Оптимистичный финал
Сезон ФИА ГТ окончен. Названы чемпионы, определено, кто получит приглашения в Ле-Ман на следующий год. Как и во многих других чемпионатах, следующий год станет последним, проходящим по нынешним техническим требованиям. Так что, мы стоим на пороге новой эры, что у пессимистов вызывает самые дурные предчувствия, а более позитивно настроенные граждане ждут обострения борьбы на всех трассах Европы. Правда, и тех, и других объединяет дружное восхищение последней гонкой сезона на аргентинском “Потреро де лос Фюнес”…
Перед стартом первой гонки на новейшем автодроме была собрана специальная пресс-конференция, в которой участвовали все кураторы этого проекта. Глава провинции Сан-Луис, Альберто-Хосе Перез поблагодарил всех, кто помог в строительстве этого шедевра гоночной архитектуры: “Наконец-то этот день наступил. Результаты переговоров, проведённых в Буэнос-Айресе в январе 2008, материализовались в этот прекрасный автодром. Мечта жителей Сан-Луиса, принять у себя один из главных автоспортивных чемпионатов, стала явью. Для этого пришлось потрудиться, ведь, трасса была построена в самые кратчайшие сроки. Большую часть работы выполнили сами жители нашей провинции и местные компании. Теперь мы все сможем насладиться замечательной гонкой, что станет великолепным подарком для всех любителей автоспорта в Аргентине и по всему Миру.”
Стефан Ратель, организатор чемпионата, в свою очередь, вспомнил всю предысторию этой трассы: “Примерно 18 месяцев назад у нас была встреча с главой аргентинского автоклуба, Карлосом-Гарсиа Ремоги. Мы обсуждали возможность проведения этапа чемпионата в Аргентине. И тогда он рассказал мне о проекте в Сан-Луисе. Затем я прибыл в это замечательное курортное местечко, чтобы своими глазами увидеть, где люди собираются построить автодром. Меня провезли по дороге, которая должна была стать частью трассы. И, признаться, я сначала не смог представить, как здесь можно что-то подобное построить. Но затем господин Траверсо, министр туризма провинции уговорил меня заключить предварительное соглашение.
Теперь я невероятно счастлив, что принял, на тот момент, совершенно сумасшедшее решение. Я уверен, плод колоссального труда местных жителей станет одним из символов мирового автоспорта. Все самые известные трассы обычно очень скоростные, требовательные и к пилоту, и к машине; причём они максимально используют природный рельеф, а не рассчитаны на компьютере. Трассы вроде Ле-Мана, Спа или Батёрста известны по всему Миру. Теперь в этой прославленной компании по праву будет значиться и великолепный автодром в Сан-Луисе. Без сомнения, при всех трудах аргентинского автоклуба, с участием многих местных пилотов, “АКА Аргентина”, которая провела весь сезон в нашем чемпионате, этот этап станет украшением всего года и привлечёт небывалый зрительский интерес.”
В свою очередь, Карлос-Гарсия Ремоги, президент спортивной комиссии аргентинского автоклуба, выразил благодарность всем, кто превратил мечту в реальность: “От имени всего аргентинского автоспорта я хотел бы поблагодарить Сан-Луис за этот великолепный автодром, который соответствует требованиям ФИА категории 2. Это один из самых красивых автодромов Мира. Я благодарен всем жителям провинции, участвовавшим в создании этого чуда. Нас ждут великие гоночные выходные. Теперь в Аргентине помимо этапа чемпионата Мира по ралли проводится и гонка ФИА ГТ, что свидетельствует о возросшей значимости нашей страны в автоспортивном плане. Отдельно следует поблагодарить Стефана Рателя, поверившего в нашу мечту!”
