Эффект Индийской Силы.
Год назад Force India сотворила настоящую сенсацию на Гран-при Бельгии. Джанкарло Физикелла стартовал с поула, и едва не выиграл гонку, уступив на финише победителю Кими Райкконену на Ferrari всего секунду. Тем невероятнее этот успех, если вспомнить в каком состоянии была эта команда несколько лет назад.
К концу 2004 года некогда славный Jordan, испытывавший финансовые проблемы оказался на грани краха. Лучшие времена для команды из Сильверстоуна остались в прошлом. Безусловно, самый пик пришёлся на 1999 год, когда Хайнц-Харальд Френтцен претендовал на титул, одержав две победы. Затем началось затяжное падение, и к 2004 году Jordan оказался на уровне Minardi, постоянно занимавшей последние места в гонке. Стало понятно, что Эдди Джордану – основателю и хозяину команды нужно предпринимать срочные меры, в противном случае Jordan ждала бы участь Prost и Arrows, которые вынуждены были покинуть чемпионат в 2002 году.
“Изначально, болид VJM02 строился под скоростные трассы вроде Спа и Монцы - за счёт уменьшенного лобового сопротивления достигалась более высокая скорость, но терялось время в поворотах.’’
Выход был найден в начале 2005 года, Эдди Джордан отдал своё ‘’детище’’, которое он вывел в Формулу-1 в 1991 году, в руки канадскому миллиардеру с ‘’русскими корнями’’ Алексу Шнайдеру.
На 2005 год команда сохранила своё название, но уже в следующем должна была быть переименована в Midland. Амбиций было ‘’хоть отбавляй’’: подиумы в ближайшем будущем, борьба за титул в перспективе. Широко был разрекламирован контракт с Dallara на разработку болидов 2006 года, который через полгода был расторгнут. Глядя в нынешнем сезоне, на машины HRT, разработанные этой самой фирмой, можно с уверенностью сказать, что это решение было правильным. Но самое главное, команда получила российскую лицензию. Даже презентация болида EJ-15 прошла на Красной площади. Конечно, всерьёз это команду как российскую никто не воспринимал. Но ведь в то же время, Force India сейчас настолько же индийская команда, как и Midland тогда русская.
Национальность в Формуле-1 – вещь растяжимая. Взять тот же Mercedes, который базируется не в Штутгарте, а в Английском Брэкли, Toyota хоть и была по паспорту японской командой, но базировалась в немецком Кёльне. Всё зависит от того, как себя позиционируют сама команда. Если машины Force India полностью раскрашены в цвета индийского флага, то в Midland кроме российского триколора скромно расположенного где то на носовом обтекателе болида, больше ничего не напоминало о принадлежности команды к России. Поэтому ‘’Force Russia’’ не получилось. К тому же не вышло и обещанного прогресса, результаты команды остались теми же, что были у Jordan. И ещё до конца сезона 2006 Алекс Шнайдер продал команду Spyker – голландскому автопрозводителю.
Но и руководство Spyker очень быстро наигралось в Формулу-1, и через год команда вновь оказалась продана. Очередным владельцем экс-Jordan стал индийский миллиардер Виджей Малья. Едва ли уже кто-то воспринимал нового хозяина всерьёз, и никто бы не удивился, если бы ‘’завтра'' владелец ‘’многострадальной’’ команды сменился бы вновь.
‘’Впереди скоростные трассы в Бельгии и Италии. Кто знает, может быть VJM03 сохранила те лучшие качества, что позволили её предшественнице сотворить сенсацию в прошлом году?”
Но Малья оказался человеком дела, настоящим энтузиастом гонок. Если тот же Алекс Шнайдер практически не присутствовал на Гран-при, то индус каждую гонку проводил с командой, сидя на командном мостике.
