Гран-при России
Приятная штука спорт! Мы получили право на проведение зимних олимпийских игр - дорого, но как приятно! Ведём борьбу за чемпионат мира по футболу - странно, но как хочется! А тут как снег на голову нам подарили один из этапов чемпионата Формулы-1, а это и дорого, и приятно, и странно, и хочется. Первые размышления @Sport.ru о том, что же нам досталось.
14 октября 2010 года должно стать знаковым днём для России, одержана ещё одна политическая, пусть и очень дорогая, но важная победа. Генеральный менеджер Формулы-1 Берни Экклстоун и губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв поставили свои подписи под договором о проведении шести этапов Гран-при России в Сочи с 2014-й по 2020-й года. Если откинуть в сторону эмоции, а эта новость заставила почувствовать невероятную гордость за свою страну и радость, что мы приобщились к столь значимому событию в мире спорта, как чемпионат королевских автогонок, то останется странное чувство, что купили мы очень другую, но не слишком нужную вещь. Одно дело, когда Россия ведёт борьбу за право принять футбольный чемпионат мира, организовывает олимпийские игры, и совсем иное быть хозяином Гран-при в чемпионате Формулы-1. Вся эта затея, по предварительным подсчётам, обойдётся нашему бюджету (или не бюджету, если удастся заинтересовать, уговорить или приказать подключиться частному капиталу) в более чем 700 миллионов долларов. Ясное дело, что ни о какой отдаче тут и речи быть не может.
На сегодняшний день чемпионат Ф-1 состоит из девятнадцати этапов, и, несмотря на то, что многие уже сейчас жалуются на перегруженность трафика, Берни Экклстоун уверен, оптимальным количеством Гран-при в сезоне будет двадцать. Но вся фишка в том, что кроме Гран-при России, с 2012-го года планируется возобновить гран-пи США, ради чего сейчас в Техасе строится новая трасса. А уже со следующего года в чемпионат добавится Гран-при Индии, которое станет тем самым двадцатым этапом. А это означает, что кто-то со сцены вынужден будет сойти, при чём сделать это добровольно. Вряд ли стоит надеяться на то, что боссы Формулы пойдут на то, чтобы силой вынудить кого-то отказаться от Гран-при. К тому же не стоит сбрасывать со счетов и другие новые страны, которые в ближайшие несколько лет могут заключить контракт на проведение у себя Гран-при.
"Ключевым фактором здесь являются деньги..."
Ни командам, ни пилотам, ни многим болельщикам не по душе та политика, которую ведёт Экклстоун, прибавляя к чемпионату всё новые и новые трассы. Абу-Даби, Сингапур, Турция, Корея, Индия, Малайзия... Все эти страны получили место под солнцем лишь благодаря финансовой выгоде, которая сулит Ф-1 с каждым новым этапом. Каждый год пребывания в чемпионате России обойдётся в 40 миллионов долларов. Но будет ли этот этап столь успешен и популярен? "Я очень рад, что контракт подписан и у нас теперь пройдет этап чемпионата мира. Это значит, что те болельщики, которым тяжело выехать за границу, смогут приехать в Сочи и своими глазами посмотреть на Формулу 1". Тут сложно не согласиться с Виталием Петровым и у нас действительно хватает в стране болельщиков, которые всем сердцем любят чемпионат Ф-1, но не имеют возможности выехать заграницу и стать свидетелями гонки вживую. Тут крыть нечем. Но как показывает опыт других "не главных" Гран-при, практически везде энтузиазм очень быстро сходит на нет. А кое-где его нет и с самого начала, например в Бахрейне.
Когда Турция получила этап (2005), страна тоже переживала эйфорию, а на первую гонку собралось около 300 тысяч зрителей. Но уже спустя пару лет за этапом наблюдало всего 36 тысяч и в свете того, что Экклстоун решил повысить цену пребывания в чемпионате, стамбульское Гран-при могло прекратить своё существование уже со следующего сезона. "Россия - отличная страна с сильной экономикой, - делится впечатлениями о заключении контракта Эдди Ирвайн. - Для Формулы-1 очень важно проводить там один из Гран-при. Ключевым фактором здесь являются деньги. О подобных проектах говорят уже давно - наверное, прежде у авторов проекта их не было денег. Россия уже стала частью Формулы 1. Еще недавно в России не было серьезных гонок, но в этом году в Формуле 1 дебютировал Виталий Петров. Он уже показывает очень неплохие результаты, а если прибавит ещё немного - станет гонщиком очень высокого уровня. Теперь у вас есть не только пилот, но и гонка, что, несомненно, поднимет интерес россиян к Формуле 1". И из всего этого монолога главное - "ключевым фактором здесь являются деньги"! К примеру, первый пятилетний контракт с Формулой туркам обошёлся в 11 миллионов в год, тогда как России почти вчетверо дороже.
"Ведь ЮАР это именно та страна, которой так необходима Формула-1..."
И всё же главным вопросом на Западе сейчас остаётся "куда впихнуть ещё одно Гран-при" и "нужно ли оно вообще". Для Формулы-1 первостепенной важностью остаётся сохранение своих ключевых Гран-при: Монако, Спа, Монца, Сильверстоун и Монреаль. Англичане продлили контракт до 2017-го, итальянцы до 2016-го, а французы до 2020-го. Вряд ли стоит переживать за канадцев, и в этом мировая общественность может быть спокойна. Другое дело новички. Ещё до того как был подписан контракт с Россией, команды и главные спонсоры провели первую попытку объединиться для борьбы с идеей расширения географии. Основной рынок сбыта главных инвесторов расположен в западной Европе и северной Америке, и для них, скажем, Гран-при Абу-Даби или Сингапура - мало привлекательны, не думаю, что Россия в этом плане намного интересней. Другое дело, будет ли интересна Формула-1 для российского капитала. Если да, тогда этот вопрос отпадёт сам собой.
Если для России это больше политическое решение, для Экклстоуна - денежное. Не зря ведь на подписании договора присутствовал российский премьер-министр Владимир Путин, который встретился с отечественными бизнесменами и попытался их заинтересовать проектом: "Для нас это очень важное событие". И не стоит близко к сердцу воспринимать слова Экклстоуна о том, что Россия была первым местом, куда он хотел пристроить один из Гран-при. Россия это шальные деньги, и после прихода Романа Абрамовича в лондонский "Челси" многие спортивные функционеры обратили свой взгляд на нашу страну, где по лёгкому можно заработать большие деньги. Заинтересовав нас своей идеей, уговорив ввязаться в это Путина и срубив 200 миллионов, Берни отправился покорять Южную Африку, ведь ЮАР это именно та страна, которой так необходима Формула-1!
Александр Нешта. @Sport.ru
Информация: Инженерно-технологический центр «Виктел Санкт-Петербург» предлагает Вашему вниманию светодиодные лампы. Выбрать, заказать и купить осветительные приборы можно на сайте фирмы. Компания работаем на российском рынке с 1990 года. Телефон: (812) 640-3-999
Комментарии