Испанская жара
Испанский этап серии ДТМ выдался жарким и в прямом, и в переносном смысле. Всем, конечно, памятны события прошлогодней гонки, и никому не хотелось увидеть их повторение. Ближе к финишу напряжение на трассе становилось всё более очевидным. И на последнем круге произошли события, которые можно охарактеризовать, как начало жёсткого сражения за третье место в чемпионате...
По пятничным заездам, конечно, трудно было судить о форме команд и пилотов. Например, прошлогодние “Ауди“ традиционно сильны в первый день гоночных выходных, Маркус Винкельхок и Майк Роккенфеллер постоянно находятся в первой восьмёрке. Но в субботу и, тем более, воскресение их результаты оставляют желать лучшего.
Тем не менее, доминирование “Абт Спортслайн“ в тестовых заездах посеяло нехорошие предчувствия в душах особо пессимистичных болельщиков: нас ждёт очередной бенефис Тимо Шайдера и компании. Немец со своим гоночным инженером Армином Пличем, как мы и предполагали, выудил из недр чёрной “Ауди Р14“ очередную порцию неплохой формы, и его результат 1.07.935 стал лучшим в пятницу.
В субботу на свободных заездах быстрейшим стал уже Маттиас Экстрём (1.06.650). В своих интервью по ходу сезона швед упоминал, что некоторая неровность его результатов связана с неподходящим ему характером новой машины. Ему очень трудно приспособиться к недостаточной поворачиваемости “Ауди Р14“. Хотя, если разобраться, двукратный чемпион может как-никак выигрывать гонки, а вот чемпион 2005 года с трудом добывает баллы в отчаянных попытках заставить прошлогодний “Мерседес“ выполнять свои служебные обязанности. Да, Гэри Паффетт, который уже раз в этом сезоне, исполнял роль предводителя гвардии “Мерседесов“ годичной выдержки. Превосходство “Ауди Р13“ с технической точки зрения само по себе, плюс преимущество в весе обеспечили Роккенфеллеру и Према просто колоссальное по меркам полузаводских коллективов преимущество над представителями “Перссон“ и “Мюкке“ в квалификации.
О субботнем споре пилотов за лучшие места на старте гонки стоит упомянуть особо. Не часто, по сути формальные, заезды могут похвастать таким накалом страстей. Это, ведь, в наше убогое телевизионное время из всего стараются сделать шоу и выжать выгоду. Не всегда же для расстановки пилотов на старте проводились специальные заезды. С развитием автоспорта решили, что честнее в спринтерских гонках расставлять пилотов всё-таки по чистой скорости в конкретных условиях, а не волею слепого жребия или по позиции в чемпионате. А ещё немного позже хитрые коммерсанты решили удлинить гонку (и повысить прибыль от трансляций) квалификацией. Вот и приходится часто сидеть лишний час перед телевизором, хотя из определённых прикидок и так ясно, кто, где и как будет стартовать в воскресенье после обеда. Но бывают и исключения.
Достаточно было посмотреть на лицо Норберта Хауга, который в лёгком счастливом шоке пытался слезть с капитанского мостика. На лица руководителей “Абт Спортслайн“, которые изо всех сил пытались выглядеть бодро и беззаботно. Тотальное преимущество “Ауди“ на протяжении всех предшествующих тренировок вылилось в старт с чётной, а потому грязной части траектории! Утешаться доктору Вольфгангу Ульриху оставалось тем, что с первого стартового места в воскресение в бой уходил Бернд Шнайдер, утративший даже математические шансы на чемпионство. Символично, что эта поул-позиция стала для Маэстро ДТМ 25-ой в год его четвертьвекового юбилея в автоспорте.
Квалификация выявила ещё одну не слишком радостную особенность производственно-технической базы. Оказывается, шинники из “Данлоп“ не могут добиться идентичности поведения автомобилей на разных комплектах резины! Да, бывают случаи, что один или два пилота жалуются после гонки, что на каких-то отрезках гонки им попадались “неправильные“ шины. Но в субботу чуть ли не половина пелотона в один голос утверждала, что поведение машины существенно разнилось от комплекта к комплекту. Интересно, что именно это обеспечило Бернду Шнайдеру старт с первого места (на первых комплектах немец шел в районе пятого-шестого места, но после “переобувки“ смог значительно повысить темп), а Маркусу Винкельхоку стоило проваленной квалификации. Маркус даже специально после второго сегмента подходил к Оливеру Джарвису, чтобы узнать, не в шинах ли дело. Так или иначе, сейчас мы не можем утверждать, сыграл ли этот шинный фактор ключевую роль в расположении пилотов в финишном протоколе.
