12 самых громких скандалов в Формуле-1
Сезон 2014 Формулы-1 начался со скандала, связанного с Даниэлем Риккиардо и перерасходом топлива. @Sport.ru вспоминает самые громкие скандалы в “Королевских гонках”…
Скандал с шинными тестами (2013)
Это было в прошлом сезоне. Команда Mercedes провела “незаконные” тесты на автодроме в Барселоне, использовав на них новый болид, Разумеется, это не могло не вызвать общественного резонанса – основные соперники команды из Брэкли моментально подали протест на действия коллектива Росса Брауна (речь, разумеется, о Red Bull и Ferrari). На слушании FIA было принято решение признать Mercedes виновными и… лишить их возможности участия в молодёжных тестах в Сильверстоуне. Предупреждение от FIA официально получила и компания Pirelli, организовавшая эти испытания…
Скандал с применением командной тактики (2010)
Да, это та самая история под кодовым названием “Фернандо быстрее тебя”. Напомним, что именно такой фразой заставили подвинуться Фелипе Массу на Гран-При Германии 2010-го года. Бразилец подвинулся и пропустил вперёд Алонсо, однако по правилам командная тактика тогда была запрещена. Стюарды изучили обстоятельства дела и выписали Ferrari штраф в размере 100 тысяч долларов за причинение ущерба репутации спорта. А вот репутацию Фелипе уже не спасли бы никакие деньги…
“Крашгейт” (2009)
28-го сентября 2008-го года случилась история, получившая в дальнейшем прозвище “крашгейт” – Нельсон Пике-младший умышленно разбил болид на Гран-При Сингапура, вызвав появление на трассе машины безопасности. Его напарник за счёт этого воспользовался преимуществом своего раннего пит-стопа и, в конечном итоге, сумел одержать пятнадцатую победу в карьере. Казалось бы никто бы и не вспомнил об этой истории, если бы не обстоятельства следующего года – Пике после увольнения из команды за несоответствие спортивных результатов “сдал контору”, инициировав расследование против команды Renault в целом и против Флавио Бриаторе и Пэта Симмондса лично. Команда по итогам расследования была признана виновной, и получила двухлетнюю дисквалификацию условно, а Бриаторе и Симмондс были с позором изгнаны из Формулы-1. Симмондс сейчас уже вернулся в “Королевские гонки”, а вот Бриаторе по-прежнему в паддоке присутствует только незримо…
Скандал с обманом судей (2009)
Люис Хэмилтон занял место в тройке призёров Гран-При Австралии 2009-го года уже после дисквалификации Ярно Трулли, финишировавшего на третьем месте –итальянец был дисквалифицирован за обгон Хэмилтона под машиной безопасности. Однако позже был дисквалифицирован и сам Льюис – по мнению стюардов британец совместно со своим гоночным инженером Дэйвом Райаном сделали заведомо ложные заявления на слушаниях после Гран-При. В итоге это стоило работы Дэйву Райану, а Хэмилтон отделался потерей шести очков в чемпионате и немного попорченной репутацией. По словам Льюиса, который позднее извинился перед всеми участниками этой истории, он даже подумывал об уходе из Формулы-1 – настолько ему было стыдно…
Скандал имени Макса Мосли (2008)
Британский таблоид News of the World опубликовал фотографии и видеозаписи президента FIA Макса Мосли в непотребном виде – во время участия в садомазо оргии. Возмущению со стороны общественности и некоторых автопроизводителей не было предела, однако сам Мосли выиграл судебный процесс против газеты по статье “нарушение прав человека”. Мосли ещё какое-то время оставался на своём посту, а затем уступил его Жану Тодту, остающемуся в кресле президента Федерации и по сей день…
Шпионский скандал (2007)
