Sport.ru/Футбол. Представьте, что вы растете и развиваете один из крупнейших брендов в мире. А теперь представьте, что у бренда есть возможность взаимодействовать с почти 400 миллионами человек в любой день. Эти 400 миллионов человек искренне интересуются продуктом бренда, и с ними можно связаться простым нажатием кнопки. Тем не менее, несмотря на глобальные масштабы этого охвата, бренд не может по-настоящему использовать денежную стоимость того, что он создал. Разочаровывает? Это реальность футбольных клубов, особенно «суперклубов», таких как «Реал», «Барселона» или «Манчестер Юнайтед».

Как могут эти глобальные многомиллионные компании, способные нанимать лучших и умнейших, не использовать на максимум потенциал своего бренда? Потому что в последние десятилетия футбольные клубы отстали на шаг, не сумев по-настоящему выйти на рынки США и Азии, и они постоянно платят посредникам за данные и прибыль, которые должны принадлежать им. Саймон Купер, автор книги «Барселонский комплекс», хорошо подытожил:

«Около 45% населения мира проживает в четырёх странах: Китае, Индии, Индонезии и США. У «Барселоны» и «Реала» было более чем в пять раз больше поклонников, чем у американской спортивной команды номер один, «Лос-Анджелес Лейкерс», и больше (по состоянию на 2016 год), чем у всех команд НФЛ вместе взятых. Такие компании, как McDonald's и Amazon, всегда пытались превратить своих клиентов в фанатов. У «Барсы» была противоположная проблема: ей нужно было превратить болельщиков в клиентов. Болельщик в Индии может ходить в пиратской футболке Месси и смотреть все игры команды в местном баре, не заплатив клубу ни рупии. Если он был одним из более чем 100 миллионов подписчиков «Барселоны» на Facebook, то его личные данные были у Facebook, а не у «Барселоны». «Барса» может даже не знать имени этого парня.

Если бы «Барса» смогла превратить своих болельщиков в клиентов, то в будущем она меньше зависела бы от спонсоров, телевизионных прав и продажи билетов. Вот куда движется вся футбольная индустрия, как сказал мне один руководитель: «Вместо того, чтобы продавать спонсорам и телекомпаниям, которые продавали болельщикам, исключите посредников и продавайте болельщикам напрямую». Суперклубы должны начать мыслить как цифровые стартапы».

У этих клубов миллионы, если не миллиарды долларов дохода, но застойный бизнес умирает. Число зрителей Ла Лиги снизилось на 30% по сравнению с сезоном 2018–2019, и только 7,5% зрителей приходится на возрастную группу от 13 до 24 лет. Излишне говорить, что это тревожные цифры, особенно для такого человека, как Флорентино Перес, который знает истинную силу и ценность клубного бренда. Президент предположил это в своём печально известном интервью о причинах создания Суперлиги.

Формула-1, высший класс международных автомобильных гонок, пережила аналогичный спад ещё в 2008 году. Тем не менее, с тех пор этот вид спорта изменился и стал идеальным примером для Флорентино и создателей Суперлиги.

В 2008 году Формулой-1 руководил Берни Экклстоун. Этот вид спорта был одним из самых популярных в мире и был на пике своей популярности. Но 2008 год стал пиком для Ф1 при Экклстоуне. Британский бизнес-магнат не смог распознать основные проблемы, которые привели к снижению числа зрителей, спонсорства и общей прибыли. К 2016 году, последнему году правления Экклстоуна, Ф1 потеряла более 200 миллионов поклонников и стала на 40% менее популярным, чем в 2008 году.

Среди множества факторов, приведших к упадку Формулы-1, одним из главных катализаторов стало полное игнорирование Берни Экклстоуном потенциального следующего поколения поклонников Формулы-1. В интервью журналу Campaign Asia-Pacific Экклстоун сказал следующее:

«Маленькие дети увидят марку производителя часов Rolex, но собираются ли они пойти и купить их? Они не могут себе этого позволить. Или другой наш спонсор UBS — этим ребятам наплевать на банковское дело. В любом случае, у них нет достаточно денег, чтобы положить их в банк. Вот что я думаю. У большинства этих детей нет денег. Я лучше доберусь до 70-летнего парня, у которого куча денег.Поэтому нет смысла пытаться охватить этих детей, потому что они не будут покупать какие-либо продукты здесь, и если маркетологи нацелены на эту аудиторию, им, возможно, им следует рекламировать с помощью Disney», — сказал он.

В 2016 году Liberty Media приобрела Формулу-1 и изменила стратегию, чтобы расширить географическое пространство и лучше монетизировать существующую фанатскую базу. Это стратегия Liberty Media, которую в ближайшие годы будут изучать лучшие специалисты в области спортивного менеджмента. Они смягчили правила социальных сетей и позволили гоночным командам использовать больше «закулисных» кадров, они включили фан-фестивали на гонках с концертами и другими семейными мероприятиями. Они улучшили ракурсы телевещания. И, конечно же, самой большой движущей силой нового успеха Формулы 1 стало партнерство с Netflix и документальный сериал, который имел оглушительный успех и стал настоящим катализатором роста спорта, особенно в США.

Прогнозируют, что к 2022 году число болельщиков Формулы-1 превысит 1 миллиард, и с момента покупки Liberty Media в 2016 году она добилась следующих результатов:

Средний возраст болельщика Ф1: 32 года.
77% новых поклонников в возрасте до 35 лет
Самый быстрый рост активности в социальных сетях по всем видам спорта в мире
Захват рынка США, позволив ESPN бесплатно транслировать гонки.
Добавлена ​​новая трасса в Майами и повышена посещаемость гоночных дней в США более чем на 50%. Планируется добавить 3-ю трассу в США в Лас-Вегасе.
Цена акций Ф1 выросла на 250%

Нет причин, по которым успех Формулы-1 нельзя повторить в футболе. У каждого клуба в мире есть широкие возможности для выхода на недостаточно монетизированные рынки США и Азии. Возможно, большую озабоченность вызывает отсутствие роста среди более молодых фанатов. Согласно исследованию, молодые любители спорта по-разному воспринимают игру: они смотрят лучшие моменты, а не полные игры, предпочитают общаться в социальных сетях и хотят смотреть на больших звезд. Поколение поглощает онлайн-контент, а не смотрит полную игру. Стоимость телевизионных сделок упадет, если эта тенденция не изменится.

Создавая Суперлигу, которая в конечном итоге оказалась ущербным продуктом, Флорентино Перес имел правильные намерения. В футболе действительно нужны перемены, и клубы хотят больше контролировать своё финансовое будущее, а не зависеть от УЕФА и других посредников. Клубы стремятся контент, который будет интересен новому поколению болельщиков. 
Sport.ru