Через тернии к звёздам
Судьбы гонщиков Формулы-1 складываются по разному. Кто-то закрепляется на вершине гоночного олимпа, оставаясь там на долгое время, кто-то блеснув, вынужден спускаться с “небес на землю”. Для других же вершина мирового автоспорта и вовсе долгое время остаётся непокоренной. Но лучше поздно, чем никогда. И это фраза как нельзя лучше подходит к гонщику, о котором пойдёт речь.
Вернёмся на полтора года назад. Чемпионат Мира 2008 года завершён, один британец – молодой Льюис Хэмилтон празднует победу, выиграв титул в свой второй сезон в Формуле-1. Другой – более опытный Дженсон Баттон паркует свой горящий болид Honda в закрытом парке. Соответствующее завершения ужасного сезона, в котором Дженсон занял 18-ое место с 3 очками, лишь впереди двоих пилотов Force India – Физикеллы и Сутиля, которые не сумели набрать ни одного очка, и двоих пилотов SuperAguri – дочерней команды Honda, выбывшей из чемпионата в самом начале сезона. Вообще за два сезона англичанин сумел набрать всего 9 очков.
"Дебютировав ни много ни мало в составе легендарной команды Williams, который после двух провальных сезонов, набирал обороты, 20-летний мальчишка стал главной надеждой Туманного Альбиона"
А теперь перемотаем плёнку обратно – действующий чемпион мира Дженсон Баттон – пилот McLaren Mercedes, после восьми гонок сезона, две из которых он выиграл, занимает в чемпионате второе место, в трёх очках от своего партнёра по команде – того самого Льюиса Хэмилтона. Если в Формуле-1 и происходят чудеса, то это как раз тот редкий случай.
Таких результатов от Дженсона ждали, чуть ли не самого его дебюта в Формуле-1 в 2000 году. Дебютировав ни много ни мало в составе легендарной команды Williams, который после двух провальных сезонов, набирал обороты, 20-летний мальчишка стал главной надеждой “Туманного Альбиона” в Королевских гонках. Дебютный сезон получился во многом для Баттона ознакомительным, англичанин проиграл своему партнёру по команде – Ральфу Шумахеру, набрав 12 очков - вдвое меньше чем немец, да и ошибок по ходу сезона было предостаточно.
Тем не менее, в Англии Дженсона чуть ли не носили на руках. Естественно, что вся эта шумиха не могла не отразиться на совсем юном гонщике. Одно из слабых мест Дженсона по ходу всей его формульной карьеры – это неспособность справляться с давлением. Поэтому два следующих сезона в Benetton/Renault получились абсолютно проваленными. К тому же появилась звёздная болезнь, когда Баттон был больше занят околоформульной жизнью, плюс медленные и ненадежные машины, которые он пилотировал. Всё это в дальнейшем вызвало в паддоке некоторые сомнения в овациях, данных ему в начале карьеры, которая развивалась явно не по тому сценарию.
Но к счастью Дженсона нашёлся человек, который изменил этот сценарий. Дэвид Ричардс – глава Prodrive, пришедший на пост руководителя не слишком успешной команды BAR, пригласил в 2003-ем году Баттона в команду. Рискуя, построил её вокруг него, даже выставив за дверь второго гонщика – Жака Вильнёва – основателя этой самой команды. И проект заработал – в 2004-ом команда преобразилась, ну а Дженсон Баттон расцвёл, завоевав 10 подиумов из 18-ти гонок. Лучшим его достижением стали четыре вторых мест, до побед же дело не дошло. Тем не менее по итогам сезона Дженсон занял 3-е место позади непобедимых в том году гонщиков Ferrari.
"Шансы Дженсона оказаться в новой команде были невелики. Слишком уж дискредитировал он себя последними сезонами, к тому же врядли тим-менеджеры забыли про два ‘Баттонгейта”
Омрачил лишь блестящий год скандал с его неожиданным контрактом с Williams, получивший название “Баттонгейт”. Дженсон рвался в Williams, хотя по контракту должен был оставаться в 2005-ом году в BAR. Дело даже дошло до Совета по контролю за исполнением контрактных обязательств, где было решено, что Баттон остаётся в BAR. Но при условии, что если в 2005-ом он набирает меньшее количество очков от указанного процента, то в 2006-ом он переходит в Williams.
