Последнее время я снова зачастил в кино. Бывают такие периоды в жизни, когда в кино начинает тянуть неотвратимо. Притом, что дома хватает времени на просмотр различных шедевров мирового кинематографа, но вот эту детскую привычку ходить по кинотеатрам не вышибить никакими силами. И если на протяжении предыдущих лет пяти я от силы раза три ходил в кинотеатр, то с начала этого года количество моих походов в кино уже перевалило за десяток. 

А началось всё с "Движения вверх". По каким-то легчайшим вибрациям в атмосфере, каким-то неуловимым чувством удалось понять, что надо его посмотреть. О фильме уже сделано столько материалов и программ, он настолько долго держался в прокате, что добавить что-то ещё сложно: "Движение вверх" - безусловное достижение современного российского кино. Фильм, который не оставил равнодушным никого - даже тех, кто далёк от спорта. Фильм, который ещё долго будет ориентиром для режиссёров, которые будут снимать о спорте. "Движение вверх" только  меня заставило три раза сходить в кинотеатр в самых разных компаниях с целью его просмотра.

Представить ещё даже неделю назад, что на Sport.ru появится материал о кинематографе, пусть даже спортивном, было сложно. Но сама жизнь делает подсказки, мимо которых проходить не хочется - если российский кинематограф серьёзно обратился к теме спорта, то оставаться спортивному сайту в стороне тоже не пристало. "Легенда номер 17", "Движение вверх", "Лёд", "Тренер" - не так мало фильмов на спортивную тему вышло за относительно небольшой срок в российском кино!
 
... Реклама преследует нас везде. Интернет, ТВ, радио, любой фонарный столб - всё реклама. Фонарный столб можно понять - ведь ему не платят за то, что он просто стоит, как ему ещё зарабатывать? Только рекламой. Но как объяснить то, что перед просмотром фильма, на который покупаешь билет, нужно ещё смотреть длительную рекламу фильмов чаще всего очень низкого качества? В результате анонс фильма "Тренер" я посмотрел столько раз, сколько сходил в кино за этот год. 

Вообще, мне оказалось достаточно одного взгляда на анонс, чтобы понять, что "Тренер" окажется весьма средним фильмом. Однако, любопытство победило: уж коли начали снимать фильмы о спорте, то стоит быть в курсе. Да и хотелось понять самому, почему Даниил Козловский, режиссёр фильма и актёр в одном лице, после выхода "Тренера" в прокат пожаловался общественности на "злобных россиян".

Самый простой вывод, который напрашивается после просмотра: как всегда, во всём, что с нами происходит, виноваты мы сами, и Козловский тут не исключение. 

Сколько живу, столько всем говорю: если человек берётся за какое-то дело, не стоит быть в нём одновременно и чтецом, и жнецом, и на дуде игрецом. Можно заниматься в разное время принципиально отличающимися делами. Но, когда делается какое-то мероприятие, не надо быть и организатором, и главным действующим лицом. Например, в профессиональном спорте не стоит быть одновременно и тренером, и игроком. Всё будет получаться весьма средне, и исключений в своей практике я даже припомнить не могу, хотя подтверждения вышесказанного находятся сплошь и рядом.

Юношеский максимализм сыграл с Даниилом Козловским злую шутку: человек решил, что он может играть главную роль, будучи одновременно режиссёром. Вы можете себе представить Эльдара Рязанова, который в "Гараже" сыграл бы не просыпающегося под конец фильма бедолагу, которого вынуждают вытянуть несчастливый билет, а, к примеру, роль, в которой блистал Вячеслав Невинный? Или в "Иронии судьбы" - не случайного пассажира, на плече которого главный персонаж в лице Андрея Мягкова спал весь свой полёт в Ленинград, а Ипполита? Наверное, знатоки российского и мирового кинематографа поспорят со мной, и приведут мне обратные примеры, когда режиссёры играли главных героев, но лично мне по-настоящему успешные примеры не попадались. 

