Трудовая победа
Предпоследний этап чемпионата ФИА ГТ завершился уверенной победой экипажа Бартельс/Бертолини, который практически обеспечил себе чемпионский титул. Великолепный результат на финише был обеспечен отменной стратегией и безошибочным пилотажем. Но кроме лидеров чемпионата на победу в гонке претендовало ещё несколько экипажей. Что же помешало им добиться успеха?...
Пилоты ФИА ГТ посетили Золдер пятый раз за историю чемпионата. Гонки здесь проводились с 1999 по 2001, и в прошлом году состоялось возвращение бельгийского автодрома в календарь. Географическое расположение трассы обеспечивает в это время года вполне терпимую погоду. Более того, одетые в осенние наряды деревья вдоль трассы, без сомнения, добавляют декорациям ярких красок и живописного разнообразия. В отличие от соседней Франции, Бельгия не обещала командам лишних трудностей с мокропогодьем. По плану, сильнейшего пилоты должны были выявить на сухой трассе.
В Золдер приехали 24 экипажа, представляющие три категории. В ГТ1 из значимых изменений стоит отметить отсутствие у “Джет Альянса” второго автомобиля, который до сих пор ремонтируется. Но численный состав старших ГТ полнили “витафоновцы”. Для обороны своих позиций они выставили третью машину под вывеской “Витасистемс”. На руку немецкой команде сыграло то, что база их расположена недалеко по европейским меркам от Бельгии, и на транспортировку особо тратиться не пришлось. Да и тесты машина прошла. Кстати, “Мазерати МЦ12” является самым дорогим автомобилем категории, что не удивительно, ведь в основе у него лежит уникальный “Феррари Энцо”. Так что, меры предосторожности по защите титула “Витафону” обошлись в копеечку.
В ГТ2 после завершения сезона ЛМС существенно усилился пилотский состав “Порше”. Бельгийская “Проспид” собрала одних из сильнейших водителей немецкой марки. Марк Либ, двукратный чемпион ГТ2, заводской пилот, Ричард Вестбрук, вернувшийся из АЛМС Эммануэль Коллар, для которого у 911-ой машины секретов нет. В “Феррари” впервые в этом сезоне ГТ2 выступил пилот из британского ГТ, Джеймс Саттон и вернувшийся в швейцарский коллектив “Кессель”, прошлогодний призёр гонки в Золдере и победитель гонок в европейском ГТ3, Марчелло Дзани. Вместе с ним в экипаже выступал отметивший в субботу 21 день рождения Анри Мозер. Не стоит забывать и о практически заводском “Астон Мартине V8 Вэнтидж” категории национальной Г2.
Всего же, этап собрал 11 чемпионов ФИА ГТ! Педро Лами (1998), карл Вендлингер (1999), Кристоф Бушу(2000,2001,2002), Томас Бьяджи (2003,2007), Маттео Бобби (2003), Марк Либ (2003,2005), Фабрицио Голлин (2004), Михаэль Бартельс с Андреа Бертолини (2006), Тони Виландер (2007) – представители всех годов, кроме самого первого сезона ФИА ГТ. Конечно, здесь же и чемпион 2008 года в категории ГТ2, Джанмария Бруни.
До старта соревнований команды успели поучаствовать и в благотворительной акции. На пятничный вечер была назначена велогонка по бельгийскому автодрому. Командам из четырёх человек предстояло целый час крутить педали. Как и подобает настоящим пилотам ГТ, спортсмены выбрали различные тактики. Кто-то проезжал по одному кругу, кто-то, как Томас Бьяджи, выбирал длинные отрезки по пять кругов. В итоге, первым финишную ленточку разорвал коллектив “Феникс”. Средства, полученные от велогонки, пойдут на экологические нужды, ведь, не бензином единым жив человек.
