Корреспондент "Спорт-Экспресса" Евгений Дзичковский недоволен уровнем безопасности в ЮАР, Александр Просветов побывал в школе колдовства, а обозреватель "Советского спорта" Юрий Цибанёв восхитился сборной Германии.

 

Меньше всего сейчас хочется нагнетать и драматизировать. Ругать и ныть легко, но вряд ли перспективно. Однако "сводки боёв" совершенно не дают расслабиться. И ладно бы сводки газетные. Все, что происходит где-то "там", не принято воспринимать на свой счёт. Нас-то с вами пронесет, выплывем, прорвемся - известное дело! Но сама атмосфера, господа, - ее как игнорировать?

 

Тех обокрали. На этих напали. За теми погнались. Для вас далекая, а для меня близкая жуть. Проблем можно избежать, следуя чётким указаниям местных: не выходить из гостиницы в тёмное время суток, не демонстрировать окружающим кошельки, электронику и дорогие вещи, не щёлкать, извиняюсь, передней частью головы. Простые жизненные истины, написанные, как говорят про опять-таки армейский устав, кровью. Вот только какое они имеют отношение к празднику?

 

В стремлении укоренить футбол на Черном континенте президент ФИФА Йозеф Блаттер зашёл, с моей точки зрения, слишком далеко. Речь не о порядке на стадионах или качестве игры африканского разлива. Страх - вот что противоестественно природе чемпионатов мира. Страх ничем пока что не опровергаемый, а, напротив, получающий каждодневную подпитку.

 

"Тех обокрали. На этих напали. За теми погнались. Для вас далекая, а для меня близкая жуть"

 

Вчера провел предметную беседу с хозяйкой своей гостиницы, очень благообразной пожилой женщиной по имени Марена. Белой - в сложившихся условиях, к сожалению, это приходится уточнять. В Дурбане она родилась и выросла, знает все подводные камни досконально и, разумеется, не имеет желания на них натыкаться. Те, однако, сами возникают в жизни, разрешения ни у кого не спрашивая.

 

- Месяц назад меня обокрали, - рассказала Марена. - Вскрыли квартиру, хотя живу в благополучном районе. Вынесли золото, деньги, кое-какие вещи. Воров нашли - нигерийцы. Украденное никто не вернул. Задействованы были три группировки, концов теперь уж не отыщешь.

 

- Что в ЮАР делают нигерийцы?

 

- Не только они - выходцы из Кении, Мозабика, Намибии... Пол-Африки сюда едет. В ЮАР есть деньги, все это знают. Для эмигрантов нужно разрешение властей на работу, но ведь работать большинство приезжих не собирается. Живут нелегалами, ютятся где придётся, кормятся грабежами. В Дурбане около 30 процентов населения - безработные. Им надо что-то есть, это очевидно.

 

- Дурбан по сравнению с Йоханнесбургом не так опасен, верно?

 

- Конечно. Там еще более непростая обстановка.

 

- Какие районы в Дурбане считаются самыми неблагополучными?

 

- Прежде всего порт, набережная Виктории. Днём еще куда ни шло, но вечером туда лучше не ходить.

 

- А что за район Ква Машу, о котором доводилось слышать нелестные вещи?

 

- Бедное поселение километрах в двенадцати от стадиона. Цветные, черные, индусы. Не туристическое место. Съездить туда в принципе можно, но днем, с закрытыми стеклами и без остановок на светофорах. Только делать там нечего: тяжелая жизнь бедных людей.

 

Я могу понять, какую цель преследовал Блаттер, лоббируя первенство планеты в ЮАР. Рабочие места, инфраструктура, экзотика... Не ясно только, что всем остальным теперь делать с этой благотворительной и сердобольной идеей ФИФА. Ведь самый популярный турнир на Земле - не только подарок какой-то стране, а ещё и способ познакомить остальной мир с историей, кухней и жизнью этой страны.

 

Условия для такого знакомства в Южной Африке не кажутся подходящими. "Смотрите футбол и думайте о собственной безопасности" - таковы в настоящий момент главные установки для каждого, кто присутствует в ЮАР, но не является ее резидентом – корреспондент "Спорт-Экспресса" Евгений Дзичковский рассказывает, что творится в ЮАР.

 

***

 

Неужели Германии снова, как в 2006-м, за всех отдуваться? Ну, от силы с одним или двумя помощниками… Ведь прошлый чемпионат мира спасла как зрелище именно команда темпераментного душки Клинсманна. Стартовый пример команды аккуратиста Лева воодушевляет с новой силой. На контрасте с впечатлением от общего-целого, которое угнетает.

 

Характерные для первых дней моменты уместнее всего объединить в серии комиксов: "Джабулани" издевается", "Джабулани" выпендривается" и "Джабулани" – король футбола". Норовистый этот мячишко, как в русской народной версии колобок, живет на южноафриканских полях своей жизнью. Например, со штрафных – вы заметили? – летит у всех подряд будто на изначально заданной и строго определенной высоте, в регби знаменующей дроп-гол или же реализацию попытки. Видно, салютует таким макаром, пострел, известному южноафриканскому пристрастию к регби. В ворота "Джабулани" заглядывает по большей части тоже совершенно независимо (к англичанам так просто пешим ходом заявился), явно застигая врасплох зрителей, комментаторов, да и собственно укротителей.

