И больше такого не будет!
Сезон-2009 получился… каким? За любым из возможных определений кроется множество интересных событий, радостных и не очень. Вспоминаем самые значимые из них.
Итак, с чего нужно начать подведение итогов удивительного сезона-2009? Конечно, с исполнения гимна во славу одной маленькой частной команды (с хорошим наследством и прекрасным менеджментом), которая будоражила наше воображение от гонки к гонке. "Браун Гран При" – феникс, восставший из пепла "Хонды". Эта команда стала первым новичком, который одержал победы в своих первых же двух гонках ("Мерседес-Бенц", "Марч" и "Вольф" в 1954, 1970 и 1977 осилили победить лишь в самом дебюте). Кроме того, коллектив из Брэкли сделал всех в Кубке Конструкторов и в Личном Зачёте.
На их счету восемь побед в гонках, четыре дубля, и 15 подиумов в общей сложности. Плюс, впервые в истории титул чемпиона перешёл от англичанина к англичанину. Льюис Хэмилтон сложил с себя королевские полномочия, Дженсон Баттон их принял. Помнится, Росс Браун, человек, который блестяще провёл всю эту феерическую кампанию, пообещал, что его команда не будет однодневкой. Вопреки обещаниям, "Браун" действительно стала чудом на один день, но не настолько печально, как можно было предположить. Как команда, "Браун Гран При" никогда не потеряет титул. Концерн "Мерседес" приобрёл себе легенду.
А начался наш сезон с паники и битья посуды. Новый регламент. Возвращение сликов. КЕРС – не обязательный элемент, но многообещающая дорогостоящая технология. Кто же откажется от дополнительных 80 лошадиных сил и преимущества до 0,6с на круге? Изменения в аэродинамике, направленные на повышение количества обгонов, преобразили (обезобразили? говорили и так) автомобили: задние антикрылья стали уже и выше, передние – ниже и шире. Впрочем, эффект от изобретений гонщики всё равно оценили скептически.
Но нашлась всё-таки одна штучка, к которой неприменим скепсис – двойной диффузор. "Браун", "Уильямс" и "Тойота", изучив регламент вдоль и поперёк, пришли к этому интересному аэродинамическому решению. Дыра в регламенте обязательно будет кем-то найдена, ФИА в этой ситуации не придумала ничего лучше, как развести руками и отклонить протесты от тех, кто не читал между строк. Дженсон Баттон утёр всем нос в Мельбурне, и праздник покатился по земному шару…
Запрет на тесты сделал смутьянов трудноуловимыми для конкурентов. В то время, пока соперники пытались сократить отставание, Дженсон Баттон делал то, что должен был делать – побеждал: в Малайзии, дистанцию которой сократил дождь (кстати, начисляли бы там 100% очков, финал сезона был бы чуть менее напряжённым для англичанина), в Бахрейне, Испании, Монако и в Турции. За первые семь гонок только Китай – идущий в календаре третьим – поддался "Ред Булл". Баттон в Поднебесной был третьим… небольшой спуск на фоне побед. Правда, не совсем небольшой. Китай впервые выявил ахиллесову пяту "Брауна" – на их автомобилях в прохладных условиях шины прогревались значительно хуже, чем на "Ред Булл". Эдриан Ньюи в этом аспекте отработал просто на ура, плюс команда прибавляла в течение года. Ребятам из Милтон-Кинса есть, чем гордиться: шесть побед, четыре дубля, 16 подиумов. Единственный промах – поздновато подтянулись.
Но нашлись и те, кто подтянулся ещё позже. Для "МакЛарен" сезон начался с горечи – аэродинамика была просто ни к черту. Что касается "Феррари", то машина из Маранелло вышла как всегда красивой – весь этот итальянский лоск, знаете – но тоже проигрывала соперникам в эффективности. Великие игроки до последнего боролись за чемпионат-2008 и оказались не слишком хорошо готовы к новому году. В то время как дружина "Брауна" (в то время ещё "Хонда") давно уже бросила все ресурсы на будущее.
В Австралии неплохо смотрелся "БМВ Заубер" во главе с Робертом Кубицей, который уверенно ехал до того, как столкнулся с Феттелем на последних кругах. Но в скором времени эта команда, вместе с "Рено", к разочарованию своему обнаружат, что автомобили, мягко говоря, не дотягивают. В список тех, кто многообещающе начал сезон, можно смело вписать "Тойоту" с их "TF109" и выращенный в Гроуве "Уильямс" "FW31".
После Австралии произошёл небольшой скандальчик, растянувшийся правда аж до Малайзии. Ну вы помните, да? Льюис Хэмилтон, Ярно Трулли, обгон-не обгон… Мартин Уитмарш начал карьеру руководителя команды за здравие. А спортивный директор Дэйв Райан свою карьеру в "МакЛарен" закончил. Некрасивая получилась история.