После первых сессий, свободных заездов и предквалификации, пилоты, наконец, могли объективно оценить новую трассу. Естественно, комментарии учитывали и задачи на гонку, и приспособленность машины к весьма специфическим условиям. Фредерик Маковиеки с первых же кругов своими результатами доказал, что эксперты не зря причисляли его к фаворитам гонки. Пусть, последний старт был в 2005 году на вызвавшей много споров технике (памятная попытка установить на “Феррари” вместо рестрикторов на впускном коллекторе электронный “ошейник”, ограничивающий мощность). Но постоянное совершенствование навыков в ФФСА, где, в отличие от британского ГТ, например, на страт выходят машины категории ГТ, дало свои результаты. Француз признался, что не слишком рисковал на первых кругах, ведь покрытие было ещё очень пыльным и скользким.
Ещё один претендент на самые высокие места, “Астон” команды “Гигавейв”, самоустранился после близкого знакомства со стеной. Филипп Петер только и успел проехать шесть кругов, отметить отличный баланс шасси и необычайную духоту в салоне.
Кто знает, как развивались события на трасе, если бы английская машина вышла на старт – скоростные прямые вполне подходят для “ДБР9” (Роб Белл отметил, что успевал разогнаться до шестой передачи раза три-четыре на круге), а проблемы со сцеплением постепенно уходили на второй план. Пилоты накатывали траекторию и времена постоянно улучшались.
Джейми Дейвис из “Скудерия Экосс” не мог не отметить сходство Потреро де лос Фюнес и одной из самых скоростных трасс Европы, английского Тракстона, где боковые ускорения в поворотах настолько значительны, что на некоторых машинах с большими двигателями начинаются проблемы со смазкой коленвала. Англичанин также резонно заметил, что передвижение по трассе похоже на железную дорогу – с накатанной траектории сойти невозможно из-за пыли. Новичок “БМС Скудерия”, Хосе-Мануэль Бальбяни без лишних комплексов заметил, что по началу было попросту страшно нестись в железобетонном жёлобе, пусть и широком, на скорости под
Как уже отмечалось, квалификация и в ГТ1, и в младшей категории выдались сверхнапряжённой. Что же сказали главные герои субботних заездов?
Марсель Фасслер : “Было очень-очень трудно. Трасса, пусть и красивая, но предъявляет к пилоту самые жёсткие требования. В начале сессии я допустил небольшие помарки на каждом из кругов. А потом и вовсе меня развернуло. Но под конец мне удался по-настоящему быстрый круг. Я очень счастлив повторить достижение Бернда Шнайдера (5 стартов с первого места в сезоне 1997 года), ведь, я знаю, насколько Бернд быстр. Мы с ним были напарниками по “Мерседесу”, вместе выступали в ДТМ. Мы и теперь поддерживаем контакт. Я только что отправил ему СМС – пускай порадуется за меня.”
Фредерик Маковиеки был менее многословен (что и понятно – поул уплыл прямо из-под носа) : “Я участвовал до этого всего в одном этапе ФИА ГТ и завоевал там поул. Мне и на этот раз хотелось бы стартовать первым, но не всё получилось. Впрочем, и второе место для нашей команды - прекрасный результат.”
Александр Неграу : “Для меня это почти домашняя трасса. Тем более обидно, что в этой квалификации мы собрали все наши ошибки, которые допускали по ходу сезона. Хотелось бы, конечно, побороться с “Фениксом” за второе место, но не думаю, что Майк с Фабрицио подпустят нас на расстояние атаки.”
Матиас Руссо : “Я горд принести Аргентине этот поул. Скорее всего, это впервые, когда аргентинский пилот будет стартовать первым в ФИА ГТ, ну уж в Аргентине – точно.”
Ричард Вестбрук : “Невероятная по насыщенности сессия. Я прошёл первый быстрый круг – мне тут же сообщают, что Руссо быстрее; я завершаю второй круг с улучшением – в наушниках опять повторяют, что Матиас меня опередил. Должен сказать, Руссо сегодня провёл просто блестящую квалификацию. В своё оправдание мог лишь сказать, что наш “Порше” несёт балласт не только за успешные выступления на прошлом этапе, но и за то, что в экипаже оба пилота – профессиональные гонщики.”
Тим Муллен : “От души поздравляю Руссо и всю команду “Адвансд Инжиниринг”. Что касается нас, то нужно поблагодарить механиков, отремонтировавших машину после небольшого вылета. В гонке нам придётся совершить что-то невероятное, чтобы реабилитироваться за жестокое поражение в Золдере. Постараемся сделать всё, что в наших силах.”
