В то время как FIA постановила, что с 2013 года все болиды Формулы 1 будут использовать четырёхцилиндровые моторы, что явно немного приблизит королевские гонки к канонам автоспорта, промоутер Берни Экклстоун решил оправдать второе название королевских гонок – Большой цирк – предложив в некоторых гонках использовать систему искусственного дождя…

Берни и FIA для Формулы 1, словно две чаши весов, первая пытается оставить Формулу в рамках автоспорта, а вторая хочет превратить в красивое шоу, которое будет хорошо продаваться. И вроде бы можно было совместить эти две вещи в одном, вот только здесь совсем нет места компромиссу, что доказывает прошлое Формулы.

В настоящее время в королевских гонках очень чётко вырисовывается круг Топ-команд и всех остальных. Это все видят и понимают, но почему-то считают это нормальным. Старина Берни: "Не справедливо, что командам с бюджетом в 60 миллионов фунтов приходится конкурировать с теми, чей бюджет 300 миллионов. Но таково положение вещей, и это присуще и другим видам спорта. Те, кто участвует в "Формуле-1" всегда тратят на эти гонки все, что у них есть. Только технические лимиты сдерживают их от чрезмерных растрат".  Фернандо Алонсо: "Этот спорт не является соревнованием в чистом виде. Машины здесь не одинаковы, правила также не одинаковы для всех. Но мы принимаем это. Потому что, возможно, в этом заключается шарм "Формулы-1".

Забавно слышать такое от многократного чемпиона мира и лица Формулы 1. Почему-то слабо верится, что они не лукавят, потому что причины того, что сейчас происходит в королевских гонках, если вдуматься, лежат на поверхности. А что такого происходит?

В самом разгаре борьба за зрелищность, зрелищность, которая позволит не засыпать у телеэкранов и заставит болельщиков покупать билеты и платить баснословные деньги за кабельное. Это борьба проявляется в этом сезоне наиболее ярко, при том что прошлый назвать незрелищным сложно.

Начнём с самого безобидного – KERS или система рекуперации энергии при торможении, которая в болидах накапливается для совершения резких ускорений. Это техническое новшество, которое уже давно перекочевало в автомобили общего пользования. И такое нововведение, хоть на него и делается серьёзная ставка в плане зрелищности – это всё ещё автоспорт, а не большой цирк. А вот остальное…

Регулируемое антикрыло. Чтобы не быть голословным, приведу слова непосредственных героев действа, в частности Берни Экклстоуна: "Феттель, вероятно, прав, когда критиковал нововведения, такие как регулируемое заднее антикрыло. Такую систему очень сложно контролировать для стюардов, потому что её можно использовать в очень короткие промежутки времени. На гонках неизбежно возникнут протесты. На мой взгляд, эта система выглядит довольно опасно. Что если антикрыло однажды не сработает перед поворотом и пилот окажется без прижимной силы? Это легко может привести к инцидентам. Нужно очень тщательно все рассмотреть".

"Появление всего лишь одного игрока в когорте ТОП – Red Bull – взорвало прошлый сезон, сделало его сверхзрелищным и захватывающим. Способна ли на это Хиспания? А Хонда?.."

Вы представляете себе вход в Retifilo после главной прямой Монцы на скорости около 300км\ч без прижимной силы? Вот это буде зрелищность! Прошлогодний кульбит Уэббера в Валенсии покажется детским лепетом! Это будет на самом деле очень зрелищно – без всяких издёвок – но туn возникает вопрос цены жизней гонщиков – эти затраты Берни предусмотрел в контракте на проведение Гран При Сочи?

Ну и наконец искусственный дождь. Дождевая гонка – это всегда весело без всяких искусственных поливов трассы. Но когда мы говорим о дождевой гонке, мы всегда добавляем и "не обошлось без аварий". Или страховка всё покроет? Вернёт сыновей родителям и мужей семьям. Вряд ли, потому что при всей безопасности нынешних болидов и мастерстве гонщиков, лобовой удар даже на скорости 200 км\ч непременно закончится трагедией.

И всё это в угоду одной вещи – зрелищности. И когда Алонсо с Эккстоуном рассуждают о возможностях команд, они почему-то ничего не говорят о корне проблемы. Почему одной из команд королевских гонок (!) является Хиспания? Как она там оказалась и из-за чего? Ответ ясен – потому что её место не хотят занять Хонда или Тойота. А ушли японцы из цирка потому что он самом деле порой является цирком.

Именно из-за ухода из Формулы команд, которые как раз могли бы в неё что-то привнести, мы имеем то, что имеем и по исконно русской традиции боремся с  проблемами, которые сами себе создаём. Неоткуда взяться обгонам и зрелищности, если не прогресса и конкуренции. Появление всего лишь одного игрока в когорте ТОП – Red Bull – взорвало прошлый сезон, сделало его сверхзрелищным и захватывающим. Способна ли на это Хиспания? А Хонда?..

Автоспорт тогда будет зрелищным, кода будет спортом, а не цирком – будь то Формула, WRC или NASCAR. Потому как "Война и мир" никогда не станет комедией, какую бы весёлую обложку к ней не прилепить…

Алексей Данилов, @Sport.ru  

Sport.ru