Цыплят по осени считают, а вот очки надо набирать весь сезон. "Зенит" пригласил одного из самых перспективных тренеров Европы, специалиста, о котором сейчас мечтают "Ювентус" и "Милан", тренера, которого после чемпионата мира можно было бы ждать в сборной Италии. Но сам Лучано на это не обращает никакого внимания, продолжая жонглировать питерцами из технической зоны…

Есть абсолютная уверенность, что Спалетти никуда не уйдёт по своей воле – не в том смысле, что он жаден на отступные, а в том, что итальянец в любом случае постарается довести дело до конца. Его никто не сможет соблазнить 12 миллионами массонских валютных единиц или евро. Как минимум, это питерцев должно радовать.

Это, конечно же, художник, каковых сейчас осталось очень мало. Он играет каждый матч вместе с "Зенитом", но только в отведённом для этого месте. Это не тот тренер, который считает своей работой накачку (в хорошем смысле этого слова) в раздевалке и ею ограничивается. Хотя и здесь примеры положительные есть – у каждого своя манера – Красножан, к примеру, вообще не любит приходить ровно к началу второго тайма (кстати, как-то ни разу на моей памяти он ничего важного не пропускал), Венгер же во всеуслышание заявляет, что на предматчевой установке игроки впитывают только первые пять минут разговора – дальше нет смысла.

Конечно, под такого тренера, как Спалетти, нужен соответствующий подбор исполнителей,  но он ведь есть у "Зенита" – это, наверное, лучший состав в России, и явно не самый слабый в Европе в целом – никаких преувеличений, проверьте сей факт хотя бы по средней стоимости команды на Transfermarket.

Своей работой Лучано, собственно, подтверждает то, что о нём говорили сразу после подписания контракта с "Зенитом" – он не тренер-новатор, он просто классный тренер, и если уж расставить штампы, то тренер-тактик.

По какой причине его "обвиняли" в новаторстве? Его "Рома" играла без нападающих. Почему? Это уже притча во языцах – потому что тогда из-за травм Лучано был лишён футболистов этого амплуа. Но игра "без нападающих" – это только на бумаге, на самом деле игру "волков" так называть – распространённое заблуждение любителей футбольного менеджера.

В чём функция нападающих? Это давление на защитников, завершение атак, подыгрыш партнёрам. У Лучано в какой-то момент в Риме не оказалось тех, кто мог бы в нужный момент оказаться на острие, но он не стал учить играть команду, как забивать голы без нападающих, он научил играть "Рому" так, чтобы в нужный момент впереди оказывался тот, кто мог бы исполнить роль этого нападающего.

Когда он не нужен – впереди его нет, когда возникает необходимость туда мог вместиться кто угодно – в итоге "Рома" получала численное в полузащите и обороне без ущерба нападению. Но подчеркну – Спалетти не изобрёл новый вид футбола без нападающих, он сумел придумать и привить своим подопечным такую модель игры, которая не подразумевала постоянное присутствие в центральном круге Димы Булыкина.

Но не в каждой команде и не каждый тренер смог бы такое сделать. Спалетти первым вернул "Рому" в верхи итальянского футбола после золотых времён Капелло и Батигола, он сам создавал эту команду по крупицам, создал, но когда обнаружил шлагбаум для дальнейшего развития в виде нежелания руководства вкладывать деньги в команду, покинул Рим, и так пересидев то время, когда можно было уходить со щитом.

Ту же работу сейчас делает итальянец и в Снкт-Петербурге – будто Гергиев на сцене Мариинки он руководит своими актёрами даже в самой малозначимой массовке. Он не смотрит на резервных судей, коллег-тренеров или прессу – он выходит на матч работать, и делает это на протяжении 90 минут. И это можно было бы высмеять, задав риторический вопрос – чем же он тогда на тренировках занимается – но высмеять это нельзя, потому что "Зенит" становится очень тренерской командой, знаковой.

Это не команда треугольников Адвоката, которая была хороша своей безудержностью, скоростью и возможностью поддерживать её на протяжении всего сезона благодаря длинной скамейке. Не стоит преуменьшать мощь той команды и заслуги Адвоката, но если голландец занимался созданием высокобюджетного экшна для студии Стивена Спилберга, то Спалетти ставит действо, в футбольном смысле сравнимое с шедеврами режиссёра Мариинки. Даже когда матч уже выигран, а команды ждут финального свистка – Спалетти продолжает "творить" команду, каждое движение, мысль, порыв – всё это он разъясняет на пальцах прямо во время матча. И если вы не видите эффекта Спалетти, значит вы всё ещё спите. "Зенит" становится сложнейшим музыкальным инструментом для очень умелых пальцев.

Алексей Данилов, Sport.ru

Sport.ru