Гран-при Канады стал одним из самых захватывающих и непредсказуемых этапов в нынешнем сезоне. Первый раз в этом году, но судя по всему не последний, решающую роль в гонке сыграл выбор стратегий.

 

После первых гонок нынешнего сезона было много дискуссий об отмене дозаправок, о том что в силу этого гонки лишились очень важного элемента интриги. Действительно, за исключением дождевых гонок в Австралии и Китае, гонки на сухой трассе не изобиловали стратегиями: пит-стоп где-то на первой трети дистанции – смена резины, и доезд до финиша уже без остановок – благо в Bridgestone постарались, и сделали такие шины, которые в Монако на болиде Фернандо Алонсо выдержали 77 кругов и 78! О какой тактике в такой ситуации может идти речь? Пит-стоп просто превратился в формальность.

 

"После восьми этапов в личном зачёте пять пилотов разделяют 20 очков, и если учесть, что в дальнейших гонках теперь важную роль может сыграть фактор выбора резины, то ситуация в чемпионате может стать ещё более непредсказуемой."

 

Поэтому, можно было смело утверждать, что новый регламент себя не оправдал. FIA, пытающаяся поднять зрелищность “Королевских гонок”, окончательно зашла в тупик.

Но гонка в Канаде показала, что всё не так уж и плохо как кажется. И что резина может быть тоже решающим фактором, конечно, не таким как топливо в баках в предыдущие годы, но всё же на трассе имени Жиля Вильнёва регламент 2010 года наконец-то проявил себя с лучшей стороны.

 

Началось всё практически сразу же в пятницу. Прохладная погода, скользкая трасса, частые торможения, в силу конфигурации трассы, – всё это приводило к затруднению прогрева шин, гранулированию и соответственно быстрому износу. Дальше по ходу уик-энда ситуация также не улучшилась, плюс утром в субботу прошёл дождь, и смыл весь “держак” на асфальте, который был накатан в пятницу. В общем, фактор выбора резины должен был стать решающим.

 

И в Монреале мы стали свидетелями стратегий, которых бы хватило на все предыдущие пять сухих гонок. Даже в квалификации наконец-то заработало правило жёсткого и мягкого комплекта шин. Мягкий комплект – преимущество на единственном круге, жёсткий – потеря в скорости в квалификации, но преимущество на первом отрезке гонки, за счёт долговечности этого комплекта.

 

Во многом, именно благодаря этому и прервалась блестящая серия поулов Red Bull, которые пожертвовали скоростью использовав в финале квалификации Medium – более жёсткий комплект.

Кстати, может во многом этот выбор отражает равноправие в команде. Логичнее, учитывая всю сложность выбора резины, было поставить на одну машину – SuperSoft, на другую Medium. Но и Феттель, и Уэббер поехали на одинаковых комплектах. Или просто в Red Bull настолько были уверены в своём выборе.

 

Но как бы там ни было, двойная ставка на жёсткую резину не оправдала себя в гонке. Да, на первых кругах мягкая резина на McLaren и Ferrari очень быстро пришла в негодность, и в какой-то момент тактика Red Bull действительно была правильной. И вполне возможно, что даже выигрышной, но ситуация с состоянием трассы и резины развивалась абсолютно непредсказуемо. И через какой-то момент уже Medium потерял своё преимущество так, что в Red Bull даже не поняли каким образом они умудрились после пит-стопа потерять свои лидирующие позиции. Когда ещё такое было в нынешнем сезоне?

 

"В Монреале мы стали свидетелями стратегий, которых бы хватило на все предыдущие пять сухих гонок."

 

Говоря о разнообразие тактик, то стоит отметить, что только в одном Red Bull мы увидели два разных варианта второго отрезка гонки. Себастьяну Феттелю поставили более мягкий комплект, а у Марка Уэббера оставили жёсткий. Себастьян Буэми из дочерней команды “Красных Быков” – Torro Rosso, на первый пит-стоп останавливался одним из последних, что позволило ему даже полидировать перед своей остановкой в боксах. Отчасти это предопределило судьбу победителя гонки. Когда идущие на втором и третьих местах Алонсо и Хэмилтон догнали молодого швейцарца – тот явно был не намерен сдаваться. В результате Фернандо замешкался, а Льюис проскользнул вперёд, оба были на жёстком типе шин.

 

Но впереди была ещё вторая пит-стопов, которая прошла ещё до середины гонки. Что даже вызвало некоторые опасения: неужели такой чудовищный расход, хватит ли комплектов свежей резины у команд до финиша? Однако, Марк Уэббер развеял эти опасения. Австралиец продержался на трассе до 50-го круга, против 27-го у Льюиса Хэмилтона. Но извлечь какую-либо выгоду из этого в Red Bull не смогли - темп на изношенной резине был явно ниже чем у соперников. И ещё до пит-стопа Марк Уэббер уступил свою лидирующую позицию.

 

Непонятно, на что рассчитывали в Red Bull с такой тактикой. Может быть на то, что преследователи поедут на ещё один пит-стоп. Но после середины дистанции трасса наконец-то обрезинилась, чему  способствовала погода, в воскресенье наконец-то в Монреале по сравнению с двумя предыдущими днями потеплело и проблемы с износом шин наконец-то исчезли. Поэтому рискованная тактика Red Bull не сработала – никто больше не стал менять резину.

 

С одной стороны для спектакля, который мы увидели в первой части гонки, это стало бы хорошим продолжением. Но всё хорошо в меру, ещё один-два пит-стопа и гонка бы превратилась в настоящий хаос, будь износ резины такой же как на первых кругах. В таком случае, главной темой стала бы не потрясающая гонка, а разговоры о плохом асфальте и критика шин Bridgestone.

 

Но благо всё закончилось хорошо. И даже больше. Вопреки ситуации, теперь японские шинники пообещали изменить принцип выбора шин, и привозить на трассы чемпионаты Мира составы резины для достижения эффекта подобного в Монреале. Но тем лучше для гонок, тем лучше для чемпионата, который набирает обороты. После восьми этапов в личном зачёте пять пилотов разделяют 20 очков, и если учесть, что в дальнейших гонках теперь важную роль может сыграть фактор выбора резины, то ситуация в чемпионате может стать абсолютно непредсказуемой.
 

Иван Беликов, Sport.ru

Sport.ru