В принципе, на трассе в Барселоне обгонять можно. И первый поворот при полном непротивлении сторон можно считать удобным местом для маневра, и “Ла Каикса“ вполне можно рассматривать в том же качестве. Так что, теоретически, гонка на голодном пайке дефицита обгонов сидеть не должна была.
Гонка стартовала под палящем солнцем. И стартовала достаточно интересно. Бернд Шнайдер допустил небольшую пробуксовку и уступил лидирующую позицию Тимо Шайдеру с Полом Ди Рестой. К сожалению, в стартовой толчее автомобиль Матиаса Экстрёма потерял часть аэродинамического обвеса, что не могло не сказать на управляемости. Таким образом, на первых кругах гонки образовались несколько “горячих точек“ в лидирующей части пелотона: Шайдер - Ди Реста и Шнайдер - Томчик. Немного осторожничал поначалу шотландский пилот, но ближе к открытию окна обязательных пит-стопов Пол значительно активизировал свои атаки. Тимо не стал искушать судьбу и первым свернул на пит-лейн.
Отлично провёл первую часть гонки и Майк Роккенфеллер, прорвавшись на пятое место, и сохранил свою позицию после первых обязательных остановок. Все они были совершены довольно рано – преимущество свежей резины при условии длинной трассы, когда попасть в траффик не так страшно, как, например, в Брэндс-Хэтч, неоспоримо.
И в самом конце 18 круга Пол, наконец, решился на атаку. Возможно, Тимо отвлекся (впереди вылетела Кэтрин Легг в “Кампсе“). Ну, а в шпильке “Ла Каикса“ атака шотландца была неотразима. Великолепная контактная борьба, уверенность в своих силах – и, в итоге, чистая трасса перед собой. Отличный обгон в исполнении молодой звезды “Мерседеса“. Более того, Пол после обгона начал уходить в отрыв от Тимо.
Немного странную тактику избрал Маттиас Экстрём. В то время, как, например, Джейми Грин, совершил уже обе обязательные остановки, Эки продолжал лидировать, не заезжая на дозаправку. Швед терял темп, и Ди Реста почти догнал его перед самой остановкой. Таким образом, Маттиас проиграл ещё одну позицию после пит-стопа – его обошёл Александр Према.
Вторую остановку Шайдер также совершил раньше основного конкурента. Трасса к этому моменту прогрелась ещё больше, и “Ауди“ начали немного проигрывать “Мерседесам“. Таким образом, Тимо следить теперь нужно было не за Полом, а за Берндом Шнайдером, который смог ликвидировать наметившийся было разрыв начала гонки. В пользу теории о проигрыше “Ауди“ служил и тот факт, что Мартин Томчик, преследовавший после старта Шнайдера, после двух остановок “отвалился“ от лидирующей группы и оказался под атаками Джейми Грина. Стоит упомянуть и очередных проблемах на пит-стопах. Интересно, что все основные злоключения коллекционировал Майк Роккенфеллер. Сначала немец исполнил коронный номер и увёз с собой заправочную канистру. А на втором пит-стопе “отличились“ его механики. Заминка с установкой заднего правого колеса стоила Майку десятка секунд.
Ближе к финишу гонки внимание публики было приковано к острейшим сражениям за пределами первой восьмерки. Винкельхок, Паффетт, Шумахер, Джарвис, Кристенсен устроили отличные показательные маневры на тему, как надо и как не надо обгонять. Бедному Гэри от кого только не доставалось – наконец-то пилоты старых “Мерседесов“ смогли вздохнуть спокойно, ведь, лишние кило за успех в Испании достанутся “Ауди Р13“.
На самых последних кругах неожиданно активизировался Маттиас Экстрём. Для начала швед обогнал Роккенфеллера, а на самом последнем круге ввязался в борьбу с Джейми Грином. Эки выбил англичанина в первом повороте. Грин догнал обидчика и попытался вернуть себе пятое место, но пилот “Ауди“ после довольно честной контактной борьбы вдруг попросту вывернул руль и снова отправил Грина на обочину. Началась борьба за третье место в чемпионате?...
Предварительные результаты :
9-ый этап ДТМ. Барселона.
1 Пол Ди Реста_______ “Мерседес Ц-класс
2 Тимо Шайдер_______ “Ауди Р14”
3 Бернд Шнайдер_____ “Мерседес Ц-класс
4 Мартин Томчик _____“Ауди Р14”
5 Маттиас Экстрём____“Ауди Р14”
6 Майк Роккенфеллер_“Ауди Р13”
7 Александр Према___“Ауди Р13”
8 Джейми Грин________“Мерседес Ц-класс
Личный зачет после девяти этапов
1 Шайдер____62
2 Ди Реста___55
3 Экстрём___48
4 Грин______46
5 Томчик____31
6 Спенглер___31
7 Шнайдер___27
8 Кристенсен_22
Олег Стожков, sport.ru
Комментарии