Возвращаясь к делам моторным, стоит вспомнить про гандикапы. Тяжелее всех в гонке, в прямом смысле слова, пришлось “Мазерати” под номером два. За успех в Ногаро машину наградили 65 килограммами балласта. Главным соперникам из “Феникса” жизнь лёгкой также не казалась – 60 кило для №6 и 40 для “пятёрки”. “Витасистемс” на всякий случай в бой отправили с 40-килограммовым “штурманом”. Экстренный курс по сбрасыванию лишнего веса для машины лидеров чемпионата дал свои результаты – с центнера в Брно до 20 в Золдере. Ещё лучше дела со снаряжением обстояли у “Джет Альянса” – всего 10 кило. Правда, все три “Мазерати” получили 25-килограммовый подарок от Технического Бюро ГТ (также, на всякий случай).
В ГТ2 выступали два тяжеловеса – чемпионский “Феррари” (50 кг) и главная ударная сила “Порше”, экипаж под номером 61 (47,5 кг). На этом фоне 7,5 кило для №60 кажутся практически невесомой ношей. Удовольствие пригласить в экипаж двух профессиональных пилотов в весовом измерении равняется 35 килограммам.
Первая тестовая сессия проходила утром в субботу по холодной трассе и при температуре около 10 градусов. Пилоты старших ГТ не сразу раскачались и позволили представителям ГТ2 на время покрасоваться на верхней строчке протоколов. Но ближе к середине сессии всё встало на свои места. Карл Вендлингер проехал круг за 1.26.636, что на десятые доли секунды хуже его же прошлогоднего поула.
В целом, результаты можно признать довольно плотными, все четыре марки, участвующие в ГТ1 были представлены среди лидеров, а первая семёрка экипажей уложилась в восемь десятых секунды, что предвещало интересное сражение в самой гонке. Совсем немного Вендлингеру проиграл Винсент Восс на “Салине С7Р” команды “Ларбре”. Несмотря на существенное преимущество в весе, лидеры чемпионата из “Витафона” выиграли у “Корветта Ц6Р” Хеземанса/Голлина совсем немного. В ГТ2 “ЦР Скудерия”, сражающаяся за второе место в чемпионате сразу обозначила свои намерения, стараниями Киркальди, Белла (1.31.059), Саттона и Мюллена захватив первые два места. Довольно неожиданно третьими стал экипаж аргентинской “Феррари” младшей категории.
Вторая тестовая сессия, именуемая предквалификацией, также не смогла выявить более узкий круг претендентов на самые высокие места. Первым стал Кристоф Бушу на “Корветте” команды “СРТ”. Под ясным небом и при чуть более тёплой погоде ему удалось превзойти утренний результат Вендлингера на три десятых секунды. Бартельс выдал второй по средней скорости круг, Фасслер – третий. Из аргентинцев удивлять подошла очередь экипажа из старшей категории. Видавший виды “Феррари 550” (чемпионское шасси “Ларбре” 2005 года, кстати) борозды не испортил. В ГТ2 опять “Феррари”. На сей раз, напомнили о себе чемпионы этого года – Виландер остановил секундомер на отметке 1.31.032. В споре за второе место в чемпионате активизировался экипаж “БМС Скудерия Италия”. Но всех итальянцев на этот раз опередил “Астон Мартин V8 Вэнтидж”. Не стоит забывать, что автомобиль, сейчас выступающий в национальной категории, на будущий год выставляется в ГТ2, и сейчас можно уже сделать кое-какие выводы о скорости машины. Мы, конечно, не знаем, полностью ли сейчас английская машина соответствует регламенту ГТ2, но скорость наконец-то показывает впечатляющую. Экипаж Штефан Мюкке/Томас Энге, хорошо знакомый болельщикам по выступлениям за чешский “Хароуз-Астон Мартин” в ЛМС, добился лучшего результата для автомобиля категории Г2 в текущем году, заняв 12 место.
