"Контракт Муньоса страховал его на все случаи жизни"
Авторы "Спорт-Экспресса" и "Советского спорта" Евгений Дзичковский и Сергей Пряхин рассказывают, почему у Муньос не стал работать в "Тереке", а Руслан Карманов делится впечатлениями от знакомства с Владимиром Чагиным.
Испанский тренер Виктор Муньос покинул "Терек". Одни склонны видеть в этом стяжательство иностранца, другие - деловую нецивилизованность клуба. А мне кажется, что сам факт скоротечного расставания с испанцем мало о чём говорит.
Тренеры рвут отношения с клубами сплошь и рядом - в том числе по финансовым соображениям или из-за несогласия с клубной политикой. Что тут удивительного? Кто-то кого-то хотел обмануть? Не думаю. Скорее всего, имело место недоразумение, недопонимание на каком-то этапе. В конце концов размолвка вполне характеризует степень заинтересованности "Терека" в Муньосе и Муньоса в "Тереке". Хотел бы клуб оставить именно этого тренера - пошёл бы ему навстречу. Хотел бы испанец во что бы то ни стало получить работу в Грозном - и смирил бы гордыню.
Другое дело - сам чеченский футбольный проект образца 2011-2012 годов. Вот он интересен. И даже загадочен. Что за изменения произошли в подходе к позиционированию грозненского клуба? Что за новые люди и новые деньги влились в "Терек"?
По словам клубного вице-президента Хайдара Алханова, финансировать команду отныне будет не только "Фонд Ахмата Кадырова", но и структура чеченского бизнесмена Булата Чагаева. В начале зимы Алханов называл ее "Совамерикэнтрейд", теперь появилось упоминание о "Дагмара Трейдинг". Формально разница небольшая: ни та, ни другая организация интернет-поиском не отслеживаются. Ряд ссылок указывает на существование офиса "Дагмары" в Женеве - не более того. Однако это внутреннее дело чеченской стороны - были бы деньги.
"Хотел бы клуб оставить именно этого тренера - пошёл бы ему навстречу"
В то же время в наличии у "Терека" серьезного финансирования не возникало сомнений и раньше. Озвученный Алхановым прошлогодний бюджет - 21 миллион долларов - уже неплох для провинциальной команды. Теперь он увеличится на 20-30 процентов. Полет не зенитовский, конечно, но в целом прилично.
Те, кто был в Грозном, знают: город после войны резко похорошел и продолжает строиться. Понятно, что держится этот процесс не только на деньгах, но и на политической воле властей. Задачи в республике умеют ставить жёстко. Но при этом никто не заставляет строителей самих искать цемент и кирпичи. Вот стройматериалы, вот проект, вот сроки - и попробуйте только не успеть.
Нечто похожее могло произойти и в футбольном строительстве. Если в Чечне считают, что "Терек" - спортивная витрина республики, и если эту витрину хотят сделать по-настоящему привлекательной, то там не постоят за покупкой хорошего футбольного цемента с кирпичом и за наймом толковых строителей. В этом смысле совершенно неважно, Муньос будет руководить стройкой или, скажем, Кристоф Даум. Главное, чтобы этот человек взял на себя обязательство выполнить поставленную задачу. И выполнил. – обозреватель "Спот-Экспресса" Евгений Дзичковский о ситуации в "Тереке".
***
Двенадцатое место в сезоне-2010 в клубе посчитали неудачей. Тем более амбиции клуба выше – по итогам предстоящего сезона грозненцы намерены попасть в еврокубки. И ради этого, как говорят, собираются не жалеть средств.
22 декабря информагентства сообщили об отставке Анатолия Байдачного и назначении на пост главного тренера испанца Виктора Муньоса. Перед ним стояла задача приглашения именитых новичков и попадание в первую пятерку по итогам сезона-2011/12. Между строк проглядывало и еще одно требование к наставнику: руководство клуба неоднократно говорило о необходимости привлекать к основе как можно больше доморощенных игроков.
Муньос, который работал в испанских "Майорке", "Вильярреале", "Сарагосе", "Хетафе", а также в греческом "Панатинаикосе", последние полтора года сидел без работы. Поэтому в Испании его решение отправиться в Грозный расценили однозначно: Муньос едет зарабатывать. Слова о желании попробовать себя в новой стране мало кого убедили.
Вместе с ним "Терек" готов был трудоустроить четверых его помощников: старшего тренера, тренера по физподготовке, наставника вратарей и переводчика, которым стал поигравший в Испании Ильшат Файзулин.
