап’’. Под угрозой находится сейчас и Спа-Франкоршам, у которого серьёзные финансовые проблемы, Монца, может оказаться ненужной, если проект Гран-при Рима будет запущен, поскольку тот же Берни заявил, что двух этапов в Италии не будет. Всё решают деньги, а не здравый смысл. Для чего Экклстоуну спасать тот же легедарный Спа, если на его место претендует более выгодный с финансовый точки зрения этап в Катаре. Увы, но это грустная, правда нынешней Формулы-1.

 

’Постепенно ''Королевские гонки'' покидают свою историческую родину – Европу, углубляясь всё дальше и дальше туда, где с трудом разбираются не то, что в их истории, но и в нынешнем положении дел на трассе’’

 

Постепенно ''Королевские гонки'' покидают свою историческую родину – Европу, углубляясь всё дальше и дальше туда, где с трудом разбираются не то, что в их истории, но и в нынешнем положении дел на трассе. Достаточно вспомнить иннаугурационный Гран-при Китая в 2004 году, когда перед началом уик-энда Шанхайская пресса назвала гонщика Jaguar Кристиана Клиена победителем четырёх гонок в 2004 году. Это не Итальянские тиффози, сходящие с ума по Ferrari и Формуле-1 в целом.

 

Поэтому, не хочется представлять, что будет через ближайшие 10-15 лет. Но с другой стороны от развития своей географии Формула-1 тоже не может оказаться и нужно развивать свою популярность в том, же Китае. Но в таком случае может быть организатором стоило бы присмотреться к чемпионату WRC, где подобную проблему смогли уладить. В прошлом году там было решено составить календарь из 24 этапов и разделить его на две части для сезона 2009 и 2010. В итоге все остались довольны, а чемпионат мира по ралли расширил сферу своего присутствия по всему Миру от Австралии и до Иордании. Как говориться ‘’и волки сыты, и овцы целы'''. Может быть, Формуле-1 стоило бы взять пример?

 

Автодром Яс-Марина за 8 месяцев до дебютного Гран-при Абу-Даби.

 

Иван Беликов, Sport.ru

Sport.ru