Что через год разразилось очередным скандалом: теперь Дженсон обязан был перейти в Williams, но сам желал остаться в BAR. BAR, который провалил сезон 2005 года. Машина получилась не столь быстрой как прошлогодняя, плюс скандал с недовесом топлива в Имоле, и дисквалификация на два этапа. Тем не менее, Баттон остался в команде, конфликт с Williams был урегирулирован.
В конце же года Honda выкупила акции BAR, и впервые 1968 года на старт чемпионат Мира 2006 вышла заводская команда Honda. Сезон получился неплохим, и Дженсон даже смог одержать свою первую победу в карьере в дождевом Гран-при Венгрии. Но успехов в следующих годах не последовало. Как говорилось выше, за два сезона Баттон набрал всего 9 очков! Медленная машина, к тому же сам Дженсон растерял мотивацию, постоянно уступая своему партнёру по команде. И в концу 2008-го казалось, что так и не взошедшая до конца звезда Дженсона Баттона медленно, но верно начала скатываться вниз. К тому на арене Формулы-1 появился другой представитель Туманного Альбиона – Льюис Хэмилтон, который с ходу начал выигрывать “всё и вся”, и на которого переключилась вся Великобритания.
Но самым тяжелым моментом для Дженсона стала зима 2008/2009. В декабре Honda заявила о своём уходе из “Королевских гонок”. Команда и её пилоты оказались на грани. За месяц до старта чемпионата 2010 года ситуация оставалась неясной: выживет ли команда? Пошли слухи о возможном завершении карьеры Дженсона Баттона. Вакансии во всех остальных командах были заняты. Да и даже при их наличии, шансы Дженсона оказаться в новой команде были невелики. Слишком уж дискредитировал он себя последними сезонами, к тому же врядли тим-менеджеры забыли про два ‘Баттонгейта”.
"Сейчас же это абсолютно другой, уверенный, знающий себе цену "
Понимал это и сам Дженсон, у которого за зиму было много времени обдумать всю свою не слишком удачную карьеру в Формуле-1. Было много времени и подумать о дальнейшем, но даже, наверное, даже в самых своих смелых своих мечтах Баттон не представлял себе такого будущего.
Команда была спасена Россом Брауном, перешедшим в Honda в 2008-ом. Меньше чем за месяц до старта сезона машина BrawnGP BGP001 вышла на тестовые трассы, и сразу оказалась быстра. А на первом этапе позволила команде одержать победный дубль! Дженсон сначала выиграл поул, а на следующий день и гонку. Вообще же за 7 первых гонок сезона Дженсон одержал 6 побед, что позволило ему создать солидный задел в личном зачёте, которого хватило в конце сезона для завоевания титула чемпиона Мира. Титул, который изменил Дженсона Баттона, и это отношение мира Формулы-1 к нему.
Вне всяких сомнения это звание помогло ему стать пилотом McLaren Mercedes. Сейчас для него началась вторая карьера. Теперь уже не тот Дженсон, который сдаётся под прессингом. Даже по ходу прошлого сезона, особенно второй половины, было видно, как тяжело ему даётся бремя лидера чемпионата. Сейчас же это абсолютно другой, уверенный, знающий себе цену гонщик. В дождевых гонках этого сезона, где важен был точный расчёт и смекалка, Дженсону не было равных. Да, пока на сухой трассе он уступает Льюису Хэмилтону, но это лишь вопрос адаптации в McLaren. Но уже сейчас он один из главных претендентов на чемпионство в этом сезоне, и дальше по ходу сезона ещё не раз напомнит о себе.
Дженсон Баттон - лучшие моменты в карьере.
Иван Беликов, Sport.ru
Комментарии