Квалификацию в ГТ не принято растягивать на час. За 15 минут пилоты определяют порядок старта в гонке, ведь, они прекрасно понимают, что от позиции на старте результат в финишном протоколе мало зависит. В ГТ2 экипажи “Проспид” поначалу попытались было застолбить за собой первый ряд в классе. И это у них неплохо получалось, пока Эндрю Киркальди не проехал круг за 1.30.382. В итоге англичанин празднует рекордную 12 победу в квалификации, совсем немного ему проигрывают два бельгийских “Порше”, а в спину им дышит удивительный “Астон”, отсекший весь остальной “Феррари Челлендж” из восьми (!) машин. Причём новые чемпионы смогли показать лишь седьмое время.
Категория ГТ1 также припасла сюрпризы. Поначалу всё шло предсказуемо – лёгкий “крокодил” лидеров чемпионата держался на первом месте, прикрываемый экипажем “Витасистем”. Но через шесть минут после старта сессии на капитанский мостик “Витафона” приход тревожное известие: Андреа Бертолини разбил свою “Мазерати” в четвёртом повороте трассы из-за проблем с акселератором. Показанного до этого времени хватило, чтобы удержаться на пятой позиции. Два остальных экипажа немецкой команды в бой должны были уходить последними в категории. Не слишком оптимистичное начало гонки. Экипажи “Феникса” на тяжёлых “Корветтах” попытались выжать всё возможное из этой благоприятнейшей для них ситуации – второй ряд. Ну, а первыми в бой должны были уйти два “Астона”. Причём, лучшее время в квалификации (1.25.810) показал Алан Симонсен из “Гигавейва”, а лучший второй сектор позволил Карлу Вендлингеру подняться с шестого на второе место. Позже бельгийские стюарды хорошенько подумали и наказали “Гигавейв” и “Ларбре” за игнорирование жёлтых флагов. Так что, не успел Симонсен порадоваться поулу, как оказался на десятом месте.
Гонка должна была стартовать под ясным небом и с температурой воздуха около 18 градусов. Перед стартом Вендлингер заверил, что все выходные машина вела себя превосходно, и он надеется на самый лучший результат. Эндрю Киркальди подтвердил, что “Порше” будут главными его соперниками, и в первый поворот он постарается, конечно, попасть первым, а уж гонка расставит всё по своим местам. Его соперник в борьбе за второе место, Маттео Малучелли, из “БМС Скудерии“ выразил уверенность, что гонка также будет упорной. Несмотря на сложности с износом резины, его “Феррари” чувствует себя на узкой бельгийской трассе, зажатой в бетонные отбойники, совсем неплохо.
Старт вышел довольно сумбурным. Фасслер попробовал было опередить Вендлингера, но манёвр в первом повороте вышел слишком авантюрным, и швейцарец пропустил несколько машин, чтобы избежать аварии. А вот Беллу с Бьяджи аварии в первом повороте избежать не удалось. Возможно, последнего подтолкнул “Астон” Штефана Мюкке, но с уверенностью сказать, кто был не прав в стартовой суматохе довольно трудно.
В ГТ1 все держались довольно плотно. Только аргентинская “Феррари” провалилась на страте и потихоньку отставала от основного пелотона. Вендлингер начал наращивать отрыв, улучшая время прохождения круга по десятым. Ксавье Маассен начал сдерживать целую группу пилотов, в которой также кипела борьба. Несостоявшемуся обладателю поула, Симонсену, пришлось плестись седьмым за этой компанией. А машина, как видно из тестов, позволяла ему идти в темпе Вендлингера. В ГТ2 лидировал Вестбрук, преследуемый неутомимым Бруни. Малучелли, видимо, успокоившись, узнав о вылете главного соперника в борьбе за второе место в чемпионате, решил приберечь шины и не особо атаковал.
