"Чемпионат мира – это скоростной трамплин в будущее"
Вопрос об организации проведения Чемпионата Мира по футболу в далёком 2018 году уже сейчас является острой темой для российской журналистики. "Спорт-Экспресс" рассуждает о том, что нужно сделать к 2018 году, "Советский Спорт" в продолжение темы изучает опыт ЮАР. "Спорт день за днём" поднимает не менее наболевшую тему – "Нужны ли молодые тренеры российскому футболу?". Обо всём этом вы узнаете в нашем обзоре прессы…
"Спорт-Экспресс" и Александр Просветов о необходимом в подготовке к ЧМ-2018:
"Уже почти неделю Россия живет в официальном статусе государства - организатора ЧМ-2018. В минувшее воскресенье президент ФИФА Йозеф Блаттер и отечественные спортивные руководители подписали в Санкт-Петербурге соответствующую декларацию. Процедура формальная, но мобилизующая - будто призыв: "За работу, товарищи!" .
Времени до 2018 года вроде бы много, но всегда лучше двигаться вперед планомерно и ритмично, а не печально знакомым нам методом штурмовщины. Чтобы повода усомниться в правильности выбора исполкома ФИФА не возникло ни у кого. Тем более что проигравшие борьбу за чемпионат наверняка будут выискивать у России недостатки и смаковать наши недочеты.
Когда в ЮАР выбились из графика строительства стадионов, пошли разговоры о том, что турнир у нее могут забрать и передать другим. Однако Блаттер, постоянный адвокат южноафриканцев, выступил в роли главного арбитра, не замечающего взмахи флажками на линии. Украине же год назад президент УЕФА Мишель Платини и вовсе предъявил "желтую карточку". Что для страны, сами понимаете, крайне неприятно. Ведь крупный футбольный турнир получают, помимо всего прочего, чтобы поднять престиж, привлечь инвесторов и туристов. Впоследствии успех самого состязания все затмевает, но где-то на задворках памяти остается осадок: если бы их не припугнули, не подстегнули…
В ЮАР, к слову, сделали далеко не все, что провозглашали. Так, ветку скоростной (160 километров в час) электрички дотянули к ЧМ-2010 из аэропорта "Оливер Тамбо" лишь до делового центра Йоханнесбурга. До Претории поезд не доехал: проект, который предусматривал строительство ветки протяженностью в 80 километров, выполнен был не более чем на треть. Из-за сопротивления мафии, контролирующей маршрутки, лишь накануне старта чемпионата в Йоханнесбурге начал, наконец, действовать муниципальный транспорт. Автобусные маршруты соединили гигантский черный район Соуэто и некоторые другие окраины с центром, а также двумя стадионами, на которых проходили матчи первенства. Но пробки по дороге на "Соккер Сити" (да и на стадион в Дурбане) возникали чудовищные, парковаться было негде, и жители прилегающих улиц сдавали "свою территорию" под автомобили за деньги.
Отсюда урок: необходимо создавать при стадионах огромные стоянки и максимально облегчать доступ на них. Во время отдельных матчей в Лужниках люди от безысходности, бывало, оставляли машины где попало, даже на Третьем кольце и на метромосте. Впрочем, по сравнению с Йоханнесбургом у Москвы и Петербурга (а речь в данном случае прежде всего о мегаполисах) есть одно существенное преимущество - метро. Вот только над тем, как избежать поэтапной эвакуации болельщиков с трибун, милиции (простите, полиции) вместе с организаторами придется изрядно поломать голову. Как-то не укладывается в голове, что зрителей из Англии или Голландии заставят сидеть в секторах после финального свистка.
"Путь от Москвы до Сочи (около 1800 км) или до Екатеринбурга (1900 км) будет весьма продолжительным, так что без совершенствования воздушного сообщения и введения дополнительных рейсов не обойтись"
Вот, к примеру, на "Стад де Франс" народ, приехавший на общественном транспорте, двигается после матча в трех разных направлениях: на станцию метро и две платформы пригородных поездов, маршруты которых в границах Парижа вплетены в систему метрополитена. Никаких лошадей для устрашающего сжатия толпы в ручеек, "омоновцы" приветливы - они приучены жестко реагировать на действительно взрывоопасные ситуации, а не на шутки и мелкие шалости не совсем трезвых людей. После матча открытия ЧМ-98 Бразилия - Шотландия британцы, помню, задирали по дороге в метро свои юбки-килты, под которыми не было совсем ничего. Французские стражи порядка - ноль внимания, даже улыбались.
