Формульная примета: сезон завершён - жди ухода японцев
Вслед за известием о том, что Формулу 1 покидает японский поставщик шин “Бриджстоун”, из Страны Заходящего Солнца последовала аналогичная новость от команды “Тойота”. Об этом было объявлено представителями компании на пресс-конференции в Токио. О причинах неожиданного решения расстаться с “королевой автоспорта” рассуждает Sport.ru.
Японцы уходят в конце года. Так было с “Хондой”, и так же случилось с “Тойотой”. Но сначала пару слов о шинниках.
В следующем сезоне все команды-участницы по-прежнему получат резину от “Бриджстоуна” – контракт будет выполнен от и до, то есть до завершения чемпионата 2010 года. И надо сказать, что руководство компании сделало всё очень грамотно, заявив о своём намерении покинуть Ф-1 заранее, предоставив возможность спокойно подыскать замену путём тендера.
За время пребывания в шоссейно-кольцевом автоспорте номер один, “Бриджстоун” зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. А противостояние японцев с “Мишленом” по-настоящему украшало чемпионаты. Монополизм же, сопряжённый с огромными затратами, далеко не полностью окупающимися, очевидно, стал решающим фактором в принятии решения покинуть этот спорт. Хотя даже в отсутствии конкурентов “Бриджстоун” успешно привлекал к себе внимание. В этом сезоне, например, “экологичными шинами” и разными типами резины, предлагаемыми на определённый этап. Но, решение принято, и в 2011 году поставщик резины будет другим.
С “Тойотой” же ситуация совершенно иная, хотя есть один главный общий момент – большие затраты, которые внутри компаний посчитали нерациональными. Основное отличие ситуаций – это несоблюдение Договора Согласия, в соответствии с которым “Тойота” должна была оставаться вплоть до 2012 года, то есть ещё два сезона. В связи с этим вновь вспоминается теперь уже экс-президент FIA Макс Молси, наученный горьким опытом “Хонды” и перспективой остаться с 18-ю болидами на стартовой решётке. Конечно, его позиция в споре с ассоциацией команд неоднократно подвергалась обструкции большинством болельщиков, но зрил он в корень, не слишком-то доверяя заявлениям заводских “конюшен”. После ухода БМВ и “Тойоты” сомнений в этом уже быть не может.
По ходу нынешнего сезона возможный уход “Тойоты” обсуждался неоднократно. На старте перед командой была поставлена задача: выиграть один из первых шести этапов. С ней, несмотря на отличную форму (обретенную не в последнюю очередь за счёт использования двойных диффузоров) справиться так и не удалось. В Бахрейне Ярно Турлли завоевал поул, а Тимо Глок располагался на стартовой решётке по-соседству со своим партнёром, но из-за неправильно выбранной тактики использования резины итальянец откатился на третье место, а немец и вовсе на седьмое.
“По ходу нынешнего сезона возможный уход “Тойоты” обсуждался неоднократно”
Опасались и смены власти внутри самой корпорации: дескать новое руководство, вероятно, решит поставить крест на бесплодных попытках сделать из середняка команду топ-уровня. Однако последующие действия “Тойоты” никак не вязались с мыслями об уходе. Активное участие в споре с FIA, в котором президент гоночного подразделения Джон Хоуэтт сыграл не последнюю роль, подписание “джентльменского договора” категории “один за всех” с другими заводскими командами и “Брауном”, а затем Договор Согласия. Практически аналогичные действия предпринимали и в БМВ, но в “Тойоте” пошли ещё дальше.
О перспективах Ярно Трулли и Тимо Глока остаться на следующий сезон говорилось довольно расплывчато. Чем отчётливее вырисовывался на горизонте финиш сезона, тем более конкретно звучали высказывания о прекращении самого долгого в небольшой истории “Тойоты” сотрудничества пилота и команды (Трулли пришёл по ходу сезона 2004 и выступал за японскую “конюшню” следующие пять лет – прим. автора).
На роль первого пилота японцы очень хотели заполучить Кими Райкконена, на место которого в “Феррари” был приглашён Фернандо Алонсо. Однако чемпион мира 2007 заявил, что единственный возможный для него вариант – это возвращение в “Макларен”. Тогда появились предположения, что “Тойота” собирается заполучить поддержку у себя дома за счёт приглашения в боевой состав японских пилотов. После травмы Тимо Глока во время квалификации Гран При Японии и первыми в карьере стартами в Ф1 молодого Камуи Кобаяши, оказавшимися очень успешными, казалось, что на грядущий сезон контракт у него в кармане. Называлась и другая “местная” кандидатура в лице Казуки Накаджимы.
Словом, то, что в начале сезона вряд ли бы удивило, преподнесло в концовке неприятный сюрприз. Несмотря на уход “Хонды”, “Тойота” уверяла в том, что остаётся верной Формуле 1, но получилось, так как получилось.
Наивысшим достижением “Тойоты” стало четвёртое место в Кубке конструкторов в сезоне 2005. Этот успех принесла пара пилотов Ярно Трулли и Ральф Шумахер, пожалуй, сильнейший дуэт в недолговременной истории команды. На счету “Тойоты” нет побед, но есть тринадцать подиумов – семь из которых на счету Ярно Трулли и по три у немцев: Ральфа Шумахера и Тимо Глока. Кроме того эти же пилоты принесли команде ещё три поула, одиннадцать стартов с первого ряда и три лучших круга по ходу гонки.
Место японцев в сезоне 2010 теперь с полным правом может занять преемница “БМВ Заубер”.
Николай Никифоров, Sport.ru
Комментарии