После двадцати минут гонки и обгонов пары круговых толпа непримиримых соперников немного разбилась. Маассен, хорошо знающий эту трассу и все возможные траектории для атаки и обороны, продолжал сдерживать Бертолини. Самого итальянца прессинговал Фасслер. А “Салин” “ПиКей Карспортс” под управлением Энтони Кумпена не мог уже поддерживать темп лидеров, хотя на прямых огромный мотор его американской машины позволял не отпускать их совсем безнадёжно. А Симонсен проверил все возможные пути обгона, но не добившись успеха, успокоился и, видимо, дожидался пит-стопов.
Но буквально через десять минут все пять машин опять сгруппировались. Ксавье не слишком торопился обгонять кругового. Эта осторожность позволила даже тяжёлому “Мазерати” Ксанди Неграу подобраться к этой весёлой компании. И стоило лидерам обогнать очередного кругового, как Фасслер обогнал-таки Бертолини. Более того, тут же лидера чемпионата обогнал и Энтони Кумпен на “Салине”. Впоне возможно, сдерживал эту группу не только Маассен, но и Бертолини. Не стоит забывать, что машина побывала в аварии день назад, и проявились какие-то неполадки. А Вендлингер за полчаса гонки оторвался уже на 5 секунд от Хеземанса и на 13 от этой плотной группы.
В ГТ2 Бруни надоело висеть на хвосте у Вестбрука, и итальянец отправился на смену. В старшей категории первыми к своим гаражам отправился Марсель Фасслер. Вряд ли из-за нехватки топлива. Скорее, в команде решили отправить на средний, короткий отрезок Жана-Дени Делетраза, а Фасслеру предстояло гнать на все деньги под финиш гонки. Прекрасно проводивший гонку Маассен не удержался-таки от ошибки. Обычно, в “СРТ” большую часть гонки проводит Бушу, но в этот раз честь открывать заезд предоставили Ксавье. Молодой пилот отлично справлялся с задачей сдержать преследователей. Но проблемы с двигателем вынудили его совершить “невынужденную” ошибку. А затем на пит-стопе и вовсе пришлось закатывать машину в гараж – утечка масла.
Совсем горячо стало в группе лидеров ГТ1. Франки решил, от греха подальше, отправится на смену. Создавший внушительный задел Карл Вендлингер также со спокойной душой передал бразды правления синим “Астоном” Райану Шарпу. А вот англичанин на холодных шинах растранжирил всё преимущество вылетом в шикане имени Вильнёва. Как всегда проблемы начались и у “Салина”. На сей раз команды “ПиКей”. Проблемы с рулевым управлением быстро не устранишь, и великолепная гонка для них превратилась в обыкновенный “доезд”. А темп у американских машин был неплохой. Первый час гонки ознаменовался лучшим кругом в исполнении Винсента Воссе из “Ларбре” (1.27.409).
Бертолини на остановку заезжал лидером гонки ровно на середине гонки и объяснил в последствии свои проблемы с темпом из-за заправленного под завязку топливного бака. После смены в экипаже “Витафона”, положение в гонке выглядело довольно интересно: два “Корветта”, два “Мазерати”, два “Астона”. Голлин, в отличие от Шарпа, сохранил преимущество, заработанное Хеземансом, и даже оторвался ещё дальше от Делетраза. К чести англичанина из “Джет Альянса” он бороться не бросил. Поймав Мигеля Рамоса на ошибке при обгоне кругового и опередил “Мазерати” на входе в последнюю шикану трассы. Более того, Райан моментально нагнал Бартельса и предпринял пару попыток атак на лидера чемпионата
Для экипажа Эммануэля Коллара гонка была испорчена из-за неосмотрительности Джейми Девиса. Точнее излишней осмотрительности. На задней прямой англичанин засмотрелся в зеркала заднего вида пропуская “Мазерати” и простил начало торможения, прихватив с собой “Порше”. До этого Вестбрук с Колларом претендовали на победу в ГТ2. А у “Феррари” проблемы с пит-стопами не только в гонках Гран-при. Марчелло Дзани вместе со своими механиками из “Кессель” устроили из своей машины небольшое подобие мобильного факела – автомобиль загорелся на выезде с пит-лейна. Красная машина еще проехала несколько кругов, пуская дым и испаряя топливо в атмосферу, прежде чем остановиться. Пилот оправдывался неполадками с радио, из-за чего он стартовал в тот момент, когда шланг заправочного механизма был ещё в горловине бака.