Если городской транспорт у нас развит все-таки несравнимо лучше, чем в Южной Африке, то в вопросе междугородного сообщения Россия кое в чем - например, в качестве шоссейных дорог - от нее явно отстает. Самолеты между основными городами там летали минимум каждый час. При этом территория ЮАР, 24-го по площади государства мира, составляет 1,22 миллиона квадратных километров, а европейской части России, где и пройдет ЧМ-2018, - 3,96 миллиона, то есть в три с лишним раза больше. Выход - наладить современное железнодорожное сообщение, которое так выручало во время чемпионатов мира во Франции, Японии, Германии.
Обнадеживает, что указание наладить скоростное сообщение между городами, которым предстоит принять чемпионат, главой правительства Владимиром Путиным уже дано. Впрочем, даже в этом случае путь от Москвы до Сочи (около 1800 км) или до Екатеринбурга (1900 км) будет весьма продолжительным, так что без совершенствования воздушного сообщения и введения дополнительных рейсов не обойтись. Иначе как переместить к месту игры несколько тысяч болельщиков двух команд, включая не имеющих билетов на матч, уповающих на спекулянтов или желающих просто рядом со стадионом посмотреть игру на большом экране? В Португалии в 2004 году между Лиссабоном и Порту изредка курсировали скоростные поезда, но ночное возвращение в столицу в некомфортной электричке в компании с изрядно подвыпившими фанатами, не позволявшими ни спать, ни работать, до сих пор вспоминаю с содроганием.
В связи с нашими расстояниями встает и вопрос о структуре проведения турнира. Есть ли смысл гонять команды и толпы сопровождающих их фанатов по невообразимым маршрутам типа Сочи - Екатеринбург - Калининград? А в ЮАР именно так и было. К примеру, сборная Англии базировалась в Рустенбурге, от которого полтора часа езды до Йоханнесбурга, но перелеты ей пришлось совершать в Кейптаун и Порт-Элизабет, расположенные в 1300 и 1000 километрах соответственно.
Пусть сборные играют в разных городах, но в пределах одного региона. Если это, конечно, позволит ФИФА. Понятно, что всюду хотели бы видеть ведущие команды и прежде всего ту, что представляет хозяев, но на все города ее так или иначе не хватит. Не сочтите за столичный шовинизм, но путешествия из Петербурга в Москву или в обратном направлении для сборной России было бы вполне достаточно. В конце концов, дальние перелеты футболистов элементарно утомляют.
Зато именно во время различных Euro острее стоял вопрос с расселением, что, видимо, связано с размерами стран и городов. Цюрих и Базель - все-таки не Париж или Токио с соседней Йокогамой. Другое дело, что из Женевы, например, можно за 40 минут доехать на поезде до Лозанны, где цены на гостиницы в дни Euro-2008 кусались меньше. Это то же самое, что добираться иной раз из одного района Москвы до другого. Гости селились и в маленьких городках, и в соседней Германии, где опять-таки цены были ниже, чем в Швейцарии и Австрии.
В Западной Европе расстояния вообще не те, что в России. Болельщики могут добираться из своей страны поездом или автотранспортом непосредственно на матч и сразу же после него возвращаться домой, даже не оставаясь на ночлег. Помню, после полуфинального матча Euro-2000 Франция - Португалия я рулил ночью из Брюсселя в Париж в сплошном потоке и на заправочной станции простоял в очереди добрых полчаса.
В ЮАР вопрос о гостиницах до чемпионата мира вызывал немалое беспокойство. Писали и говорили о том, что туристам, мол, придется селиться даже в соседних странах, а учитывая расстояния, это сулило кошмар. В итоге же владельцы отелей испытали сильное разочарование. Но произошло это потому, что гостей приехало не 400 - 450 тысяч, как предполагали организаторы, а раза в два меньше.
Вместе с тем нельзя не заметить, что в ЮАР развита сеть так называемых гостевых домов - семейных отельчиков, в которых обходятся без пафоса, но подкупают уютом и душевной обстановкой. Это именно то, чего страшно не хватает в России. В Москве из-за высокой стоимости земли и недвижимости, особенно в центре города, а также желания побыстрее "отбить" вложенные средства хозяева стремятся к высокой звездности отелей, переделывают относительно скромные гостиницы в шикарные. Сравнительно доступная "Россия" снесена, "Москва" преобразована в люкс-отель. Хронически недостает "трешек", а те, что есть, располагаются в основном на далеких окраинах. В Петербурге в последнее время количество гостиниц возросло - все-таки это главное направление в России для иностранных туристов, - но и цены после празднования 300-летия города заметно увеличились.
