Основатель и руководитель британской команды "Формулы 1" Williams Фрэнк Уильямс в интервью для официального сайта чемпионата рассказал о прогрессе команды, о том, как участникам гонок следует подходить к использованию ресурсов, а также о стратегии развития "Формулы 1" на ближайшие пять лет...

Фрэнк, думаю, вы с нами согласитесь, что для команды, которую вы основали, прошлый сезон был худшим в её истории. Похожая ситуация уже была в середине 70-х годов, но какие причины происходящего вы можете назвать сейчас?

На мой взгляд, нельзя сравнивать две абсолютно разные эпохи, ведь они в корне отличаются друг от друга! C последнего титула, завоёванного Williams прошло уже больше десяти лет, а после этого в Формулу 1 пришли большие деньги и крупные автопроизводители. Команды-конкуренты стали более сильными, но нам к сожалению, не удалось повысить свой уровень.

В своё время, Williams считался элитной командой, выступать в которой мечтал любой гонщик, а в последние годы вас часто обвиняют в приглашении рента-драйверов…

Те, кто меня обвиняют, неверно оценивают ситуацию. Посудите сами, раньше стоимость выступления в Формуле 1 составляла только около пятнадцати процентов от сегодняшних сумм. Современная Формула 1 очень дорогая, пришли автопроизводители, и если вы хотите продолжать выступления, то должны найти достаточное количество финансовых ресурсов. Причём в таком объёме, чтобы не просто остаться в чемпионате, а иметь возможность бороться с соперниками. Так что, в такой ситуации нельзя упускать возможность привлекать в команду гонщиков, которые способны пополнить наш бюджет.

Думаете, Пастор Мальдонадо способен стать для команды вторым Аланом Джонсом?

Было бы великолепно. Я бы не стал следовать позиции руководителей команд старой школы и говорить, что я этого не хочу, поскольку он – рента-драйвер. Это далеко не так.

Почему вы вновь встали во главе Williams? Может Адам Парр не справился со своими обязанностями?

Мне очень жаль, что Адам Парр не добился тех целей, к которым мы стремились, но уйти — это сугубо его решение. Когда он покинул команду, мне пришлось вернуться к прежней роли.

А с чем вы связываете прогресс Williams в этом сезоне?

Надо отметить, что в этом отчасти заслуга Адама Парра. Я повторюсь, и скажу ещё раз, что мне очень жаль, что он нас покинул, ведь именно Адам пригласил в команду двух или трёх ключевых специалистов в лице Майка Кофлэна и других. Именно их работа вызвала такой эффект.

"Я против любого вмешательства в дела команды со стороны третьих лиц"

Насколько нам известно, несколько сезонов назад у Williams была возможность привлечь неограниченные ресурсы, однако вы ей не воспользовались. Почему?

Это всё слухи, в которых нет ни капли правды. Таких возможностей для нас никогда не существовало. Возможно, сейчас такие возможности есть у Red Bull или Ferrari, но лично я выгоды от неограниченных ресурсов не вижу. В чём смысл проводимых исследований, разработок, каких-то новшеств, если в конце сезона вы понимаете, что деньги потрачены впустую? Это не мой вариант (Смех)!

Во время мирового финансового кризиса вы научились, и использовали как преимущество, работать в условиях сокращённой численности состава команды. Сейчас же вашим соперникам в лице Ferrari, McLaren и Red Bull ещё только предстоит к ним адаптироваться…

Да, наша команда не отличается большой толщиной кошелька, в то время как у других команд на пит-лейн есть большие ресурсы, однако благодаря Патрику Хеду в нашей работе задействовано самое современное оборудование. У нас есть всё для того, чтобы быть успешной командой,  осталось только вернуть Эдриана Ньюи, что звучит слишком неправдоподобно (Смех).

Вы до сих пор переживаете из-за ухода Ньюи?

Я никогда не знал истинной причины его ухода. Предполагаю, что просто ему сделали более    стоящее предложение.

