Дождь в помощь
Никто не мог перед стартом этой гонки предположить, что она превратиться в самый настоящий триллер. Никто, кроме метеорологов. Шансы Пола Ди Ресты на титул из нулевых на старте превратились в более, чем существенные ближе к финишу. Напряжённая борьба, бесконечные перемены погоды, закрученная до предела интрига. Что ещё нужно для настоящих гонок?
Итак, в эти выходные состоялось возвращение серии ДТМ в Ле-Ман. Для кого-то оно выдалось удачным, для кого-то из разряда «нам надо забыть эти выходные и сосредоточиться над работой». Но сейчас мы не будем делать скоропалительные выводы, а просто постараемся детально восстановить картину событий, как пишут в дешёвых детективах.
Итак, кому больше подходит кольцо Бугатти? Перед началом соревнований можно выносить самые интересные предположения, но первые же тесты расставят всё по своим местам. Так и случилось на этот раз. Более того, значительное место в этом шедевре французской кухни отводилось подзабытому было фактору погоды. Метеорологи обещали отменный ливень на всё воскресение. Но немцы, как народ, привыкший к порядку, решили подстраховаться и прибавили к гонке ещё три круга, доведя дистанцию до 180 километров. Авось, удастся таким манёвром захватить ещё кусочек воскресного дождя? Вообще, если не можешь управлять погодой, можешь не обращать на неё внимания. Ведь, погода в гонках далеко не ключевой фактор.
На этот раз головной боли инженерам и пилотам добавила своеобразная историчность трассы. Асфальт во многих поворотах давно не меняли, и, абразивный поначалу, он под шлифовкой многих тысяч колёс самой различной гоночной техники, выступавшей здесь, превратился в очень гладкое полотно. Как показали тесты, “Ауди“ вполне справляются со скоростными поворотами первого и второго секторов. А вот на выходе из последнего поворота трассы им, видимо, не достаёт крутящего момента двигателя и сцепления с трассой, и “Мерседес“ значительно отыгрывается.
Тестовые заезды показали, что даже при 10-килограммовом гандикапе “Ауди“ не удаётся отрываться от «Мерседесов» на требовательной французской трассе. Пусть в пятницу на первых ролях и были пилоты Ганса-Юргена Абта, но представители “ХВА“ всегда находились на расстоянии атаки. А в начале второй тестовой сессии и вовсе лидировали – на трассу обрушился холодный осенний ливень. По мокрому “Мерседес“ едет гораздо лучше “Ауди“. Прекрасно выступили пилоты команды Колина Коллеса. И Кристиан Альберс, и Кэтрин Легг успели «засветиться» в первой восьмерке. Впрочем, у их пожилых “Ауди“ в кои то веки было определённое преимущество. Не стоит забывать, что ни одна из более новых машин не выступала на этой трассе, и, следовательно, никаких данных по настройке у заводских и полузаводских коллективов попросту не было.
О себе напомнил и молодой пилот “Мюкке“, Маро Энгель. Зрелищный вылет после шиканы “Данлоп“, разбитый “Мерседес“ - и у механиков есть, чем заменить здоровый сон. К чести немца, в квалификации он полностью реабилитировался и показал отличный 13 результат, став лучшим пилотом прошлогоднего “Мерседеса“. Это достижение чуть было не отобрала у Маро шотландская пилотесса Сьюзи Стоддарт. Давно подмечено, что у Сьюзи есть особо любимые трассы, которые ей отвечают взаимностью. Видимо, в этот список можно включить и Бугатти. Вторая часть квалификации отсеяла все незаводские машины. На волне испанских успехов вполне убедительно смотрелись Майк Роккенфеллер с Алексом Према. Но в решающий сегмент квалификации им выйти было не дано. Вновь всё решилось в споре “ХВА“ и “Абт Спортслайн“. И решилось довольно неожиданным образом. Первое стартовое место завоевал Мистер “Ле-Ман“, Том Кристенсен! Видимо, ветераны под конец сезона решили напомнить о себе: на прошлом этапе быстрее всех в субботу был Бернд Шнайдер, теперь за дело взялся датчанин. Компанию на первом стартовом ряду ему составил Джейми Грин, чьи шансы на чемпионство перед стартом расценивались лишь как крайне небольшие, и то, наиболее оптимистичными математиками. Главные претенденты на титул спрятались за спинами коллег. Пол Ди Реста квалифицировался лишь четвёртым и поделил второй ряд с подхватившим в Ле-Мане простуду Маттиасом Экстрёмом. Мастер квалификаций этого года, лидер чемпионата, Тимо Шайдер уходил в бой лишь с пятой позиции.