Болельщики между тем в своем большинстве народ непритязательный и не слишком зажиточный. Для них номерок на Тверской - безумие. А что мы им предложим в провинции? Студенческие общежития, оснащенные раскладушками школьные классы? Можно еще казармы. Для последователей хиппи, готовых жить и в палатках, сойдет. Многие наверняка постараются спланировать пребывание так, чтобы ночевать в поездах. Но, безусловно, дешевые гостиницы - слабое место, за устранение которого надо браться как можно скорее. И для нашего народа польза будет. Или мы надеемся на гостеприимство тех, кто станет сдавать гостям комнаты в частных квартирах?
***
"СовСпорт" усилиями Дмитриями Бутырского пытается разобраться в южноафриканском опыте проведения Чемпионата мира по футболу:
"Пытаясь понять, как чемпионат мира изменит Россию к 2018 году, "Советский спорт" обратился к опыту страны – хозяйки последнего мирового первенства. В роли эксперта выступил тренер Виктор Бондаренко , работающий в Африке с небольшими перерывами с 1985 года.
ЗРИТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС
ДО
СТАДИОНЫ ЗАПОЛНЯЛИСЬ ТОЛЬКО НА ДЕРБИ
До чемпионата мира футбол в ЮАР пользовался интересом в основном у темнокожего населения. В среднем на матчи приходили 10 тысяч зрителей. Исключение — дерби между "Кайзер Чифс", за который болеет половина страны, и "Орландо Пайретс", который поддерживает другая половина. На эти матчи всегда собирались полные стадионы.
ПОСЛЕ
АРЕНЫ ЗАБИТЫ ПОД ЗАВЯЗКУ
Недавно я ходил на футбол в Кейптауне. На центральном стадионе, выстроенном специально к мировому первенству, проходили два рядовых матча чемпионата ЮАР один за другим. Так вот арена была забита под завязку – 75 тысяч зрителей! С повышением уровня комфорта на трибунах прибавилось огромное количество белого населения, ранее интересовавшегося в первую очередь регби и крикетом.
СТАДИОНЫ
ДО
КЛУБЫ НА АРЕНАХ НЕ ЗАРАБАТЫВАЛИ
Все стадионы принадлежали государству. Полностью они заполнялись редко и по большому счету простаивали без дела. От продажи билетов федерация футбола платила клубам мизерный процент. Но справедливости ради федерация также делила между участниками первенства доходы от телевидения и спонсоров – прежде всего, крупнейшей в стране пивоваренной компании.
ПОСЛЕ
НЕКОТОРЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПРОСТАИВАЮТ БЕЗ ДЕЛА
Новые стадионы, которые, по официальным данным, обошлись в стране в 700 миллионов евро (в реальности сумма, уверен, намного больше), – настоящее чудо. Доходы от продаж билетов возросли в разы. Однако некоторые арены простаивают без дела, особенно в провинциальных городах, не имеющих команд высшей лиги, например, в Нейлспрейте. Это длится до тех пор, пока команды из Йоханнесбурга или Претории не согласятся играть на них.
БЕЗОПАСНОСТЬ
ДО
УХО НУЖНО ДЕРЖАТЬ ВОСТРО
В ЮАР всегда было чуть более опасно, чем везде. Особенно в провинции, где всегда нужно знать, куда и зачем идешь. Приведу пример. Однажды ночью отправился на машине из Дурбана в соседний рыбацкий поселок. Еду и вдруг вижу, что на одном из участков дорога перегорожена. Останавливаюсь, а в этот момент один из бандитов уже начинает обходить сзади нашу машину с пистолетом в руках. Жена кричит, а толку? Место глухое.
Грабители явно имели виды на мою машину и явно ни в грош не ставили нашу жизнь. Но мой внедорожник меня и спас. Повезло, что рядом был объездной путь. Его не стали перегораживать из-за огромной ямы на одном из участков. Бандиты не думали, что смогу там проехать, не ожидали прыти. А я рванул.
Так что ухо нужно держать востро. Я раньше ночью на светофоре на красный свет вообще не останавливался. Один раз наш менеджер выехал в полночь из ресторана, остановился на светофоре. Его убили, взяли машину, покатались на ней до утра и бросили.
ПОСЛЕ
ПОЛИЦИЯ И КРИМИНАЛ НАШЛИ КОМПРОМИСС
После ЧМ стало намного лучше. Полиция и криминальный мир нашли какой-то компромисс. Турнир пошел на пользу, сплотил нацию. Все сообща боролись, чтобы не ударить в грязь лицом, и как результат преступность пошла на убыль. В магазинах, на улицах появились полицейские и охранники. Народ понял, что уровень безопасности – это лицо страны.