В чём причина возникающих у команд проблем с соответствием Соглашению об ограничении ресурсов, даже в условиях экономического кризиса?

Дело в том, что в чемпионате участвуют двенадцать команд, у каждой из которых свои особенности. Некоторые команды имеют поддержку автопроизводителей, одна из них – Ferrari, у которой достаточно денег и спонсоров. Но ведь всё-таки это Ferrari – ключевая команда Формулы 1, поэтому такое положение дел считают нормальным. Лично меня такая ситуация вполне устраивает, также как и то, что у многих в паддоке волос на голове больше, чем у меня, и мне как-то приходится с этим жить (Смех)!

Но всё же, структурированный подход к расходам необходим, разве нет?

Моя позиция такова, что я против любого вмешательства в дела команды со стороны третьих лиц. Если этот принцип не выполняется, то это всё равно, что каждый день встречаться со сборщиком налогов. Мы согласны с тем, что расходы необходимо сокращать, но сначала я бы отрегулировал систему оплаты труда наших гонщиков.

Каково ваше мнение по поводу инициатив по сохранению окружающей среды? Разве необходимо тратить огромные средства на разработку нового двигателя, в появлении которого, кажется, никто не заинтересован?

Формула 1 – это большой спорт и серьёзный бизнес, и многие компании хотят хоть каким-то боком относиться к чемпионату, хотя со стороны может показаться, что они просто впустую тратят свои деньги. При этом всегда будут существовать противники данного подхода, - те, кто находит те или иные причины для этого, но спросите авто производителей о том, зачем им это надо, и тогда вы действительно поймёте, что лишь для повышения своей популярности. При этом, все ждут, что Формула 1 останется на переднем рубеже технологий, и мы должны соответствовать этим ожиданиям.

"Раньше стоимость выступления в Формуле 1 составляла только около пятнадцати процентов от сегодняшних сумм"

Каким вы видите будущее Формулы 1? Увеличится ли количество этапов в календаре чемпионата, за счёт проведения гонок в азиатско-тихоокеанском регионе или в Америке?

На мой взгляд двадцати гонок за сезон вполне достаточно, и конечно, Формула 1 должна присутствовать во всём мире – чем больше охват, тем больше возможностей будет у команд. У чемпионата и так достаточно позитивный имидж, но мы должны стремиться к тому, чтобы иметь глобальную популярность.

Как вы считаете, в чемпионате смогут остаться все двенадцать команд, или однажды придётся вернуться к выставлению третьих машин?

Чтобы стать участником Формулы 1, необходимо заплатить очень большие взносы, поэтому командам приходится находить щедрых спонсоров. Данная проблема затрагивает все команды, разумеется, кроме Ferrari. При этом, даже они вынуждены использовать связи с Marlboro для того, чтобы занять желаемое место в сознании своих потребителей. И хотя FIA запрещает подобную рекламу, они просто не могут ничего доказать (Улыбка).

По сравнению с лидерами чемпионата небольшие команды можно называть вечными неудачниками. По-вашему, наступит ли когда-нибудь тот день, когда большинство команд смогут бороться между собой на одном уровне?

Я не пророк, но миллионы людей готовы идти на большие жертвы ради того, чтобы оказаться в Формуле 1. Конечно, я немного утрирую, но для того, чтобы выступать в Формуле 1, многие готовы смириться с гораздо большими проблемами, чем старт в конце пелотона.

Какой станет "Формула 1" через пять лет?

Я не трачу время на пустые представления о будущем Формулы 1 – этим у нас занимается Берни Экклстоун. Однако, надеюсь, что скорость и звук моторов останутся столь же впечатляющими.

Вы столько лет провели в атмосфере гонок... Вы всё ещё испытываете тёплые чувства к этому спорту?

Я люблю скорость, люблю звук моторов, люблю борьбу. И если бы я не любил всё это, то меня бы здесь сейчас не было.

Яна Литвинчук, @Sport.ru 

Sport.ru