Серьёзность намерений на завоевание титула уже во Франции в “Ауди“ подтвердили на воскресной разминке, заняв все четыре первых места. У “ХВА“ всё шло далеко не лучшим образом. В восьми десятых от Кристенсена, поймавшего в эти выходные кураж, находились Брюно Спанглер и Бернд Шнайдер. А Грин с Ди Рестой проиграли даже Кристиану Альберсу на двухлетней “Ауди“. Впрочем, можно сказать и по-другому. Великолепный Альберс опять пробился в восьмерку лучших, опередив таких серьёзных игроков, как Грин и Ди Реста. Всё это ещё более странно, учитывая тот факт, что разминка проходила на мокрой трассе!
Старт в Ле-Мане, исходя из вышеизложенных позиций, представлялся крайне напряжённым. Несмотря на тяговитость мотора, пилоты “Мерседеса“ часто страдают из-за несовершенной работы сцепления. Так что, Тимо Шайдер мог запросто поравняться на разгоне с Полом Ди Рестой, упорно остаться на своей траектории в первой части шиканы “Данлоп“, а уж дальше дело техники: разгон к “Шапель“ и сам поворот проходят по выгодной для немца траектории.
В гонку машины уходили на промежуточной резине. Только, видимо не все. Тимо Шайдер совершил супер старт – на первое место! Шайдер с Экстрёмом лидировали. Пол Ди Реста отчаянно прорывался вперёд. На пути к третьему место ему пришлось на стартовой прямой опасно обгонять прекрасно стартовавшего Алекса Према. А вот Джейми Грин Старт свой провалил, провалившись на 11 место. В команде решили рискнуть, и зазвали англичанина, что поставить слики – терять-то уже нечего. А вот Алекс Према не смирился с поражением в борьбе с Полом Ди Рестой. В жёсткой борьбе француз выгрызает третье место. Более того, вскоре шотландца опередил и Бернд Шнайдер. Видимо, машина Ди Ресты была не настроена под эти погодные условия. Ошибка за ошибкой, и Пол опускается на шестое место. В итоге и шотландца зазвали на внеплановый пит-стоп, чтобы поставить слики. Несмотря на то, что маршалы весело размахивали желто-красными флагами, оповещавшими о скользкой трассе, всем пилотам на обязательных пит-стопах ставили слики.
При этом не все пилоты выбрали одинаковые стратегии остановок. Экстрём, Шнайдер и Кристенсен до последнего затягивали свои остановки, видимо, в ожидании возможного дождя. Первым не выдержал Эки, и стоило ему только вернуться на трассу, как дождь зарядил с новой силой! Пилоты сняли ногу с педали газа, и времена на круге упали на 10 секунд. Шнайдер заехал на пит-стоп на середине дистанции. Накопленного до этого отрыва хватило, чтобы остаться в гонке третьим, прямо за лидером чемпионата. Сразу же немцы схватились в жёстком поединке. Бернд был явно быстрее Тимо, но пятикратный чемпион не рискнул применять рискованные манёвры.
Наконец, за 15 кругов до финиша опять полило, и к этому времени единственным из лидеров не заезжал на вторую обязательную остановку, и ему успели поставить дождевую резину. Интрига закручивалась до предела. Усилится ли дождь, чтобы помочь Ди Ресте? Помог. И Эки, и Тимо заехали на дополнительные остановки. В итоге, Пол опередил Тимо, буквально на несколько десятых. Дождь как всегда перемешал позиции. Много позиций выиграли Алекс Према (вышел на первое место) с Гэри Паффеттом (на пятое). За восемь кругов до финиша вновь разгорелась борьба между Шайдером и Шнайдером. За две минуты до финиша Бернд всё-таки додавил Тимо в “Шапель”. В итоге, от преимущества Шайдера осталось всего три очка. После начала гонки, когда казалось, что чемпионат окончен, такой результат кажется просто невероятным! Всё решится в Хоккенхайме!
5 Октября. Ле-Ман, кольцо Бугатти. 10 этап ДТМ.
Предварительные результаты
1 Маттиас Экстрём “Ауди Р14“
2 Пол Ди Реста “Мерседес Ц-класса 08“
3 Александр Према “Ауди Р13“
4 Гэри Паффетт “Мерседес Ц-класса 07“
5 Бернд Шнайдер “Мерседес Ц-класса 08“
6 Тимо Шайдер “Ауди Р14“
7 Брюно Спанглер “Мерседес Ц-класса 08“
8 Том Кристенсен “Ауди Р14“
Общий зачёт после гонки в Ле-Мане
1 Тимо Шайдер_____65
2 Пол Ди Реста_____63
3 Маттиас Экстрём__54
4 Джейми Грин_____46
5 Брюно Спанглер___33
6 Мартин Томчик____31
7 Бернд Шнайдер___31
8 Том Кристенсен___23
Олег Стожков, sport.ru
Комментарии