ФИНАНСЫ
ДО
В ЮАР БЫЛИ САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ
Население страны, вопреки стереотипам, и до ЧМ не бедствовало. Нищета как таковая наблюдалась только в провинциях. Города же всегда были чудесно обустроены, а цены на продовольствие и промтовары были очень низкими. Тем не менее организаторы боялись, что стоимость билетов на матчи ЧМ отпугнет местное население, и решили бесплатно раздавать "проходки" пионерам, студентам, рабочим – лишь бы заполнить стадионы. В итоге что-то потеряли. Но и приобрели много – за проведение ЧМ и на развитие детского футбола Зепп Блаттер передал стране чек на 800 миллионов долларов.
ПОСЛЕ
ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ В ПОЛТОРА РАЗА
Цены приравнялись к уровню Европы. Раньше в ресторане сытно пообедать стоило 25 долларов, сейчас все сорок. Повысилась стоимость продуктов во всех сферах – бензин, мойка, обслуживание машин. За дом, машину, садовника приходится платить значительно больше. И никто не хочет возвращаться назад. Хотя доходы, по сути, заметно выросли только у богатых слоев населения.
Зато очевидны и плюсы: сделали дороги, аэропорты, построили великолепные стадионы. А на футбольных матчах – аншлаг, даже несмотря на отсутствие бесплатных билетов.
ТУРИЗМ
ДО
ТУРИСТЫ ВСЕГДА ЕХАЛИ В ЮАР
Во время ЧМ я добирался в Анголу и сидел в аэропорту вместе с двумя ребятами – из Австралии и Новой Зеландии. Они признались, что такой красоты, как в ЮАР, еще не видели, хотя сами живут в экзотичнейших странах. Так что туристов в Южной Африке всегда было много. Перед началом турнира наплыв гостей немного снизился из-за того, что повсеместно велись стройки, но туристические тропы все равно никогда травой не зарастали.
ПОСЛЕ
ИНФРАСТРУКТУРА СТАЛА СОВЕРШЕННЕЕ
Туристов стало еще больше. Сейчас страна занимает второе место по количеству туристов после Испании. Гостиницы высокого класса всегда забиты, часто можно попасть только в отель на окраине, отдых обзор. У отдыхающих появился больший выбор – как в плане проживания, так и досуга.
РЕЗЮМЕ "СОВЕТСКОГО СПОРТА"
ЧМ-2010: ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ НАДЕЖДЫ?
Чемпионат мира в ЮАР победил проблему незаполненных трибун на матчах внутреннего чемпионата, придал серьезнейший толчок развитию не только профессионального, но и детско-юношеского футбола. Уменьшилось число преступлений, заметно улучшилась инфрастуктура, возрос приток туристов. Из минусов – нерациональное использование стадионов по окончании турнира и удорожание жизни. Но в целом надежды организаторов оправдались – ЧМ-2010 преобразил лицо страны, ее имидж.
ЧМ-2018: ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ?
Если средняя посещаемость матчей чемпионата России после ЧМ-2018 возрастет не до 75, а хотя бы до 30 тысяч, это уже будет большая победа. Правда, нам, помимо увеличения комфорта на трибунах, нужно заботиться и о повышении культуры боления, однако вполне вероятно, что это проблемы взаимосвязанные. Нет сомнения и в том, что в России станет больше порядка, улучшится нефутбольная инфрастуктура, страна станет более привлекательной для туристов.
Что касается минусов, то судить о заполняемости 40-тысячников в Саранске или Екатеринбурге через восемь лет пока, наверное, преждевременно. А российским ценам, прежде всего в столице, расти, кажется, уже некуда. Не исключено, что многие попытаются заработать на иностранцах – гостях ЧМ-2018, но вряд ли обед в московском ресторане станет дороже в полтора раза. То внимание, которое руководство страны уже сейчас демонстрирует в отношении предстоящего футбольного праздника, позволяет надеяться, что обойдется без привычных для России перехлестов.
Как говорит Виктор Бондаренко, чемпионат мира – это скоростной трамплин в будущее. Нужно только правильно оттолкнуться".
