РФС. В тени неведения
Борис Левин пока не ведает, чем закончится эпоха больших перемен в РФС, Иван Жидков хвалит польских таксистов, а Сергей Егоров рассуждает о возможном сотрудничестве сборной России и Фабио Капелло. Всё это – в традиционном обзоре прессы на @Sport.ru.
Борис Левин побывал на эпохальном заседании Исполкома РФС и сделал свои выводы. Главный из них – нельзя надолго оставлять власть на совсем состарившегося Симоняна. Остальные выводы – в свежем номере "Спорт-Экспресса".
Первым и, пожалуй, главным вопросом вчерашнего исполкома стала отставка президента РФС. Де-факто она состоялась после известной встречи в Кремле, де-юре была оформлена вчера. Когда журналистов пустили на первые пять минут заседания для протокольной съемки, Сергея Фурсенко в зале не было - он появился только после того, как прессу попросили покинуть зал. Появился лишь на 20 минут - чтобы выслушать решение исполкома о своей отставке и покинуть Дом футбола.
А дальше все легло на плечи 85-летнего Никиты Павловича Симоняна. И проведение небывало бурного заседания (только вопрос о лимите легионеров, совершенно неожиданно возникший в повестке дня, обсуждался два часа сорок минут!), по ходу которого представители клубов, пользуясь фактическим безвластием, пробили сразу несколько выгодных для себя решений, и последовавшая затем пресс-конференция. А ведь еще и докладчиком по вопросу "Отчет о выступлении сборной России" должен был тоже выступать Симонян, ни в Польшу не ездивший, ни решений по первой команде страны не принимавший!
Слава богу, что хоть здесь у участников мероприятия хватило милосердия не мучить Никиту Павловича - выступление сборной без всяких докладов было единогласно признано неудовлетворительным. Но вот то, что все остальное свалили на легенду российского футбола, выглядело, мягко говоря, негуманно. А называя вещи своими именами - отвратительно. Ей-богу, уходящему президенту РФС стоило набраться мужества, чтобы сначала провести заседание, а уж потом, в конце его, поставить вопрос о своей отставке. Но увы…
В итоге исполком за четыре часа оживленных прений принял столько решений, сколько за иной год не принимал. Как сказал после заседания Леонид Федун: "Все революции происходят в период безвластия. Вот и у нас так". Одна резолюция о смягчении лимита легионеров чего стоит - уже в стартующем в этом месяце чемпионате страны мы сможем увидеть на поле одновременно 7 иностранцев в майках одного клуба. Норма "7+4" принята на два ближайших года.
- Мою позицию вы знаете, - рассказывал после мероприятия Федун, - но я вынужден подчиниться решению большинства.
Сергей Егоров рассуждает о том, для кого же из тренеров РФС готов выделить весьма внушительные деньги, дабы тот поднял сборную России как можно выше. Пока что обозревателю "Советского спорта" оптимальной кажется кандидатура Фабио Капелло…
Прошлой осенью, в конце ноября, 65-летний Фабио Капелло прилетал в Москву. Поселившись в "Балчуге", итальянец был ошарашен, когда к нему в лобби стали подходить российские журналисты и спрашивать о цели визита – сам его приезд был тайным. Капелло в тот раз сделал все, чтобы получить алиби у английской прессы, которая могла забить тревогу, – до Евро-2012 оставалось чуть больше полугода, и появление в СМИ информации о переговорах Фабио с российскими клубами могло привести к скандалу.
Итальянец прошлой осенью официально приехал в Москву ради Большого театра. В один из вечеров Капелло посетил "Спящую красавицу" в Большом и, такое впечатление, нарочито долго стоял у входа в театр – лишь когда фотосессия репортеров была окончена, Фабио с супругой вошел внутрь.