"Как команда, "Браун Гран При" никогда не потеряет титул"
В июне в Великобритании на многострадальном Сильверстоуне начался новый виток сезона – Дженсон Баттон мог начинать бояться. Рождённые холодным рассудком и страстным сердцем Эдриана Ньюи обновления "Ред Булл", вывели эту команду в авангард Формулы 1. Себастьян Феттель выиграл гонку, Марк Уэббер дополнил дубль, а третье место на этот раз занял отнюдь не Баттон, но Рубенс Баррикелло. Бразилец не просто обрёл машину, у него появился статус, о котором он всегда мечтал – претендент.
В Германии Уэббер одержал первую в своей карьере победу, затем Хэмилтон стал триумфатором в Венгрии, Баррикелло выиграл Валенсию, а Райкконен порадовал болельщиков в любимой Бельгии. Дженсон Баттон не побеждал – несомненно, это не есть хорошо. С другой стороны, чехарда на первой ступени пьедестала для него имела свои плюсы – у Баттона не было стабильного соперника. В первых семи гонках он набрал 61 очко из 95, которые принесут ему чемпионство в итоге. Последние семь гонок получились совсем другими, Дженсон собирал титул буквально по капле: где по два очка, а где и по целых четыре.
Случалось, Дженсон становился жертвой собственного мягкого стиля пилотирования. Более агрессивный Рубенс Баррикелло лучше справлялся с задачей прогрева шин – бразилец бодрее проводил квалификации и, например, добавил Монцу в список трасс, на которых побеждал. По чести сказать, гонки Баттон по-прежнему проводил на уровне, но слабые квалификации затрудняли ему жизнь.
"Ред Булл" был хорош, но для полноценной борьбы им не хватало последовательности. Так, сезон Уэббера попросту развалился после Гран При Венгрии, где он финишировал третьим. Затем австралиец финишировал вне очковой зоны до самой Бразилии, где его победа – да, принесла заветный десяток в Личный Зачёт, вот только судьбу титула уже не решала.
Себастьян Феттель упирался дольше. В Сингапуре ему приписали спорный проезд вдоль гаражей за превышение скорости на пит-лейн – четвёртое место, казалось, вычеркнуло немца из борьбы на титул. Однако доминирование в Японии, завершившееся убедительной победой (ещё более вдохновляющей, если учесть тот факт, что на Сузуке Феттель выступал впервые), воскресило надежду. Баттон в одной из своих любимых стран набрал одно очко, Баррикелло только два – в тот уик-энд всё благоволило "Ред Булл".
Тем не менее, в Бразилии у Баттона было немного сложностей. Марк Уэббер, ни на что не претендующий, выиграл гонку. Рубенс Баррикелло конкуренцию ему составить не смог. А Баттон, из-за дождя стартовавший лишь 14-м, провёл потрясающую гонку "в стиле", финишировал пятым и был таков.
На закрытии сезона, в Абу-Даби, "Ред Булл" одержали, так сказать, утешительную победу – на первую ступень вновь поднялся Феттель, его ведомым был Марк Уэббер, а Баттон занял третью ступеньку подиума. Дженсон оказался единственным из прочих, кто был достоин подняться на пьедестал после того, как Льюис Хэмилтон сошёл с дистанции из-за проблем с тормозами. За чемпиона-2008 действительно обидно. "МакЛарен" заслуживали завершить сезон ярко, ведь они так здорово поработали. Умение этой команды преодолевать трудности можно назвать одним из самых запоминающихся событий в этом году. Тем интереснее, как ситуация развернется далее, ведь давний партнёр коллектива - "Мерседес" – выкупил контрольный пакет акций "Брауна" и изменение характера сотрудничества с "МакЛарен" подтверждено юридически.
"Всё, конечно, было не без оснований, и подкреплялось самой командой и самим – да – Михаэлем Шумахером"
"Феррари" провела неровный, едва ли не трагический сезон. Речь, конечно, не об итальянской прессе, которая всячески горевала о задетой национальной гордости. В середине лета мировые СМИ взорвались сообщениями о состоянии здоровья Фелипе Массы. В 2009 году Масса вновь имел преимущество над Райкконеном и, пусть сравниться с лидерами пелотона он не мог, бразилец вполне рассчитывал на локальный успех. Однако на квалификации Гран При Венгрии в шлем бразильца попала пружина, отломавшаяся от задней подвески машины Рубенса Баррикелло. К счастью, процесс реабилитации Фелипе проходит без осложнений, и мы вновь встретимся с ним на трассе в следующем году. Тем не менее, его отсутствие затрудняет анализ выступлений Кими Райкконена… Кими попросту не с кем сравнить, ведь его временные напарники – Лука Бадоер и Джанкарло Физикелла – выступали, скажем так, не на уровне.
Перебирая гонщиков, которые могут заменить Фелипе, журналисты по совместительству сделались писателями-фантастами. Всё, конечно, было не без оснований, и подкреплялось самой командой и самим – да – Михаэлем Шумахером. Мир жаждал возвращения мультичемпиона. Впрочем, они ребята грамотные и официальных заявлений на пустом месте не делали. В итоге, камбэк не произошёл с формулировкой "по состоянию здоровья". Травма шеи, полученная ещё в феврале в мотоциклетной аварии, лишила Формулу 1 резкого взлёта рейтингов.