 

Признаться, укротители "Джабулани"-колобка подобны пока в подавляющей своей части собрату-дрессировщику из стародавней комедии "Полосатый рейс", бросившему в массы классическое: "Я не трус, но я боюсь". Если они приближаются к чужим воротам, то малочисленно, потрепанными-обессиленными и на непослушных ногах, будто выходят из окружения. Исполнительский столбняк в решительные моменты нападал даже на таких искусных людей, как Игуаин или ван Перси. Что уж о наших почти родных Одемвингие с Красичем толковать…

 

А потом вышли немцы. И скомандовали колобку-гуляке: "К ноге!". И у команды Лева я даже мелких исполнительских несуразностей не заметил. "Джабулани" мигом превратился из бузотера в образец послушания. Потому, должно быть, что признал в Германии своих – норовистых и упорных. "С такими можно жить и работать", — не сказал, так подумал шалун "Джабулани".

 

"У команды Лёва я даже мелких исполнительских несуразностей не заметил"

 

Неужто та самая Германия, в последней четверти XX века не позволявшая себе на поле лишнего шага и спрутом обвивавшая все футбольное живое? Кто-то играл – а эти только и знали забот, что выиграть. Но теперь вот взяли и передали по цепочке от команды Клинсманна команде Лева жадное до дела настроение. Только немцы так умеют – любую нажитую ценность передать по цепочке. И у них притом самая молодая команда среди "больших". И оттого – тем более предприимчивая. И с прицельной победной перспективой на одно-два четырехлетия вперед.

 

Что немцу хорошо (а натурализованные мальчишки Озил, Хедира, Марин по выправке, по огранке профессиональной – ну стопроцентные немцы!) – то остальным никак пока… - обозреватель "Советского спорта" Юрий Цибанёв говорит, что дело совсем не в плохом мяче.

 

***

 

Мы с вами в школе обучения колдовскому искусству. Если хотите, в академии общения с потусторонними силами, духами предков, которые, как верят в Африке, направляют жизнь на земле. Чтобы они не гневались и не насылали несчастья, к ним надо проявлять почтение, а для этого соблюдать ритуалы и приносить животных в жертву. При этом выглядеть сангомы должны привлекательно (не для живых, а для усопших), потому в ходу у них яркие одеяния.

 

Хозяйку дома зовут Рут, но она неохотно сообщает свое имя: это-де не имеет сегодня значения, так как все называют ее просто сангомой.

 

Прежде чем поступить в колдовскую школу, человек должен почувствовать в себе данный свыше талант. К примеру, некоторым снится, что они способны на посредничество между духами и людьми. Обучение платное: шесть месяцев занятий, в ходе которых становится ясно, в самом ли деле "студент" готов к роли жреца, обойдутся в 5 тысяч рандов (примерно 650 долларов).

 

Священнодействие проходит в гараже. Чтобы отогнать злых духов, две ученицы поджигают сухую траву и заводят заунывные мантры, Рут бросает в огонь какие-то кости.

 

Подсобными предметами могут служить и семена, и ракушки. Колдовство - наука хитрая. Так, кость гиены помогает искать украденное добро. Усопший посмотрит, как "фишка" легла, и сделает сангоме подсказку.

 

Незадолго до старта ЧМ-2010 традиционные вожди и сангомы со всей округи Йоханнесбурга собрались на обновленном стадионе "Соккер Сити". Зарезали корову в знак уважения к духам предков, окропили "поляну" кровью.

 

Можно сколько угодно иронизировать по поводу жертвоприношений и прочих ритуалов, но на чернокожих футболистов они оказывают существенное психологическое воздействие. Вооруженный верой человек становится сильнее. Особенно если он с детства впитал определенные религиозные устои.

 

Сами чернокожие африканцы откровенничать насчет своих обрядов не склонны. Причем, насколько мне известно, они не столько опасаются насмешливого отношения, сколько руководствуются запретом на посвящение чужаков в таинство.

 

Африканские футболисты в ответ на вопрос о колдовских обрядах в их командах обычно хихикают, говорят, что это дела давно минувших дней, что, может, кто-то кое-где порой... На самом же деле эта практика и впрямь не повсеместная, но весьма распространенная.

 

Марк Фиш, белый защитник сборной ЮАР на Кубке Африки-96, рассказывал мне во время того турнира, что в сборной не практикуются мути, как называют на юге Африки всякие чудодейственные средства, зато почти во всех клубах колдун - штатная единица. Если команда проигрывает, то сначала меняют снадобья, а потом и "мути-мэна" как не справившегося с обязанностями.

 

Работая в Бенине, я бывал в Котону на рынке знахарей, торгующем средствами от всех болезней, приворотами. На деревянных лотках или прямо на земле были разложены пучки трав, кости, черепа и внутренности животных, перья птиц, расфасованные по пакетикам порошки. На жаре запах стоял весьма специфический.

 

При этом огульно отвергать "колдовские зелья", думается, не стоит. Многие растения обладают лекарственными свойствами и служат основой для медикаментов, потому современная фармакологическая наука их изучает. Многие мути не лишены и символики. Так, для воспитания отваги человеку могут "прописать"… львиный жир. Как не вспомнить сказочного Трусливого Льва, просившего у волшебника храбрости – корреспондент "Спорт-Экспресса" Александр Просветов побывал в школе колдовства.

Sport.ru