Футбол и Королевские гонки: как Формула-1 подпитывала одержимость Переса Суперлигой
Как могут эти глобальные многомиллионные компании, способные нанимать лучших и умнейших, не использовать на максимум потенциал своего бренда? Потому что в последние десятилетия футбольные клубы отстали на шаг, не сумев по-настоящему выйти на рынки США и Азии, и они постоянно платят посредникам за данные и прибыль, которые должны принадлежать им. Саймон Купер, автор книги «Барселонский комплекс», хорошо подытожил:
«Около 45% населения мира проживает в четырёх странах: Китае, Индии, Индонезии и США. У «Барселоны» и «Реала» было более чем в пять раз больше поклонников, чем у американской спортивной команды номер один, «Лос-Анджелес Лейкерс», и больше (по состоянию на 2016 год), чем у всех команд НФЛ вместе взятых. Такие компании, как McDonald's и Amazon, всегда пытались превратить своих клиентов в фанатов. У «Барсы» была противоположная проблема: ей нужно было превратить болельщиков в клиентов. Болельщик в Индии может ходить в пиратской футболке Месси и смотреть все игры команды в местном баре, не заплатив клубу ни рупии. Если он был одним из более чем 100 миллионов подписчиков «Барселоны» на Facebook, то его личные данные были у Facebook, а не у «Барселоны». «Барса» может даже не знать имени этого парня.
Если бы «Барса» смогла превратить своих болельщиков в клиентов, то в будущем она меньше зависела бы от спонсоров, телевизионных прав и продажи билетов. Вот куда движется вся футбольная индустрия, как сказал мне один руководитель: «Вместо того, чтобы продавать спонсорам и телекомпаниям, которые продавали болельщикам, исключите посредников и продавайте болельщикам напрямую». Суперклубы должны начать мыслить как цифровые стартапы».
У этих клубов миллионы, если не миллиарды долларов дохода, но застойный бизнес умирает. Число зрителей Ла Лиги снизилось на 30% по сравнению с сезоном 2018–2019, и только 7,5% зрителей приходится на возрастную группу от 13 до 24 лет. Излишне говорить, что это тревожные цифры, особенно для такого человека, как Флорентино Перес, который знает истинную силу и ценность клубного бренда. Президент предположил это в своём печально известном интервью о причинах создания Суперлиги.
Формула-1, высший класс международных автомобильных гонок, пережила аналогичный спад ещё в 2008 году. Тем не менее, с тех пор этот вид спорта изменился и стал идеальным примером для Флорентино и создателей Суперлиги.
В 2008 году Формулой-1 руководил Берни Экклстоун. Этот вид спорта был одним из самых популярных в мире и был на пике своей популярности. Но 2008 год стал пиком для Ф1 при Экклстоуне. Британский бизнес-магнат не смог распознать основные проблемы, которые привели к снижению числа зрителей, спонсорства и общей прибыли. К 2016 году, последнему году правления Экклстоуна, Ф1 потеряла более 200 миллионов поклонников и стала на 40% менее популярным, чем в 2008 году.
Среди множества факторов, приведших к упадку Формулы-1, одним из главных катализаторов стало полное игнорирование Берни Экклстоуном потенциального следующего поколения поклонников Формулы-1. В интервью журналу Campaign Asia-Pacific Экклстоун сказал следующее:
«Маленькие дети увидят марку производителя часов Rolex, но собираются ли они пойти и купить их? Они не могут себе этого позволить. Или другой наш спонсор UBS — этим ребятам наплевать на банковское дело. В любом случае, у них нет достаточно денег, чтобы положить их в банк. Вот что я думаю. У большинства этих детей нет денег. Я лучше доберусь до 70-летнего парня, у которого куча денег.Поэтому нет смысла пытаться охватить этих детей, потому что они не будут покупать какие-либо продукты здесь, и если маркетологи нацелены на эту аудиторию, им, возможно, им следует рекламировать с помощью Disney», — сказал он.
В 2016 году Liberty Media приобрела Формулу-1 и изменила стратегию, чтобы расширить географическое пространство и лучше монетизировать существующую фанатскую базу. Это стратегия Liberty Media, которую в ближайшие годы будут изучать лучшие специалисты в области спортивного менеджмента. Они смягчили правила социальных сетей и позволили гоночным командам использовать больше «закулисных» кадров, они включили фан-фестивали на гонках с концертами и другими семейными мероприятиями. Они улучшили ракурсы телевещания. И, конечно же, самой большой движущей силой нового успеха Формулы 1 стало партнерство с Netflix и документальный сериал, который имел оглушительный успех и стал настоящим катализатором роста спорта, особенно в США.
Прогнозируют, что к 2022 году число болельщиков Формулы-1 превысит 1 миллиард, и с момента покупки Liberty Media в 2016 году она добилась следующих результатов:
Средний возраст болельщика Ф1: 32 года.
77% новых поклонников в возрасте до 35 лет
Самый быстрый рост активности в социальных сетях по всем видам спорта в мире
Захват рынка США, позволив ESPN бесплатно транслировать гонки.
Добавлена новая трасса в Майами и повышена посещаемость гоночных дней в США более чем на 50%. Планируется добавить 3-ю трассу в США в Лас-Вегасе.
Цена акций Ф1 выросла на 250%
Нет причин, по которым успех Формулы-1 нельзя повторить в футболе. У каждого клуба в мире есть широкие возможности для выхода на недостаточно монетизированные рынки США и Азии. Возможно, большую озабоченность вызывает отсутствие роста среди более молодых фанатов. Согласно исследованию, молодые любители спорта по-разному воспринимают игру: они смотрят лучшие моменты, а не полные игры, предпочитают общаться в социальных сетях и хотят смотреть на больших звезд. Поколение поглощает онлайн-контент, а не смотрит полную игру. Стоимость телевизионных сделок упадет, если эта тенденция не изменится.
Создавая Суперлигу, которая в конечном итоге оказалась ущербным продуктом, Флорентино Перес имел правильные намерения. В футболе действительно нужны перемены, и клубы хотят больше контролировать своё финансовое будущее, а не зависеть от УЕФА и других посредников. Клубы стремятся контент, который будет интересен новому поколению болельщиков.
Комментарии