Когда в ночь с пятницы на субботу я вышел из кинотеатра, посмотрев "Тренера", я никак не мог объяснить себе, что мне не понравилось. Было какое-то стойкое ощущение странной фальши, которая была очень глубоко завуалирована под энергичным сюжетом, новыми красивыми стадионами, независимыми сильными женщинами, успокаивающими эмоциональных мужчин на фоне синего моря. Объяснить, откуда это ощущение фальши берётся, я не мог сутки, хотя мысль написать репортаж об этом фильме у меня родилась ещё во время просмотра фильма. 

Наверное, я так бы и не разгадал эту загадку, если бы в субботу вечером меня по счастливой случайности не довозил домой таксист, который днём работает... в кинотеатре, и смотрит все выходящие фильмы по несколько раз. Он посмотрел "Движение вверх" четыре раза, а "Тренера" - три. Не знаю уж, кем таксист работает в кинотеатре, но он сказал, что очень терпим ко всем фильмам, и с удовольствием их все отсматривает. Мне бы его терпимость...  В общем, как в старом анекдоте, объясняя ученикам теорему по геометрии, я и сам вдруг понял её доказательство. Высказывая таксисту свою точку зрения, я вдруг неожиданно сам для себя осознал, в чём успех "Движения вверх", а в чём явный неуспех "Тренера".

Когда-то один из великих классиков сказал, что самая лучшая литература строится из тех историй, которые автор пережил сам. То есть литература, построенная на реальных историях. Так вот, с моей точки зрения, одна из главных причин успеха "Движения вверх" состоит в том, что фильм как раз построен на реальном сюжете. Ведь те самые знаменитые три секунды в 1972 году в баскетбольном матче СССР - США потрясли весь мир, и какими бы ни были художественные выдумки авторов фильма, факт остаётся фактом: "Движение вверх" - великая история великой страны, заставившая снова гордиться отечественным спортом и его достижениями.

А вот в "Тренере" мы видим какой-то странный вымышленный сюжет. Россия - Румыния: это в каком году, простите, был такой решающий матч в отборе чемпионата мира? Капитан сборной, пробивая пенальти, еле-еле бьёт по мячу так, что тот летит по центру ворот. Самое удивительное не в том, что капитан пробил так слабо и по центру, а что вратарь оказался посередине ворот, не двинувшись ни на йоту. Поверить в это невозможно, всё время наблюдая, как вратари во время пробития пенальти вылетают из ворот, нарушая все правила, или бросаются в один из углов ворот быстрее пули. После этого капитан травмирует игрока соперника, оскорбляет судью, получает красную карточку и при выходе со стадиона боксёрским ударом отправляет в нокаут болельщика - хорош капитан у сборной России, ничего не скажешь. Получилась весьма оригинальная реклама российской сборной перед домашним чемпионатом мира по футболу, капитан которой - само хладнокровие. 

Эпизод, когда провинциальная девица, пусть даже администратор команды и дочь мэра (Ирина Горбачёва), проникает на московском стадионе в судейскую комнату, используя методы физического воздействия на главного судью, выглядит уже даже не смешно, а заставляет посочувствовать тому, кто придумывал сценарий. Люди из провинции обычно ругают Москву, находясь на расстоянии. Но, приехав в столицу, сидят тише воды и ниже травы, снизу вверх посматривая на тех, кого они обычно видят на экранах ТВ или ноутбуков. А тут, понимаешь ли, женщина из русского селения, приехав в Москву, на скаку горящую избу остановила - прошла, как нож сквозь масло, несколько запертых дверей и заставила продажного судью свистеть в пользу своей такой же провинциальной, как и она сама, команды в матче против "Спартака" на его домашнем стадионе. Я больше поверю в то, что после такого воздействия со стороны горячей южной барышни судья поставит ещё пару-тройку пенальти в сторону её команды, выгонит со стадиона главного тренера, и, чтобы ему было не скучно, ещё пару игроков его же команды. 