В воскресение всем собравшимся на трибунах и окрестных холмах болельщикам предстояло увидеть захватывающее зрелище. Трудно сказать, сбросили ли темп в “Витафоне”, что было бы, не вылети Фасслер и так далее. Но феноменальная трасса подарила нам феноменальную гонку. Чего стоит хотя бы столкновение призёров уже после финиша и невероятный темп местных пилотов. Но обо всём по порядку.
Прогноз на победу бельгийского “Салина” перед гонкой казался весьма оптимистичным. Обе американские машины в этом году стабильно доезжали до середины дистанции в отличном темпе, а потом на них набрасывалась какая-нибудь очередная механическая хворь. Если уж кому из обладателей “С7Р” и должно было повезти, то это более опытному и известному коллективу “Ларбре”. Тем более в свете первого стартового ряда и выигранного старта. Маковиеки с Фасслером совершили своеобразную рокировку на страте и спокойно укатили от преследователей на первых кругах.
Ожесточённое сражение между двумя пилотами на заокеанской технике продолжалось вплоть до 19 круга, когда Марсель наконец поймал Фредерика на ошибке в медленном повороте и просочился на первое место. Первый звонок для “Ларбре” прозвучал, когда “Мако” на выходе из медленного поворота забрал очень широко и чуть не задел внешний отбойник. Окончательно гонка для французов была окончена в этом же повороте парой кругов спустя, когда за рулём был уже Бервиль. Та же самая ошибка стоила серьёзного удара левым передним колесом, и, хотя механики в спешном порядке попытались привести в чувство американского коня - не избежали схода по техническим причинам.
К этому моменту лидировавший экипаж “Феникса” создал уже значительный отрыв от преследователей (Рикардо Ризатти отменно справился со своей вахтой и укрепил лидерство). Но второй победе Фасслера в сезоне не суждено было состояться. За 11 кругов до финиша швейцарец поймал-таки стену и сошел с развалившимся рычагом задней правой подвески. Всё это вывело в лидеры бельгийский “Салин” команды “ПК Карспорт”. Но Берту Лёнжину радоваться было некогда. Позади рычал второй, основной “Корветт” “Феникс” с претендентами на чемпионство за рулём. Хеземансу с Голлином нужно было обязательно финишировать первыми и надеяться на чудо, точнее невезение для Бартельса с Бертолини (в конце концов, сошёл же второй “Мазерати” из-за аварии).
Майк Хеземанс вырвался на первое место, но создать отрыв так и не смог, и Лёнжин за несколько кругов до финиша в первом повороте поймал на ошибке голландца и чистым манёвром восстановил статус-кво. В итоге, на финише двухчасовой гонки призёров разделило всего полсекунды! Но это ещё не всё. Увлечённые борьбой соперники не заметили клетчатого флага и столкнулись уже на круге почёта! В итоге “Салин” пришлось доставлять в закрытый парк судьям, а поступок Хеземанса, пустившего Лёнжина в эффектный разворот, ещё будет рассматриваться судьями.
Со всеми этими перипетиями борьбы за победу почти незамеченными остались подвиги ещё одной бельгийской команды, “СРТ”. Стартовав последними из-за неправильного комплекта шин в квалификации, бельгийцы провели свою, возможно, самую лучшую гонку в сезоне, даже по сравнению с победной для них дождливой Монцей. Новички, Кристиан Ледесма и Максим Суле прекрасно справились со сложнейшим испытанием – дебют за рулём шестилитрового “Корветта” на одной из сложнейших трасс в календаре.
Естественно, все взоры были обращены на машину, финишировавшую пятой - экипаж “Витафона” опять стал чемпионским! На сей раз (второй после сезона 2006) корону ГТ1 примеряют Михаэль Бартельс и Андреа Бертолини. Весь сезон немецко-итальянский дуэт был неоспоримым фаворитом, и украшением года для “Витафона” стала победа в 24-часовом марафоне в Спа. Там же, к слову, экипаж создал существенный задел в личном зачёте, ведь, по ходу гонки разыгрывается двойная порция зачётных баллов.