Зачем он приезжал? Совершенно точно – не ради "Спящей красавицы". Не берусь сейчас в деталях сопоставлять хронологию скандала вокруг расистских высказываний Джона Терри (косвенно из-за них Капелло и покинул сборную), но такой опытный волк, как Фабио, не мог не понимать, что рано или поздно английская федерация поставит вопрос ребром.
Многие в России почему-то считают, что Хиддинк, Адвокат и прочие тренеры-иностранцы оказали нам услугу, приехав поработать в нашу страну. Но это далеко не так. Россия является едва ли не идеальным местом для работы футбольным тренером. Давление на тренера, оказываемое прессой и болельщиками, не сравнить с тем, что есть в Западной Европе, а деньги платят колоссальные. После провала можно сразу же уехать домой, и тебе обязательно выплатят неустойку…
По моей информации, осенью 2011-го Капелло приезжал в Москву в расчете на встречу с владельцем "Анжи" Сулейманом Керимовым. И, конечно, в надежде на контракт с "Анжи". Прошлой осенью махачкалинцы активно искали тренера, и их шорт-лист был впечатляющ: Адвокат, Манчини, Бенитес, Лев, Хиддинк. И не попроси Дик заработную плату около 10 миллионов евро в год и не выступи резко против совмещения постов Сергей Фурсенко, голландец бы получил работу в дагестанском клубе. Со всей пятеркой были проведены переговоры, но в итоге перемены в "Анжи" привели к тому, что команду возглавил Юрий Красножан.
В среде наших тренеров считается, что некрасиво самому проситься в сборную, говорить о готовности ее возглавить – вроде как набиваешься, напрашиваешься … Но как показывает практика, это далеко не так. По сути, сейчас ситуация выглядит следующим образом – Капелло, совершив ознакомительный (и неудавшийся) визит в Россию, получил все же некоторую пищу для размышлений. Капелло – тертый калач, наверняка понял, кто в нашей стране решает вопросы.
И вот уже около недели итальянский тренер пытается – словом и делом – показать, что он готов поработать в сборной, ему это интересно. Нет никаких сомнений, что вскоре могут последовать интервью с привычным уже для нас набором слов: "Интересный проект", "Перспективная сборная", "Высокий потенциал – у вас 140 миллионов жителей", "У вас сложный язык, но постараюсь его выучить"…
У Капелло масса преимуществ, главное из которых – он добивается результата. Но результата добился и Дик – вышел на Евро, но там последовал провал. Контракт с Фабио, может быть, удовлетворит запрос общества на строгость в общении с "жирными котами" сборной (использую выражение Анзора Кавазашвили), но с результатом видятся проблемы. Сборной необходимо обновление, и уже в этом отборочном цикле – с прицелом даже на ЧМ-2014. Целой группе футболистов к лету 2014‑го будет далеко за тридцать.
Готов ли Капелло создавать новую команду, знает ли он российский рынок игроков? Будет ли игра сборной привлекательной, какой она была в лучших матчах при Гусе и при Дике? Или мы увидим строгий, скучный футбол, за который Капелло увольняли даже после побед в чемпионате?
И еще один немаловажный момент – в любом случае, будь то поражение или победа, у нас начинают считать деньги в кармане тренера. Гус и Дик зарабатывали по 7 миллионов евро – никто из наставников национальных сборных не имел лучшего контракта. И сейчас очевидно – контракт нового главного, кем бы он ни был, должен стать не настолько вопиюще большим. А Капелло – 66 лет, и соглашение с русскими станет, очевидно, его последним контрактом…
Обозреватель газеты "Спорт день за днём" Иван Жидков после длительного путешествия по Польше во время Евро-2012 делает свои выводы об инфраструктуре. А и в самом деле, интересно, чем же варшавское такси отличается от саранского?
Транспортные проблемы Польши в какой-то момент были знамениты на всю Европу. Чего уж там — сеть автодорог считалась попросту худшей на континенте. Слово же "автомагистраль" казалось пришедшим из сказок о богатом Западе. В какой-то момент, когда Евро приближался, а сроки срывались, местное население уже страстно желало, чтобы турнир у страны отняли, чтобы можно было перекреститься и жить как раньше. Этого, к счастью, не произошло. Что же в итоге вышло?