Лично у меня сложилось по ходу сюжета впечатление, что у барышни (а точнее, у её папы-мэра) к моменту финального матча совсем закончились деньги, поэтому и пришлось оказывать меры физического воздействия на судью. Ведь в начале фильма героиня Горбачёвой (безусловно, по версии авторов фильма, положительный герой) не пожалела конвертик для судьи на то, чтобы, как она выразилась, "уравнять шансы". Авторы фильма и здесь хорошо постарались, чтобы зрители гордились российским футболом, что и говорить.

Главный герой фильма, которому, по сюжету уже близко к 40, выходит в финальном матче играющим тренером. Он не играл до этого уже несколько лет, но забивает важный гол, буквально разбрасывая в разные стороны нескольких защитников "Спартака". Правильно, зачем тренироваться? Нужно отдохнуть несколько лет, а затем выйти в матче высшего уровня, и на морально-волевых забить. Обычно такие сказки придумывают те, кто никогда не занимался большим спортом. Эдакие диванные герои, мечтающие о том, как выйдя в одиночку в чистое поле со связкой заряженных динамитом ноутбуков, героически обратят в бегство целую танковую дивизию.

Апофеозом сказочности стали фанаты, которые в начале фильма только и умеют, что читать матерные речёвки, а под конец фильма уже поют знаменитую песню из кинофильма "Вам и не снилось" буквально-таки на уровне хора Пятницкого. Наверное, фанаты после устроенной тренером в середине фильма встряски немедленно бросили пить пиво и ругаться матом, и отправились в консерваторию Новороссийска - спасибо авторам, мы под конец фильма узнали, что вымышленная команда "Метеор" всё-таки из вполне реального города-героя. Пока команда за один сезон поднималась к вершинам Кубка России, фанаты времени не теряли, и все, как один, получили высшее музыкальное образование по классу вокала.

Очень удивил Андрей Смоляков в роли отца тренера. Актёр, напомню, сыграл также одну из главных ролей в "Движении вверх", и оба фильма снимались приблизительно в один срок. В "Движении вверх" герой Смолякова производил впечатление человека, за которым, как огромная гора, весь Советский Союз, и сложно было представить в том крепыше то, что сделали из него авторы "Тренера". Если создатели фильма так постарались, что из цветущего здоровьем 60-летнего артиста сделали дышащего на ладан старика, то это понять можно - герой Смолякова по ходу фильма отправляется в мир иной, и чудеса грима тут, наверное, очень кстати. Но от устойчивого ощущения, что это так за считанные месяцы резко сдал сам Смоляков, избавиться не удалось до сих пор.

Ну и напоследок. Я много раз убеждался, что когда у режиссёра не хватает аргументов или таланта, он разбавляет своё произведение искусства бранью или непотребными словами. Понять, на что рассчитывали создатели "Тренера", когда вкладывали в уста главных героев вяжущий уши сленг, за который в приличном обществе выгоняют без права возврата, сложно. Впрочем, объяснить причину появления этого сленга в фильме очень легко: он обычно возникает тогда, когда не осталось других средств для донесения своей правоты. Вы слышали в "Движении вверх" хоть одно бранное слово?

Так что Козловскому, нарвавшемуся на неадекватов в Сети после выхода "Тренера", не стоило обижаться. Фильм с весьма фальшивым сюжетом он снимал про хамов — их и получил на выходе бумерангом.

Посмотрев в финальных титрах несколько известных имён, благодаря которым был поставлен "Тренер", я вспомнил, что фильм был приурочен к чемпионату мира по футболу и снят на государственные деньги. Мне интересно спросить всех этих людей, которые жили ещё в СССР: как они считают, советская цензура, о которой говорят много хорошего и правильного, пропустила бы такой фильм на экраны? Особенно в преддверии чемпионата мира, проводимого в родной стране.

Кирилл Сторчак, Sport.ru
Sport.ru