Себастьян Феттель: "У меня нет слов, мы просто боролись до конца"
Самый молодой трёхкратный чемпион мира в гонках "Формулы 1" – вот такой статус приобрёл немецкий гонщик команды Red Bull Себастьян Феттель. В прошедшие выходные в заключительной гонке сезона на бразильском автодроме, не смотря на шестое место, он защитил свой титул и трёхлетнее превосходство команды. В интервью для FIA Себастьян рассказал о событиях непростого для многих Гран-При, а также о чувствах, переполняющих его после победы.
Себастьян, удалось ли вам уже осознать, чего вы достигли в прошедшее воскресенье?
Представляете, нет! Мне до сих пор очень сложно подобрать нужные слова, особенно после такой гонки, когда помимо соперников все обстоятельства против вас. Однако, вместо того, чтобы злиться или расстраиваться, Red Bull продолжал верить в мой успех. Когда в четвёртом повороте меня развернуло, мне казалось, что на меня несётся много машин, тогда я снял ногу с педали тормоза, чтобы скатиться с холма задним ходом, стараясь избежать столкновений. Болид был повреждён, но нам удалось не допустить непоправимых последствий. Когда трасса была сухой, было ясно, что нам не хватает скорости на прямых, поэтому соперники могли без проблем меня обгонять, а мне было трудно совершать обгоны. Следующей проблемой стало отказавшееся работать радио, а потом не вовремя проведённый пит-стоп, поставленные слики во время дождя, и не приготовленные промежуточные шины из-за сломанного радио.
Не смотря на всё это, мы всё-таки показали хорошую скорость: потерю темпа можно было компенсировать за счёт выбора других траекторий, за счёт другого стиля пилотирования. Потом нам удалось воспользоваться ситуацией, когда на трассу выехал автомобиль безопасности. Но, конечно, в тот момент я ещё не знал, будет ли этого достаточно. За пару кругов до этого команда мне сообщила, что позиция, которую я тогда занимал, уже обеспечивала победу в чемпионате, но затем я видел аварию Нико Хюлкенберга и Льюиса Хэмилтона, и хотя Фернандо был впереди меня, я знал, что эти двое ехали впереди него. Когда мне сообщили о ситуации, я очень обрадовался, но команда не могла слышать мой ответ. Поэтому гонка была невероятной, я до сих пор не могу успокоиться, ведь нам пришлось непросто, учитывая все эти обстоятельства. Наверняка, наблюдать за этим всем со стороны было очень интересно, но для гонщиков от начала до конца это была настоящая битва.
"Здорово, выиграть третий чемпионский титул именно в Сан-Паулу, где родился, вырос и похоронен Айртон Сенна"
Теперь вы самый молодой трёхкратный чемпион мира. Какое для вас это имеет значение?
Очень трудно подобрать нужные слова для описания моих чувств. В истории "Формулы 1" гонщики не раз добивались подобного результата, но, безусловно, для этого нужно вовремя оказаться в нужном месте. Не обойтись также и без подруги-удачи, при том, что вы и так упорно работаете, чтобы этого добиться. Вообще, я думаю, что одной из самых замечательных вещей в "Формуле 1" является то, что ты можешь сравнивать своё время, свою эпоху, с тем, что происходило 10, 20, 30 или 40 лет назад. Времена меняются, но так будет всегда, потому что так всё и устроено. Честно говоря, я больше не знаю, что сказать. Здорово, выиграть третий чемпионский титул именно в Сан-Паулу, где родился, вырос и похоронен Айртон Сенна. Я хотел бы поблагодарить каждого человека, работающего в нашей команде – для вас это может прозвучать как стандартная фраза, и порой нас критикуют за то, что мы отделываемся от журналистов стандартным набором фраз, но я чувствую себя частью команды. Я не чувствую, что играю более важную или менее важную роль из-за того, что сижу за рулём машины.
В воскресенье мы добились того, к чему стремились и над достижением чего работали с тех пор, как я присоединился к команде. В течение года мы проделали невероятно большой объём работы. Этот сезон закончился, но наши инженеры и механики сосредоточатся на болиде RB9 для следующего года. Отдыхать им совсем некогда, и мне повезло, что я по сравнению с ними нахожусь в более выгодном положении. Я знаю и уважаю парней за то, что они занимаются своей работой не из-за зарплаты в конце месяца, а потому, что любите автоспорт, любите "Формулу-1". Ребята спрашивали меня, переживаю ли я? Я ответил, что конечно переживаю, иначе, что я вообще здесь делаю? Я всегда волнуюсь, но мы всегда готовы, когда гаснут стартовые огни, мы готовы ко всему, и именно поэтому я тут. По ходу уикенда было множество моментов, когда нужно было действовать, иначе всё бы пошло не так. Мы действовали всё время, мы весь год оставались собой – даже когда кто-то делал такие вещи, которые мы даже никогда не рассматривали – это не в нашем духе, и мы никогда не комментируем действия других – мы всегда хотели быть уверенными в том, что правильно выполняем свою работу. Мы побеждали в сезоне-2010 и 2011, и один умный человек из нашей команды мне говорил, что самое трудное – это выиграть титул на следующий год после того, как ты стал чемпионом, потому что ты оказываешься в центре внимания, ощущаешь оказываемое давление, думаешь лишь о том, как бы выиграть снова, вместо того, чтобы просто продолжать работать как и раньше. Поэтому я стараюсь напоминать себе, что это просто ещё один день, ещё одна гонка. Конечно праздник отменять нельзя, но скромной вечеринки вполне достаточно.