Польша обзавелась прекрасными аэропортами. Причем речь в первую очередь даже не о Варшаве, а о Гданьске, Познани и Вроцлаве, где в здании аэровокзала находиться едва ли не приятнее, чем у себя дома. Просторно, светло, приятная температура воздуха, много рейсов и направлений, несмотря на небольшие размеры городов. Когда организаторы смекнули, что дело с железнодорожным транспортом плохо, местный национальный перевозчик открыл "дочку", бюджетную компанию, которая собиралась взять не ценами, а частотой перелетов. В итоге чуть ли не за два часа до вылета можно было приехать в аэропорт и взять билет в любой польский город по смехотворной цене, практически как на автобус или поезд, только быстро и удобно. С одной стороны, хотелось бы, чтобы и у нас когда-нибудь появились "бюджетки", с другой, рискну ли я сам ею воспользоваться, зная о печальной ситуации в российской авиации. Да и желания потребителя мало — свеж пример, когда под Петербургом не разрешили оборудовать аэропорт Ржевка для заграничных "лоукостеров". Между тем в Польше "под Евро" обновили не только аэропорты городов-участников, но и таких мест, как Краков, Катовице, Быдгощь, Лодзь. Все вместе они перевезли за месяц 70–80 процентов гостей Евро. Цена вопроса совсем немного не дотягивает до миллиарда евро.
За авиакомпанию с логотипом в виде белой стрелки на красном фоне лично я полякам благодарен, так как опробовал и железнодорожный транспорт. Две поездки из Вроцлава в Познань и обратно стали едва ли не самыми трудными путешествиями в карьере, притом что города разделяет менее чем двести километров. Старые составы, набитые людьми, не позволяли разъехаться после игр с комфортом и личным пространством. Скоростных поездов не было, а те, что таковыми считались, прибывали минут на двадцать раньше нескоростных. Зато Польша вслед за аэропортами обрела чистые вокзалы, взамен тех, в которые, по словам местных жителей, было страшно заходить из-за вони и грязи.
Автотрассы Польша открывала уже после начала Евро, из-за чего часто возникали пробки. Тех, кто арендовал машины и потом матерился, смахивая со лба пот, было гораздо больше, чем тех, кто в недоумении пожимал плечами и утверждал, что «проскочил нормально». На улицах городов заторы также были делом обычным, что раздражало "нефутбольных" горожан. Они, видимо, и проголосовали на сайте Rzeczpospolita в большинстве за то, что "Евро не удался ни со спортивной точки зрения, ни с организационной". Хотя спорить с этим можно и нужно.
Сказать, что в городах не на чем было ездить и приходилось то и дело бегать пешком, стало бы кощунством. Трамваев, автобусов, троллейбусов было море, добраться можно было в любом направлении и практически в любое время суток. Но если в Швейцарии, Австрии, той же Финляндии, даже будучи полным топографическим кретином, вы разберетесь, что к чему, прямо на автобусной остановке, где море схем и прочих "разъясниловок", то в Польше нужна была специальная подготовка, на которую требовалось дополнительное время. Иначе ты никогда "с первого тыка" не найдешь свой автобус на одной большой площади Варшавы вокруг Дворца наук, не наткнешься на свою остановку и не поймешь, где следует садиться в транспорт, а где из него выходить. Логистика — это то, что хромает у нас. Внимание! Заблудившиеся и отчаявшиеся на окраинах какого-нибудь Саранска вряд ли смогут рассчитывать на дешевое такси, как в Польше, где никто не стремился снять с тебя все, вплоть до трусов, только потому что ты иностранец. Здесь машины с шашечками были истинным спасением за адекватную сумму.
Комментарии