А вот плохие разговоры летом, к сожалению, сбылись. Концерн "БМВ" объявил о том, что покидает спорт. Баварцы также прохлопали подписание Договора Согласия и оставили "Заубер" ни с чем.
Возвращаясь к Физикелле, будем к нему справедливы. Да, Кими Райкконен принёс "Феррари" победу в Бельгии. Но принёс после того, как выиграл сражение именно с Физикеллой. Это звучит невероятно, но мы ведь всё видели собственными глазами, верно? На той гонке Джанкарло ещё выступал за "Форс Индию", которой альянс с "Мерседес" приносит ощутимые плоды, а машинка здорово проявляла себя на трассах, требующих низкого уровня прижимной силы. Только благодаря КЕРС, победа "Форс Индии" не свершилась и не потрясла мир. Уже на следующем этапе, в Италии, Физико заменил недооценённый Витантонио Лиуцци. Этот итальянец мог бы финишировать где-нибудь в очковой зоне, если бы не отказ приводного вала на 22 круге.
Однако Гран При Бельгии был примечателен не только индийской командой. Отличилась "Рено". Коллектив едва выиграл апелляцию и избавил себя от дисквалификации на Гран При Европы (которую стюарды было наложили после Венгрии, где Алонсо выехал на трассу с плохо закреплённым колесом и, естественно, потерял его на дистанции), как пошли разговоры о новом скандале. Расследование Сингапура-2008, известно о котором стало вечером после Спа, стало настоящей драмой. Свежеуволенный Нельсиньо Пике под девизом "Я мстю и мстя моя страшна" обвинил Флавио Бриаторе и Пэта Симондса в том, что те вынудили его совершить преднамеренную аварию в Сингапуре, чтобы вызвать машину безопасности и обеспечить преимущество Фернандо Алонсо. В итоге, Бриаторе был пожизненно отлучён от автоспорта, а с Симондсом мы встретимся через пять лет.
Коротко говоря, сезон для "Рено" получился болезненным не только на трассе, но и за её пределами. А вот "Тойота", переболев в середине года, во второй половине чемпионата начала словно бы приходить в себя. В Сингапуре Тимо Глок финишировал вторым, этот же результат Ярно Трулли продемонстрировал на Сузуке – общими усилиями пилоты вытянули "Тойоту" на пятое место в Кубке Конструкторов. Под конец сезона с последним обновлением аэродинамики подскочил и "БМВ" – второе место от Кубицы в Бразилии, пятое от Хайдфельда в Абу-Даби, и вот команда уже на шестой строчке, на 1,5 очка впереди "Уильямса". Говоря о самих "Уильямс", необходимо отметить, что за последние несколько сезонов, минувший был самым стабильным – машина неплохо смотрелась практически на всех автодромах, исключениями стали лишь трассы с низкой прижимной силой.
Закономерным итогом к самому тяжёлому сезону для "Рено" стало восьмое место в Кубке. Фернандо Алонсо поднялся на подиум лишь однажды – по иронии судьбы, в Сингапуре. "Форс Индия" заняла девятую строчку, зато получила кредит доверия – эту команду рассматривают, как тот коллектив, что может вмешаться в борьбу в первых рядах и смешать карты лидерам. "Торо Россо" заняла последнее место в чемпионате, по ходу сезона продемонстрировав лишь вспышки скорости. Себастьян Буэми время от времени действительно неплохо проявлял себя, в то время как Хайме Альгерсуари едва адаптировался к автомобилю – испанец влился в Формулу 1 в середине сезона, став заменой унылому Себастьену Бурдэ.
Попав в аварию на Гран При Японии, Тимо Глок обеспечил этот этап статусом самой длинной квалификации в истории, а также подарил шанс Камуи Кобаяси – японцу из GP2. Двух проведённых в Ф1 гонок (девятое и шестое место) этому парню хватило для того, чтобы стать неофициальным "Новичком Года". Казалось, Камуи обеспечил себе место в команде на будущий сезон, вот только саму команду мы уже не увидим. Сначала "Бриджстоун" объявил о том, что после 2010 года не будет поставлять шины в топовый автомобильный спорт, а затем "Тойота" присоединилась к массовому уходу японцев. Мировой экономический спад стал официальным соусом, под которым были поданы грустные комментарии об уходе.
В теории это должно бы освободить место на старте для Петера Заубера и его нового партнёра "Qadbak". Но сомнений масса. О них, и о каждом из одобренных Федерацией новичков - "Лотус", "USF1", "Манор" и "Кампос Мета". Но зато, сколько несомненного впереди! Все эти пилотские перестановки, новый президент ФИА, запрет на дозаправки в конце концов… Возможно всё. Следующий сезон будет фантастическим, а межсезонье – не менее интересным.
По материалам Официального сайта Формулы 1
Татьяна Монтоя, Sport.ru
Комментарии