Всё началось с белого порошка, электронной переписки и кипы откопированных документов. Закончилось же всё жутким скандалом между Роном Деннисом и Фернандо Алонсо, рекордным штрафом McLaren в 100 миллионов долларов и дисквалификацией команды из Кубка Конструкторов. Так что же произошло? В июле 2007-го года из команды Ferrari был уволен инженер Найджел Степни, и передал часть конфиденциальной информации Майку Кофлену, тогда работавшему в McLaren. Вскоре все обстоятельства дела вскрылись, а о дальнейшем развитии событий мы уже рассказали…
Шпионский скандал-2 (2007)
Всемирный совет по автоспорту вызвал для разбирательств команду Renault за нарушение статьи 151с Международного Спортивного Кодекса, однако не вынес никакого наказания, поскольку так и не удалось найти доказательств, что Renault получила преимущество от этой истории. Что за история? Всё очень просто – по информации McLaren их бывшие сотрудники передали инженерам Renault конфиденциальную информацию о новом болиде, однако французской команде удалось убедить всемирный совет, что информация не была использована при постройке R27, так что McLaren остался единственным наказанным коллективом в том сезоне…
Скандал с Дженсоном Баттоном в двух действиях (2004 и 2005)
Летом 2004-го года, несмотря на действующий контракт с командой BAR Дженсон Баттон подписал контракт с Williams. Аргументом Баттона и его менеджера Джона Байильда стал пункт, согласно которому британец мог покинуть команду в случае ухода Honda как моториста. Однако разобравшийся в ситуации Совет признал действия Баттона неверными и принудил Дженсона выполнить условия контракта от и до. В итоге Баттон был вынужден расстаться со своим менеджером… Однако L;tycjyf эта история ничему не научила, и уже в следующем году британец попробовал повторить этот финт, при этом даже подписав предварительный контракт с Williams. В команду сэра Френка Баттон так и не перешёл, однако за невыполненные условия предварительного соглашения с командой из Гроу Баттону, по слухам, пришлось из своего кармана выложить 18 миллионов фунтов стерлингов. Вряд ли в итоге Баттон пожалел, что остался с Honda – в 2006-м году он одержал первую в карьере победу, а в 2009-м выиграл титул за рулём преемников японской команды – Brawn GP…
Шинный скандал в Индианаполисе (2005)
Michelin привезла на очередной этап чемпионата в Индианаполис повреждённые шины, что было слишком опасно для всех клиентов французских поставщиков резины. В итоге все команды, выступавшие на Michelin бойкотировали эту гонку, а на старт вышли лишь шесть болидов – эта ситуация стала последним случаем бойкота в истории Формулы-1 на данный момент.
Скандал в Имоле (2005)
Оба болида команды BAR после изучения в закрытом парке стюардами были признаны соответствующими техническому регламенту. Однако уже на следующий день FIA подала апелляцию на решение собственных стюардов, которая была удовлетворена. Топливный бак BAR007 был признан нелегитимным, и команда была дисквалифицирована на две гонки…
Шинный скандал (2003)
По ходу Гран-При Венгрии в шинах Michelin было найдено несоответствие техническому регламенту. И, пусть нарушение не было доказано, уже на следующую гонку в Монцу французы привезли новую версию покрышек, которые оказались хуже предыдущих. Итогом стали восемь абсолютно нерезультативных гонок для клиентов французских поставщиков шин…
Скандал в Хересе (1997)
Михаэль Шумахер лидировал в гонке в Хересе, когда его основной соперник в борьбе за титул, Жак Вильнёв, полез в обгон. Шумахер, недолго думая, повернул в сторону Вильнёва, выбив с трассы канадца. После гонки стюарды признали Шумахера виновным в умышленном столкновении и наказали немца очень сурово – лишив всех очков в сезоне в личном зачёте. В итоге Михаэль упустил не только титул, но и звание вице-чемпиона мира. Однако все очки, набранные в том году и все результаты пошли в его личную статистику, а очки в Кубке Конструкторов остались неизменными. Но осадок-то у болельщиков тогда ещё двукратного чемпиона мира остался.
Александр Кожевников, @Sport.ru
Комментарии