***
Александр Макаров и "Спорт день за днём" о молодых тренерах в российском футболе:
"Давайте сразу определимся по двум вопросам: кого мы считаем молодыми специалистами и что мы хотим от них получить в итоге? Чтобы ответить на первый вопрос, сравним российскую премьер-лигу и образец современного футбола в виде премьер-лиги английской. Как выясняется, средний возраст тренеров нашего чемпионата 50,5 года, а в Туманном Альбионе 51,4. При этом специалистов до пятидесяти лет у нас девять, а в Англии, даже с учетом большего количества команд, всего восемь. Казалось бы, напрашивается вывод, что в России молодым специалистам доверяют больше, но на практике получается, что все это — сиюминутные порывы руководства, за которыми не стоит "долгоиграющих" решений. Яркий пример — ситуация во владикавказской "Алании". Не вылети клуб в первый дивизион и не приди на пост президента команды Валерий Газзаев — не видать нам на тренерском посту 31-летнего Владимира Газзаева. Назначение столь "юного" специалиста считается у нас моветоном и говорит не о каком-то развитии клуба на годы вперед, а лишь о желании заполнить образовавшуюся брешь — неважно кем, главное, побыстрее.
Здесь мы приходим ко второму вопросу, обозначенному в начале темы. Молодым российским специалистам не позавидуешь — оканчивая Высшую школу тренеров, они на полном серьезе рассчитывают, что уж теперь-то рабочие места будут их сами находить. Они полны энергии и желания работать, у них горят глаза. Но что происходит далее? Даже если кто-то и решается предложить им работу, то сразу ставится задача: на следующий сезон команда должна играть в еврокубках. "Есть!" — отвечает тренер и берется за непосильную работу. Знакомится с коллективом, поднимает свои конспекты по ВШТ, начинает налаживать рабочий процесс, и вроде бы все вокруг прекрасно понимают, что на все это требуется определенное и, безусловно, продолжительное время. Но проходит несколько игр, и тренеру заявляют, что пока он трудился, за его спиной искали более опытного специалиста, поэтому надо подвинуться. Хорошо, когда все заканчивается так, как произошло в "Локомотиве" в середине 2009 года, когда Владимир Маминов из-за своей любви к "железнодорожникам" и личной симпатии к Юрию Семину не стал рубить сплеча, а продолжил работу уже в качестве ассистента. Но подобное происходит не всегда. Чаще всего специалисту указывают на его неопытность, как будто изначально об этом никто не знал. Думается, основная проблема клубных функционеров в том, что они хотят всего и сразу, поэтому мыслями о перспективе свои головушки не забивают. Пойдет завтра черная серия у Слуцкого с Карпиным — и их тут же снимут и о былых заслугах забудут.
"Кобелев не нужен, Муслин — добро пожаловать"
В этом плане ситуация с Андреем Гордеевым в "Сатурне" выглядит чуть ли не сказочной. Да, придя в раменский клуб в 2007 году, он не стал сразу же главным тренером. На протяжении двух с половиной лет ему пришлось трудиться в дубле, но когда его позвали исполняющим обязанности в основную команду на место Юргена Ребера, то ему буквально за несколько недель удалось доказать всем и вся, что и в 34 года можно руководить командой премьер-лиги. В первых десяти матчах под руководством Гордеева "Сатурн" одержал шесть побед, три раза сыграл вничью и лишь однажды проиграл. Конечно, сезон-2010 для раменчан сложился не столь успешно, и о подобных сериях можно было только мечтать, но микроклимату в команде и отношению игроков к делу могли позавидовать даже в более титулованных клубах. К сожалению, сказка быстро закончилась. "Инопланетян" исключили из премьер-лиги, а услугами молодого, да раннего Гордеева никто в России так и не заинтересовался. Теперь делать команду по европейскому образцу будут в Донецке, где 35-летний специалист уже приступил к работе с "Металлургом".
В этом плане трое новичков элитного российского дивизиона как раз характеризуют два пути развития наших команд. В случае с "Кубанью" и "Волгой" руководители клубов не побоялись пригласить на тренерский мостик 43-летнего Дана Петреску и 41-летнего Омари Тетрадзе. А вот "Краснодар", который попал в премьер-лигу за красивые глаза и отнюдь не маленький бюджет клуба, пошел по другому пути. Предприниматель Сергей Галицкий рассудил как настоящий бизнесмен: зачем работать на перспективу, если результаты, желательно с финансовыми выгодами, нужны здесь и сейчас. В связи с этим и был приглашен 57-летний серб Славолюб Муслин, который по своей работе в предыдущих командах оставил весьма противоречивые впечатления. За пять лет со дня основания краснодарская команда взлетела так высоко, что при неправильных решениях может очень больно упасть и больше не подняться. Жаль, что последние выпускники ВШТ, получившие в конце декабря лицензии Pro, пока так никому и не нужны. Поэтому будем надеяться, что и 40-летний Сергей Овчинников, и 42-летний Андрей Кобелев, и многие другие, кто занимается сейчас административными делами, в ближайшее время вернутся в футбол в качестве главных тренеров. Ведь главное не возраст, а желание и способности к самосовершенствованию".
Комментарии