Что спровоцировало ситуацию, и что вообще произошло на первом круге гонки?
Стартовал я довольно хорошо, немного раньше, чем нужно было. Я включил KERS, и заряда до первого поворота не хватило, затем мы поравнялись с Марком, который начал выжимать меня с траектории, так что угол входа в поворот становился всё хуже и хуже. Если ты упрям и стремишься идеально попасть на апекс, то всё может закончиться плохо и ты лишишься переднего антикрыла. Мне пришлось отступить, переключиться на первую передачу, и все пилоты вокруг, находившиеся на внешней траектории, воспользовались моментом, в результате чего я пропустил их вперёд. Затем мой болид в четвёртом повороте получил неожиданный удар – думаю, что Бруно Сенна в тот момент, вероятно, боролся с кем-нибудь за позицию. Дождь моросил с самого начала установочного круга, трасса была скользкой, и, возможно, Бруно об этом забыл. Ситуация была такой же, как в первом повороте – о чём я уже говорил – угол входа в поворот стремительно сужался и Бруно воспользовался моей машиной в качестве тормоза, что, конечно, не особо нам помогло.
Считаете ли вы, что этот титул достался вам сложнее первых двух, и если да, то стал ли он из-за этого для вас самым ценным?
Выиграть титул всегда трудно, но, в любом случае, ты сравниваешь эту победу с предыдущими, хотя воспоминания о них уже не такие яркие, как сегодняшние. И всё-таки, сезон для нас был очень тяжёлым, как на трассе, так и за её пределами. У всех были удачи и неудачи, но мы всегда оставались самими собой, продолжали работать и добились успеха. Было трудно, ведь многие хотели нас опередить и делали для этого всё, поэтому в ходе сезона нам пришлось столкнуться с большим количеством различных неприятностей, но мы оставались самими собой и получили положительный результат. Я так же как и все допускал ошибки, но родители ещё с детства научили меня честно их признавать. В финале квалификации я перестарался, так что результат не был идеальным. Я готов это признать – таково моё воспитание, что само по себе – немаловажный фактор успеха.
"Год был полон взлётов и падений для всех гонщиков. С самого начала я знал, что каждая гонка, каждое очко будут иметь огромное значение"
Не хочется ли вам принять новый вызов: не попытаться ли выиграть следующий титул в составе другой команды?
Сейчас я просто хочу насладиться успехом. Я постарался объяснить вам, что для всей команды важнее всего достижение, которого мы добились в данный момент. Я не хочу увлекаться, рассуждая о том, что будет в следующем сезоне или в нескольких следующих сезонах. В какой-то момент нужно перезарядить батарейки, чтобы снова вернуться в гонки в хорошей форме. Я остаюсь в команде, у меня контракт, который будет действовать вплоть до окончания сезона-2014, я доволен тем, чего мы добились на данный момент, и эта история продолжается. Я счастлив и полон решимости показать всё, на что способен и в следующем сезоне, и в данный момент не вижу смысла переходить в какую-либо другую команду. Я очень доволен тем, какое место занимаю в Red Bull, и просто невероятно то, чего мы добились… Кристиан Хорнер по радио начал перечислять имена гонщиков, которые добились таких же достижений, и при этом забыл Алена Проста. У меня же радио не работало, так что я не мог ему ничего сказать! Он сказал, что они забыли про Проста, а ведь на его счету четыре чемпионских титула!
Сезон был очень трудным – в семи первых гонках было семь разных победителей. Год был полон взлётов и падений для всех гонщиков. С самого начала я знал, что каждая гонка, каждое очко будут иметь огромное значение. В итоге борьба получилась более плотной, чем хотелось бы, а на определённом этапе чемпионата многие и вовсе сняли нас со счетов, когда говорили о шансах того или иного пилота на чемпионский титул. Важно, что мы продолжали верить, с самого начала сезона мы боролись с собственной машиной – машиной, которая отличалась от той, что была у нас в прошлом году. Мне не удавалось использовать свой стиль, чтобы добиться её эффективной работы: задней части RB8 не хватало стабильности, уже нельзя было привычным способом тормозить на входе в повороты. Мы всё перепробовали, и на какой-то стадии сделали достаточно серьёзный шаг в правильном направлении, что позволило использовать приёмы пилотирования, которые мне нравятся. Постепенно ситуация улучшалась, мы набирали скорость, стали более конкурентоспособны. Некоторые гонки были действительно сложными – впрочем, машинам всех команд не хватало прижимной силы и стабильности. Но мы продолжали работать, хотя иногда допускали ошибки, за которые приходилось платить, но учились на них, и наши машины с каждой гонкой постепенно становились лучше.
Можно ли считать эту гонку самой сложной в вашей карьере?
По радио я говорил, но вы этого не могли слышать о том, что безусловно, это была самая трудная гонка этого сезона. Не только потому, что я боролся за титул, что непросто само по себе: вспомните, сколько у нас было проблем. Тем не менее, я финишировал шестым, и это очень хороший результат. Иногда бывает, что шестое место вас полностью устраивает, так что мы можем быть довольны, ведь в сегодняшней гонке решалась судьба титула, и всё сложилось в нашу пользу. Думаю, всё что можно сказать в этом случае, – я сказал, и больше мне добавить нечего.
Яна Литвинчук, @Sport.ru
Комментарии