Хельмут Марко: "В "Формуле 1" дураков нет"
Австрийский автогонщик, в прошлом участник Чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула 1", а ныне консультант команды Red Bull Хельмут Марко, в интервью для немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung рассказал о сильных и слабых сторонах характера действующего чемпиона мира Себастьяна Феттеля, о том, что из этого может помочь и помешать ему вновь завоевать титул, а также проанализировал ситуацию в чемпионате текущего сезона.
Хельмут, до конца сезона осталось всего шесть гонок, а Себастьян Феттель отстаёт от лидера чемпионата Фернандо Алонсо на целых 29 очков. Таким образом, у него в оставшихся гонках просто нет права на ошибку, чтобы сохранить шансы на титул…
Мне кажется Себастьян и Фернандо чем-то похож. В частности, то, что чем сильнее на них давит ситуация, чем больше прессинг, тем эффективнее они начинают действовать, и показывать высокие результаты. Феттель знает, чего он хочет добиться и как это сделать. Если он в чём-то почувствовал свою слабость, то непременно отработает это упущение, чтобы в будущем оно не успело создать ему проблем.
Многие отмечают восхитительные интеллектуальные способности Себастьяна. По-вашему, как они могут помочь ему выиграть очередной титул?
На самом деле, у Себастьяна настоящий талант к управлению болидом, но в "Формуле 1" много быстрых пилотов, поэтому разница в их результатах как раз и объясняется этими самыми умственными способностями. Взять, например гонку в Спа, квалификация к которой для нас оказалась провальной – тогда Себастьян стартовал десятым и поначалу у него не было возможностей для обгонов из-за неудачного выбора передаточных чисел коробки при активации DRS мотор упирался в ограничитель, и машине не хватало скорости. Но тогда он нашёл другое место на трассе и атаковал соперников с помощью KERS, хотя остальные использовали энергию системы рекуперации на других участках. Мы увидели пять или шесть эффектных обгонов на участке, где никто из пилотов атаковать не решался. В итоге он финишировал вторым.
Удивительно, что ему удаётся решать подобные головоломки на скорости более 300 км/ч, не правда ли?
Да, как ни странно, с Себастьяном можно общаться по радио в абсолютно любой ситуации. Проводя сравнения, с одним из гонщиков, который выступал в нашей команде, можно было говорить только на прямых. Только в относительно спокойной обстановке он мог понять, чего от него хочет команда, и дать конструктивный ответ. Когда Себастьян едет по прямой, она для него уже в прошлом – ментально, он находится впереди своей машины, уже в следующем повороте.
"У глупых ребят нет шансов стать гонщиком "Формулы 1"
В программе Red Bull при подготовке молодых пилотов проводите ли вы тесты, отражающие уровень интеллекта будущих гонщиков?
Один из вариантов наших тестов – это проверка реакции парней, а также различные психологические и интеллектуальные тесты. Так что у глупых ребят стать гонщиком "Формулы 1" нет шансов.
В какой момент вы поняли, что Феттель обладает большим потенциалом и способен добиться успеха?
Думаю, в то время, когда в сезоне-2004 Себастьян выиграл 18 гонок из 20 в Формуле BMW и выразил своё недовольство этим фактом. В тот момент он получал аттестат зрелости. Знаете, когда дети начинают спортивную карьеру, родители порой забирают их из школы, но для нас важно, чтобы у гонщиков было образование. С одной стороны, это является необходимым условием в случае, если в гонках ничего не получится, с другой – помогает на трассе, учит мыслить логически, разбираться в технике.
А что вы можете сказать по поводу слабых сторон, которые наверняка есть у Феттеля?
В начале своего пути к успеху, он проявлял свою нетерпеливость – ему попросту не хватало опыта. Помнится, как он нарушал правила, следуя за автомобилем безопасности в Венгрии, за что его оштрафовали, и к финишу в итоге он пришёл лишь третьим. Тогда я напомнил ему, что на него в команде работает сто человек, а для многих гонщиков третье место на подиуме могло бы стать лучшим результатом в карьере. Он сделал выводы, забыл об огорчении и стал вести себя гораздо спокойнее. Даже сейчас в некоторых ситуациях проявляется это его честолюбие, но при этом он чётко знает, что стабильность – на первом месте.
"В сезоне-2004 Себастьян выиграл 18 гонок из 20 в Формуле BMW и выразил своё недовольство этим фактом"
Как показывает практика, успешные гонщики – люди довольно непростые в общении. В связи с этим напрашивается вопрос – сложно ли работать с Себастьяном?
Как и у всех нас, у него есть свои особенности. Гонки – это смысл его жизни, а текущий сезон – это и есть его жизнь. Я уверен, что по вечерам он не ходит развлекаться, 99% - он пойдёт в тренажёрный зал. Ему не нравится, когда его задействуют на большом количестве PR – мероприятий, да и отношение к деньгам у него совершенно спокойное.
Феттель провёл 95 гонок, одержал 23 победы и дважды завоевал титул чемпиона мира. К чему ещё может стремится гонщик после подобного успеха?
Многое ещё предстоит достичь, только теперь для большего успеха у Себастьяна есть необходимый опыт для избегания и предупреждения различного рода рисков. К примеру, он может ехать быстрее и при этом не допускать излишнего износа резины. Да и в целом опыт увеличивает свободу действий на трассе.
Изменились ли цели команды в этом сезоне?
Как и раньше, команда продолжает делать всё возможное для того, чтобы Себастьян вновь завоевал титул. В этом году у нашей машины было несколько недоработанных моментов, но работа продолжается, в каждой из шести оставшихся гонок победитель получит 25 очков, поэтому мы ещё надеемся на триумфальное завершение сезона.
Комментарии