По утверждению вице-президента "Терека" Хайдара Алханова, любые финансовые условия Муньоса и его штаба спонсоры клуба готовы были принять. Проблемы заключались в другом.
Во-первых, имена потенциальных новичков испанцы готовы были назвать только после проставления подписей под контрактами. На рациональные возражения: мол, ваши планы надо знать заранее – вдруг потребуете игроков по 15–20 миллионов – Муньос лишь пожимал плечами.
Во-вторых – и это, пожалуй, главная причина, – испанец отказывался брать на себя ответственность за невыполнение задачи. Вариант контракта, который привез Муньос, страховал его на все случаи жизни. В то же время у грозненцев, по словам Алханова, не оставалось никаких прав, одни обязанности.
"Испанец отказывался брать на себя ответственность за невыполнение задачи"
Еще было пять более мелких пунктов, по которым стороны не сошлись. В итоге в пятницу на очередном раунде переговоров Муньосу было сказано, что на его условиях "Терек" работать не готов. И уже в ночь с пятницы на субботу испанцы покинули расположение клуба.
Алханов утверждает, что новый наставник может быть назван в течение двух-трех дней. Круг претендентов определен довольно широкий. Но всерьёз рассматриваются только две-три кандидатуры.
Пока же до конца первого сбора командой руководит Иса Байтиев, уже давно работающий в "Тереке". А на второй сбор, который начнется в Турции 23 января, "Терек" наверняка повезет уже новый главный тренер. Тогда же с командой начнут работать новички – до сих пор команда, потерявшая в межсезонье Арсэ и Лахиялова, обходилась без приобретений. – Сергей Пряхин в "Советском спорте" продолжает тему Муньоса.
***
Мне почему-то Чагин лучше всего вспоминается не на подиуме, а степенно чихвостящий вяленую магаданскую корюшку после финиша каждого этапа. Когда, присев на переносную скамейку (как на завалинку), под шатром прихлебывал (больше для виду) энергетический напиток от титульного спонсора команды "КАМАЗ-Мастер". В кибитках-техничках водятся не только запчасти, но и более правильные под рыбку напитки.
– Ты лучше сейчас к нему не подходи, – предупреждал меня в тот момент опытнейший пилот "КамАЗа" Ильгизар Мардеев. – Щас у Володи полная релаксация, взгляд отрешенный, в одну точку. Минут через 40 он вернется.
И он возвращался для интервью, голубоглазый блондин Чагин, в своей всенепременной небесного цвета бейсболке "КАМАЗа-Мастера".
Перед ответом возьмет паузу, оценив тебя взглядом. Махнет белыми своими ресницами и степенно, без пафоса начнет объяснять. А улыбнется улыбкой Гагарина, и тепло на душе оттого, что живет в России такой парень. Простой, как… Чагин. Он запросто делил со мной, незнакомым журналистом, обеденный стол, когда я по спецзаданию редакции приготовил для гонщика стейк от "Советского спорта". Легко согласился прийти на "Прямую линию" в редакцию. "Но только если выиграю "Шёлковый путь", – поправился он… Не выиграл, отложил триумф до "Дакара". Но, думаю, нынче не откажет, придёт…
Будь я агентом гонщика, хотя б те семь дней ралли по российскому бездорожью, – жизнь моя удалась бы с гарантией на долгие годы. На "Шёлковом пути" болельщики обещали мне (переодетому в участника ралли) несметные богатства всего лишь за один автограф Чагина. В Старой Руссе – ведро свежих боровиков, в Астрахани – копченого осетра. А в Калмыкии – самого быстрого скакуна (правда, тут речь шла о совместном фото хозяина табуна с самим батыром Чагиным). Но куда мне калмыцкий скакун… Впрочем, какой агентский бизнес на Чагине, если тот задаром и распишется, и сфотографируется – никому не откажет.
– Чагин – уникум, из породы таких людей, как Валерий Чкалов и Юрий Гагарин, – поделился со мной на "Шёлковом пути" Семен Якубов – основатель "КАМАЗа-Мастера". Якубову веришь, он сам в качестве штурмана экипажа Чагина пять раз был первым на "Дакаре". Вместе они и разбились 2007 году, когда "КамАЗ", взлетев свечкой, после приземления восстановлению не подлежал.
– А вообще для России Чагин – бесценен, – подытожил наш разговор о своём товарище мэтр Якубов. – Это мировой бренд, более ценный, чем стоимость его нового боевого "КАМАЗа", который он готовит к "Дакару"-2011 (где Чагин одержал свою рекордную, седьмую, победу в общем зачёте). – Руслан Карманов в "Советском спорте" делится впечатлениями от знакомства с Владимиром Чагиным
Комментарии