Вот, что сказал Михаэль Бартельс после финиша аргентинской гонки: “Естественно, это незабываемый день. Мы знали ещё до приезда, что на бумаге всё выглядит легко и просто. Но на самом деле самые сложные гонки начинаются тогда, когда чемпионство практически в кармане. Но всё же нам удалось справиться с этим давлением. Конечно, всё это возможно благодаря тесному сотрудничеству между “Мазерати Италия” и нашей немецкой командой. Само собой разумеется, пилотский состав тоже не подкачал. За время работы с Андреа я получил неоценимый опыт.” Остаётся только добавить, что в командном зачёте первые два места уже давно застолбили “Витафон” и “Феникс-Карспорт”. Это даёт им возможность выставить на марафон в Ле-Мане по одному экипажу. Кстати, заявка эта предоставляется именно команде, а не самой машине, так что с техникой возможны самые различные варианты.
Берт Лёнжин : “Сезон был просто ужасный, так что пообеда на последнем этапе стала невероятно важной для нас, с учётом следующего года. Машина и шины отработали просто отлично. Впервые в сезоне мы были конкурентоспособны все два часа гонки. Ни Энтони, ни я не допускали никаких ошибок. Сказать по правде, мы бы не смогли настичь Марселя, но в борьбе с Майком и Фабрицио мы преуспели, и второе место было точно наше. Немного везения – и вот, гонка наша! Сражение с Майком настолько захватило нас, что мы оба не заметили, что гонка закончилась. Он немного помог мне развернуться, и поначалу я был просто в бешенстве, но сейчас всё нормально.”
Энтони Кумпен : “Такого неудачного сезона я и припомнить не могу. В прошлом году мы практически не слезали с подиума – шесть финишей в первой тройке и сражение за чемпионат. Теперь мы работаем уже на следующий сезон, ищем спонсоров, и эта победа очень кстати! Я очень горжусь нашей командой. Несмотря на тяжелейший сезон, они смогли собрать все силы и предоставить нам отличную машину на эти выходные. Наконец, и “Пирелли” сегодня были на высоте.”
Майк Хеземанс : “С 90 кило на борту по-любому будет тяжело. Я лидировал, но допустил ошибку на входе в первый поворот. Вроде бы проходил его так же, как кругом назад, но всё равно выскользнул наружу. В квалификации машина была просто ужасная. Хорошо, что у Фабрицио есть кое-какой опыт выступлений на тяжёлых “Феррари”, и он помог настроить наш “Корветт”. Правда, с утра нам пришлось поменять настройки полностью, сами понимаете, большой риск, но он в принципе оправдался – мы ехали в темпе лидеров.”
Фабрицио Голлин : “Всё было возможно в этой гонке. После квалификации команда доверилась моему опыту выступлений на тяжёлых машинах и полностью поменяла настройки. Что ж, мы были конкурентоспособны на протяжении всей гонки, а шины выдерживали длинные отрезки. Не так уж и плохо после провального начала выходных.”
Максим Суле : “Превосходный результат для нас! Я узнал о том, что буду выступать всего лишь полторы недели до старта. Выходные начались не самым лучшим образом – у нас сломался карданный вал в свободных заездах, и вместо того, чтобы тренироваться, изучать трассу, нам пришлось наблюдать за работой механиков. Конечно, огромное им спасибо, что выполнили её на самом высоком уровне. Мы попытались сделать всё, что в наших силах, но при старте с последнего места финиш на подиуме равносилен победе.”
Кристиан Ледесма : “Я должен поблагодарить команду за превосходную машину. Я не выступал на технике подобной мощности уже лет десять, но смог быстро адаптироваться к “Корветту”. У меня не было особо много времени для практики из-за проблем в субботу, так что я счастлив, что не подвёл команду и напарника.”
