Покупай или проиграешь. Как маркетинг правит бал в европейском футболе
Лето 2014 года стало для европейского футбола невероятно богатым на неожиданные, колоссальные по финансам, и не всегда оправданные трансферы. @Sport.ru объясняет, как изменившаяся ситуация в современном спорте буквально заставляет клубы совершать большие траты…
Существует красивая легенда, что при покупке форварда Тревора Фрэнсиса менеджер "Ноттингем Форест", легендарный Брайан Клаф, не желая, чтобы игрок поддался звёздной болезни, будучи первым в мире, проданным за миллион фунтов, последний фунт в сумме трансфера отдал уборщице стадиона. История, конечно, совершенно мифическая, но по нынешним временам совершенно нереальная. Особенно на фоне многомиллионных трансферов с участием игроков, которые зачастую этих денег совершенно не стоят.
Более того, введение УЕФА по инициативе Мишеля Платини правил "финансового фэйр-плей" не только не остановило лавинообразный рост стоимости футболистов, но даже дало импульс новой тенденции в кадровой политике топ-клубов. По большому счёту, именно сейчас, когда система "финансового фэйр-плей" начала давать первые результаты, клубы отреагировали на это новой волной безумных трат.
Если раньше абсолютными рекордсменами по массовой выдаче неадекватных контрактов считались генеральные менеджеры клубов НБА, то сейчас руководство европейских грандов с лёгкостью переплюнуло заокеанских коллег. Нет, баскетбольные "джи-эмы" по-прежнему спокойно могут переплатить десяток-другой миллионов, но они в своей оценке всё равно ориентируются, прежде всего, на игровые качества спортсмена. Отчасти это обусловлено тем, что в ростере баскетбольной команды есть место для всего двенадцати человек, и возможности посадить на банку очередного "махателя полотенцем" исключительно для увеличения продаж клубных маек где-нибудь в Юго-восточной Азии они попросту не могут себе позволить.
Судите сами - насколько бы ни был популярен в Китае Джереми Лин, каким бы приоритетным ни был для клубов НБА китайский рынок, всё равно, как только появилась возможность почистить платёжную ведомость под вероятный приход ещё одной суперзвезды, генеральный менеджер "Хьюстона" Дэрил Моури без колебаний это сделал. А ведь Моури - далеко не самый прагматичный из своих коллег по Ассоциации. Иными словами, в американском спорте, на который так явно заглядываются руководители европейских футбольных топ-клубов, исключены случаи, когда где-то в глубоком запасе, неизвестный даже записным тру-фанатам, сидит японец или китаец, продажи маек с чьей фамилией на порядок превосходят продажи остальных партнёров, вместе взятых.
Конечно, например, Хамес Родригес взят в мадридский "Реал" отнюдь не за потрясающую способность продавать футболки с десятым номером (хотя уже сейчас "сливочные" компенсировали этими продажами существенную долю мегатрансфера). Но при этом нельзя и сказать, что в переходе Хамеса кроются действительные игровые нужды для мадридского клуба. Тем более, такие, что для этого придётся расставаться с Анхелем ди Марией, в прошлом евросезоне представшим действительно незаменимым игроком для "Реала".
И вот уже аргентинца сватают к другим толстосумам, в "Пари Сер-Жермен", но политика "финансового фэйр-плей" не даёт даже сказочно богатым парижским шейхам его купить - приходится думать либо об аренде с правом выкупа, либо, в свою очередь, думать о продаже Эсекьеля Лавесси с Хавьером Пасторе - креативной парочки, в которой как минимум первый в прошедшем сезоне был очень важен в командных построениях парижан. Неужели Хамес настолько превосходит по своему уровню Ди Марию, а тот, в свою очередь - Лавесси и Пасторе?
Очевидно, что нет. Более того, даже по "футболочному" потенциалу игроки вполне сопоставимы между собой. В чём тогда дело? Скорее всего, в том, что в последние годы топ-клубы окончательно перестали быть чисто спортивными организациями, став классическим бизнес-проектами. Причём, что немаловажно, с очень малым сроком окупаемости. Кто, к примеру, сейчас бы ждал, пока будущий сэр Алекс Фергюсон будет четыре года болтаться без трофеев где-то в середине турнирной таблицы, пока он не построит, возможно, величайшую династию в истории европейского футбола? Правильно, никто. Дали бы шотландцу, извините, пинка уже после первого сезона - как дали совсем недавно в Манчестере его соотечественнику и преемнику. В этой связи клубам просто нельзя перестать покупать - хотя бы с точки зрения маркетинга. А ведь мало кто станет отрицать, что современным миром правят маркетологи.
И действительно - не может, скажем, компания Apple остановиться на продаже триумфального, действительно великолепного, iPhone 5S - хотя бы потому, что новинка, с точки зрения маркетинга, всегда лучше. Точно так же не может мадридский "Реал", даже после триумфального евросезона, отказаться выбросить сумасшедшие деньги на лучшего бомбардира чемпионата мира - пусть даже самой серьёзной командой, которой этот самый лучший бомбардир забивал, была сборная Уругвая. Иначе внимание медиа и потребителей на рынках, за которые идёт титаническая борьба, моментально уйдёт к той же "Барселоне" с её нашумевшей покупкой кусачего Луиса Суареса. А хотя бы в чём-то уступить каталонцам для "Реала"... ну, вы понимаете.
Чемпионат мира, с этой точки зрения - головная боль для клубных тренеров - ну вот наколотил этот самый Хамес уйму голов не самым сильным сборным - а Карло Анчелотти придётся теперь ломать голову, как встроить колумбийца в свои собственные игровые схемы. И как совместить его со свежеприобретённым Тони Кроосом - которому тоже нужно найти место на поле. Он ведь чемпион мира, бразильцам в полуфинале дважды забивал. Для среднестатистического потребителя продукта под названием "современный футбол" это куда важнее, чем отличный сезон за "Баварию" в бундеслиге.
Клубы НБА, способные выхватить одну-двух будущих суперзвёзд на драфте, способны позволить себе пару лет отдыха - болельщики будут знать, что строится чемпионская команда наиболее традиционным для американского спорта образом. Европейским топ-клубам, львиную долю фан-базы которых составляют классические глорихантеры, такой роскоши не позволено. Вот и приходится скупаться каждым летом, как заправской блондинке-моднице. Зачастую с таким же самым результатом, но это уже, как говорится, совсем другая история.
Олег Тарасенко, @Sport.ru
Комментарии