Первый сезон, с машиной разработанной Spyker, вышел неудачным. Джанкарло Физикелла и Адриан Сутил не смогли набрать ни одного очка. Впрочем, Виджей Малья заявлял, что в следующем сезоне с самостоятельно разработанной машиной дела пойдут лучше:
‘’Команда Force India существует только один год, и наш первый сезон неизбежно был периодом ученичества. Однако, как я говорил с самого начала, у нас серьезный настрой, и мы не собираемся участвовать в чемпионате просто ради участия.’’
Кроме того, в октябре 2008 года была подписан контракт на поставку моторов Mercedes, а также на сотрудничество с McLaren, который должен был поставлять коробку передач и систему гидравлики. Поэтому, наконец-то, впервые с продажи Jordan четыре года назад, в команде появилась какая надежда на прогресс.
Но первая половина сезона 2009 не принесла очков, хоть и машина выглядела быстрее своих предшественников, а затем настала очередь ставшего уже теперь легендарным Гран-при Бельгии.
Сначала Джанкарло Физикелла в квалификации уверенно прошёл в третий сегмент, впервые в сезоне, а затем выиграл поул-позишн, будто у него в руках была болид не Force India, а Brawn или Red Bull. А на следующий день лишь из-за того, что Кими Райкконен, на Ferrari которого был KERS, лучше разогнался и сумел выйти вперёд, Физико лишился победы. На следующем этапе в Монце Джанкарло перешёл в Ferrari, и Адриан Сутиль стал лидером команды. Немец едва не повторил для Force India достижение прошлого этапа, став вторым в квалификации, но в гонке смог финишировать только 4-ым. Таким образом, Force India набрала за две гонки 13 очков, сколько не набрал трансформированный Jordan за 6 предыдущих лет, если не считать очки на скандальном ГП США 2005, где в гонке участвовало 6 машин.
В Force India не скрывали секрет своего успеха. Изначально, болид VJM02 строился под скоростные трассы вроде Спа и Монцы - за счёт уменьшенного лобового сопротивления достигалась более высокая скорость, но терялось время в поворотах. Но всё-таки такой радикализм полностью оправдал себя. Ну набрали бы эти очки Физикелла и Сутиль по тихому, финишируя в гонках на 7-ом или 8-ом местах, кто бы заметил? А так Force India, пусть и всего на двух этапах, но громко заявила о себе. К тому же, показала хороший пример другим отстающим командам.
В нынешнем сезоне, болид VJM03 более сбалансирован и повторения успеха прошлого года трудно ожидать. Но, тем не менее, теперь Force India – крепкий середняк. За 12 гонок, Сутиль и Лиуцци в общей сложности сумели десять раз финишировать в очках. Лучшим достижением является пятое место Адриана в Сепанге. Но в чемпионате ситуация и вовсе невероятная – Force India идёт на 6-ом месте в кубке Конструкторов, а Сутиль на 10-ом месте в личном зачёте, и уступает всего лишь 3 очка Михаэлю Шумахеру на Mercedes. Впереди скоростные трассы в Бельгии и Италии. Кто знает, может быть VJM03 сохранила те лучшие качества, что позволили её предшественнице сотворить сенсацию в прошлом году? Посмотрим.
Но как бы то ни было, а всего за два года команда проделала невероятный путь. Что будет дальше? Виджей Малья доказал, то он пришёл всерьёз и надолго, вытащив команду с самого дна. Главный вопрос – будет ли дальнейший прогресс? Конечно, чем выше в гору, тем сложнее идти. Но кто бы поверил в 2008 году, что Force India сможет на одном и этапов побороться за победу? Ведь смогла! А если смогла, значит потенциал есть. Кто-то скажет: частная команда. Но пример Red Bull, который в своё приобрёл безнадёжный Jaguar, и теперь борется за титул, говорит о том, что и частная команда может быть лидером. И может быть Индийская Сила сумеет вознести бывший Jordan на вершину?
Иван Беликов, Sport.ru
Комментарии