В ГТ2 всё прошло как нельзя лучше для местной команды “Адвансд Инжиниринг Пеком”. Поул, конвертированный в победу на домашней трассе – что может быть лучше? Но не всё так просто. Да, первый отрезок выдался на заглядение, и Матиас Руссо долгое время даже сражался с земляками на “Феррари 550” категории ГТ1! Но в смену раллиста Луиса Переза-Компанка темп упал, и в лидеры вышел сверхтяжёлый (75+35 кило) “Феррари” чемпионов Виландера и Бруни. Возможным оправданием Луису может неверный выбор шин – как это знакомо по ралли… Ценою титанических усилий Руссо (и, может быть, неторопливой езды лидеров) аргентинцы, к неописуемому восторгу и ликованию трибун и окрестных холмов вышли вперёд на самых последних кругах! На третье место, благодаря столкновению машин “ЦР Скудерии” и “Проспида” вышел второй экипаж скудерии синьора Амато Феррари.
Что касается сражения за путёвку в Ле-Ман, то интрига умерла на 6 круге, когда Эмануэль Коллар отправил свой “Порше” на рандеву со стеной. Таким образом, вторую путёвку на северо-запад Франции получает “БМС Скудерия Италия”. Несмотря на название, команда вполне может привезти в Ле-Ман и “Порше”, если вдруг машины из Штутгарта чудесным образом преобразятся. А позывы к тому имеются – в ЛМС модель “911 ГТ3” получился некоторый весовой гандикап.
Матиас Руссо: “Это был наш первый год в ГТ2, мы многому научились, прогрессировали. Я ещё не могу поверить, что нам удалось сегодня победить! Я невероятно счастлив за всю команду.”
Луис Перез-Компанк: “Невероятные выходные. Я до сих пор не могу поверить, что Матиас смог завоевать поул, и мы сегодня на глазах родных зрителей одержали эту историческую победу! Я очень благодарен всей команде, механикам, инженерам, товарищу по экипажу.”
Тони Виландер: “Мне следует извиниться за ошибку в квалификации. 6 поворот оказался серьёзным испытанием для всех пилотов, и мой первый же быстрый круг закончился именно там. После этого выходные проходили вполне успешно. Я очень рад за наших коллег по “Феррари”, ребят из экипажа под номером 95. Одержать победу на глазах соотечественников должно быть невероятно приятно.”
Джанмария Бруни: “Гонка сложилась очень хорошо, особенно в начале. Было нелегко, особенно на прямых – мы теряли слишком много из-за нехватки максимальной скорости – сказывался балласт. Вне траектории было очень пыльно, так что при обгоне нужно было соблюдать повышенную осторожность. Всё-таки, пару раз я был слишком осторожен. Отличный финал сезона на невероятной трасе. Я покрутил жука перед трибунами, поблагодарив зрителей за их энтузиазм и за эту невероятную трассу. Надеюсь мы станем постоянными гостями здесь.”
Томас Бьяджи: “Поздравляю Бартельса и Бертолини с этим титулом, они его заслужили. В нашей категории стоит похвалить Матиаса и Луиса за эту превосходную гонку. Трасса мне безумно понравилась, так что я уже с нетерпением жду следующего сезона, чтобы вернуться сюда.”
Кристиан Монтанари: “Нормальный результат для нас. Мы упорно трудились, и под конец гонки темп был отличный. Сезон был очень трудный для нас, но этот результат всё-таки оставляет в целом приятные воспоминания на межсезонье.”
Вот так прошла эта удивительная гонка вокруг озера. Праздник окончен, и впереди болельщиков ждёт томительное межсезонье. Календарь следующего чемпионата вряд ли порадует фанатов многоэтапных первенств – за год пилотам предстоит покорить всего лишь девять трасс. С учётом экономического кризиса не совсем понятно, кто будет участвовать в старшей категории (точнее, на технике какой свежести будут соревноваться пилоты). Но оптимист поправит свои розовые очки и уверенно будет смотреть в будущее, что бы оно не приготовило. Реалист же, оживит в памяти воспоминания об этой феноменальной гонке, прикинет возможные расклады и…будет надеяться на лучшее!
Олег Стожков, Sport.ru
Комментарии