После вторых дозаправок и смен пилотов Вендлингер опередил Фасслера. Вообще, у “Феникс-Карспорт” с остановками не всё ладно, в отличие от “Витафона”. Именно поэтому закрались сомнения, что добытого отрыва пилотам “Шевроле” хватит, чтобы выехать на трассу впереди “Мазерати”. В ГТ2 после аварии Коллара эстафету борцов с “Феррари” перехватил Марк Либ. Но, даже отыгрывая полсекунды на круге, немец не мог рассчитывать на то, что удастся подобраться к “АФ Корсе”, экипаж которой провёл по-чемпионски безупречную гонку. Да и Малучелли не дремал. Сохранив машину в начале гонки “БМС Скудерия” могла себе позволить атаковать в полную силу.
Два пилота ГТ1 до предела оттягивали момент второй дозаправки. Если Симонсену такая стратегия не позволила добиться особых успехов – он остался позади обоих “Фениксов”, как и в начале гонки. А вот опасения об излишней нерасторопности механиков немецкой команды оправдались. Точнее, отменная скорость Бартельса с пустым баком, малое время остановки (заливать топлива нужно было гораздо меньше, чем “Корветту”), и заминки у Хеземанса на остановке обеспечили комфортное лидерство для Бертолини. Вендлингер пробрался на третье место, но, думается, после отличного первого отрезка в его исполнении, он рассчитывал на большее. Под самый финиш у “Шевроле” начались проблемы с шинами. Фасслера без проблем обошёл Симонсен на “Астоне”, а Вендлингер подбирался к Хеземансу. Впрочем, “Гигавейв” ехал настолько быстро, что Карлу не до погони за Маком было – защитить бы свои позиции от атак Алана.
Ну, а Бертолини мог поднять ногу с педали газа. Блестящая стратегия, безошибочный пилотаж обеих пилотов обеспечили уверенное преимущество перед последней гонкой сезона в Аргентине. Теперь только победа Хеземанса с Голлином и неудача “Витафона” лишит Бертолини с Бартельсом чемпионства. Доминирование немецкой команды продолжается.
19 Октября. Золдер. 9 этап чемпионата ФИА ГТ.
Предварительные результаты.
1 Бертолини/Бартельс “Мазерати МЦ12”
2 Голлин/Хеземанс “Шевроле Корветт Ц6Р”
3 Вендлингер/Шарп “Астон Мартин ДБР9”
4 Симонсен/Петер “Астон Мартин ДБР9”
5 Фасслер/Делетраз “Шевроле Корветт Ц6Р”
6 Неграу/Рамос “Мазерати МЦ12”
7 Франки/Восс “Салин С7Р”
8 Лами/Бобби “Мазерати МЦ12”
Личный зачёт ГТ1
1_Андреа Бертолини__66
_Михаэль Бартельс___66
2_Фабрицио Голлин___58
_Майк Хеземанс______58
3_Мигель Рамос______51.5
_Александр Неграу___51.5
Командный зачёт ГТ1
1 “Витафон”___________118.5
2 “Феникс Карспорт”_____96
3 “Джет Альянс”_________59
Личный зачёт ГТ2
1_Тони Виландер____85
_Джанмария Бруни___85
2_Маттео Малучелли_57.5
_Паоло Руберти_____ 57.5
3_Ричард Вестбрук__ 51
Личный зачёт ГТ2
1_“АФ Корсе”______124
2_“БМС Скудериа”_71
3_“ЦР Скудериа”__59
Олег Стожков, sport.ru
Комментарии